«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
презентация по логопедии на тему

Нефедова Ирина Анатольевна

 

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия, направленного на нормализацию мышечного тонуса и стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, является логопедический массаж. Массаж в логопедической работе используется при коррекции различных нарушений: дислалии (разных ее форм), дизартрии (в том числе ее стертой формы), ринолалии, афазии, заикания, алалии и при нарушениях голоса. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Подготовила : учитель-логопед МАДОУ д / с «Улыбка» п. Малиновский Нефедова И.А.

Слайд 2

Одним из видов инновационных технологий в логопедии является логопедический массаж: Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Слайд 3

Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия . Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Слайд 4

Анатомо-физиологическое действие: Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Слайд 5

Основные цели логопедического массажа: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Слайд 6

Краткие анатомо-физиологические сведения. Ло гопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

Слайд 7

Предварительная диагностика. Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц ( путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений ). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

Слайд 8

Показания к применению массажа в логопедической практике . Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Слайд 9

Противопоказания к назначению массажа. Острые воспалительные процессы. Конъюнктивиты. Носовые кровотечения и склонность к ним. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты или другие аллергические реакции. Наличие герпеса на губах. Увеличение лимфатических узлов. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Чрезмерная физическая или психическая усталость. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Слайд 10

Общие рекомендации к проведению массажа. Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Сеанс не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста.

Слайд 11

Оборудование для логопедического массажа:

Слайд 12

Основные приёмы массажа. Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие.

Слайд 13

Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживание готовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание – самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание. Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие.

Слайд 14

Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания.

Слайд 15

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация. массаж расслабляющий активизирующий

Слайд 16

Расслабляющий артикуляционный массаж. Поглаживания: От лба к вискам; От бровей к волосистой части головы; От линии лба вниз по щекам, подбородку, шее; От мочки уха к крыльям носа; Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; Надавливающий массаж от корней волос вниз; Расслабление губной мускулатуры: поглаживание: - верхней и нижней губы от углов рта к центру; верхней губы сверху вниз; нижней губы снизу вверх; носогубных складок; точечный массаж губ (по круговой мышце рта); постукивание.

Слайд 17

Приемы массажа язычной мускулатуры: поглаживание языка в различных направлениях - от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы) -от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы) -круговые, спиралевидные движения похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно( ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы) «ПРОКАЧИВАНИЕ» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд массаж верхнего подъема языка , растягивая уздечку ( движения снизу вверх под языком) покалывание языка ( игольчатым зондом) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком распластывание языка маленькой клизмой - спринцовкой ( сложенная два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи)

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

Статья "Информационно- коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Главное достоинство ИКТ заключается в их соответствии ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре. В статье говорится о преимуществах ИКТ, о исследованиях многих авторов, о структуре  л...

Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью, и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящ...

Применение современных здоровьеберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....