Главные вкладки

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    статья по логопедии на тему

    Богданова Татьяна Борисовна

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkoln14.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

     с задержкой психического развития

    Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии, и это обусловлено значимой распространенностью данной формы психического дизонтогенеза и связано с необходимостью теории и практики коррекционного обучения и воспитания данной категории дошкольников.

    Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказываний рассказов и сказок. Для этого использую схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения. Некоторые методы и приемы я хочу представить вашему вниманию: Рисуем стихотворение Воспитатель кодирует стихотворение, изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня пробуем стихотворение нарисовать, и тогда вы сумеете его хорошо запомнить». Потом читаю текст и рисую по ходу чтения. Затем вместе с детьми воспроизводим текст с опорой на рисунки, прочитывают дети хором, группами, по одному. Дети старших групп придумывают рисунки сами или вместе с воспитателем. Обратите внимание детей на схематичность выполнения рисунков, не увлекайтесь мелкими деталями. Таблица – рисунок вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при жлеании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст. Изображаем в действии Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию стихотворного текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке стихотворного текста подбираются движения. Эти движения воспитатель, а потом и дети самостоятельно, выполняют во время проговаривания текста. С совсем маленькими детками можно и нужно «изображать» потешки и песенки. Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью воспитателя. Показываем стихотворение Используем пальчиковый, настольный театр, фланелеграф, «театр игрушек». Малышам показываем стихотворение несколько раз для того, чтобы они могли вместе с воспитателем его проговорить. Старшим детям читаем два раза, затем они произносят совместно текст или один ребенок читает стихотворение, а другой «показывает». Например: Ты-хомяк, А ты-хорек, Ты зайчишка, Прыг да скок. Ты-лисица, Ты-куница, Ты- бобриха-мастерица, Ты- охотник… Ой, беда! Разбегайтесь кто куда! Обыгрываем стихи Данный прием заключается в запоминании текста стихотворения через игру, драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст проговаривает воспитатель, а дети «играют», потом наоборот. Например: «Мой мишка» Я рубашку сшила Мише. (показывает мишку и гладит его) Я сошью ему штанишки. (показывает штанишки) Надо к ним карман пришить (показывает карман) И платочек положить. (вкладывает в карман платочек) На плите сварилась каша, (берет кастрюлю с плиты) Где большая ложка наша? (ищет ложку) Я тебе перед едой Руки вымою водой. («моет» Мишке лапы, вытирает его и усаживает за стол) Повяжу тебе салфетку, (завязывает салфетку) Ешь котлетку, ешь конфетку, (дает на тарелочке конфету). Молоко свое допей, (поет молоком) И гулять пойдем скорей! (берет Мишку за лапку и идет гулять). З. Александрова Используем серию картинок Опираясь на серию картинок при заучивании стихотворения, превращаем занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей, имеющих нарушение речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, который сохранился у малыша после прослушивания стихотворения, сопровождавшегося просмотром рисунков, позволяет впоследствии значительно быстрее запомнить текст. Сначала подбираем стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте стихотворение и запоминайте». Читает полностью, не спеша, показываю картинку. Используем один рисунок Стихотворение можно выучить, используя только 1 рисунок. Такой метод особенно подходит при заучивании песенок, потешек, прибауток, закличек. При рассматривании рисунка воспитатель вместе с детьми неоднократно повторяет слова и строчки из текста для лучшего запоминания. Считаем Известно, что четкий ритм привлекателен для детей. Суть заучивания — многократное повторение, которое не утомляет детей, а доставляет радость. Для совсем маленьких можно использовать короткие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять я иду искать!». С более старшими дошкольниками считалки выучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Дети знают много считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сможешь выговорить, к примеру: Тыры-пыры, две гантыры, Бухты-барахты, лебедь крахты. Солнце, бронце, луковка. При заучивании считалок не только совершенствуется звуковая культура речи, но и развивается память, любовь к слову и словотворчеству, художественный вкус. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

    В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

    Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

      Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

    Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

    Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

    Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

    Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

    Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

    Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

    Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

    Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...