Развитие пространственной ориентации у детей ЗПР с использованием программируемого мини-робота Bee - bot «умная пчела»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Андронова Мария Петровна

Развитие пространственной ориентации у детей ЗПР с использованием программируемого мини-робота Bee - bot «умная пчела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andronova_kalashnikova_ped_idei.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

1слайд Тема: Развитие пространственной ориентации у детей ЗПР с использованием программируемого мини-робота Bee -bot «умная пчела»

Работая длительное время педагогом-психологом с детьми с ЗПР, нахожусь в постоянном поиске методов, форм и средств, помогающих повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

         После каждого обследования анализируя уровень развития детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР сделала вывод о недостаточном умении воспитанников свободно ориентироваться в пространстве. Дети с трудом определяют направление движения, затрудняются двигаться в заданном направлении (вперед — назад, вверх — вниз, вправо - влево), с трудом ориентируются на листе бумаги. Данная проблема подтолкнула к новым поискам направленных на восполнение пробелов в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР.

Понимая, что данная тема сложная и не понятная детям. Встал вопрос, чем и как замотивировать, заинтересовать детей с общей психической незрелостью, низкой познавательной активностью при развитии пространственных представлений.

Зная, что важная роль в развитии дошкольника отводится игровой деятельности и принадлежит именно игрушке, с которой будет играть ребенок я стала изучать передовые цифровые игрушки с проекционными технологиями, с помощью которых можно организовать увлекательно и необычно не только образовательный процесс, но и заинтересовать детей заданиями и создать положительный эмоциональный фон.

Не менее актуальным является также применение таких средств, которые оказывают комплексное воздействие на интеллектуальное, эмоционально-волевое, коммуникативное развитие ребенка и имеют множество познавательных и обучающих функций.  

Для решения данной проблемы (развитие пространственной ориентации) мы нашли выход использовать робот Bee -bot «Умная пчела»

И сегодня я со своей коллегой работающей на компенсирующей группе для детей с ЗПР познакомим вас с роботом Bee -bot «Умная пчела» и поделимся опытом использования данного средства  при развитии пространственной ориентации у детей ЗПР.

2 слайд  Цель и задачи нашего мастер-класса  вы можете прочитать на слайде

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию робота «Bee-bot» при развитии пространственной ориентации у детей ЗПР.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с мини-роботами «Bee-bot» «Умная пчелка»  и особенностями работы с ними.

2. Показать эффективность и специфику работы с программируемыми роботами при развитии пространственной ориентации детей с ЗПР.

3 слайд

В процессе коррекционно – развивающей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

- Принцип системности.

Работа проводилась с сентября 2022 учебного года, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

- Принцип доступности. 

Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

- Принцип наглядности и интерактивности.

  Благодаря роботам дети активно работают на занятии. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение программируемого робота Bi-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
4-5-6 слайд 

Что такое «Умная пчела»? Это программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных материалов. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными полосками. На корпусе размещены яркие кнопки, позволяющие программировать робота. При нажатии кнопки «Вперед» робот продвигается вперед на один шаг (15 см). Если запрограммированное действие выполнено, верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение выполненного действия.  При включении кнопки «Назад», он отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» мини-робот не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°.

Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию.

Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – коврики («Цвета и формы», «Ферма», «Город», «Остров» и универсальный). Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота.

Чаще всего мы использовали коврик «Универсальный» – на нем нет изображений, он разделен на сектора. Возможности его безграничны, так как позволяют решать образовательные задачи по любой тематике, стоит только выложить необходимый картинный материал или фигурки (манекены).

7 -8 слайд 

Игровые ситуации с роботом успешно применяются нами на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми ЗПР дошкольного возраста. Тематика игр с роботами разнообразна и зависит только от фантазии педагога и выбора им демонстрационного материала (картинок и предметов) для игрового поля, а также от планируемых педагогом игровых задач. Таким образом, игры с Пчёлкой возможно включить в реализацию любого тематического плана и освоение любой образовательной области.

Игры с роботом являются действенным методом формирования пространственных представлений. Ведь для того, чтобы выполнить игровую задачу и «привести» Пчёлку в нужную клетку игрового поля, ребенку необходимо определить, в какую сторону (вперед или назад, влево или вправо) должен двигаться и поворачиваться робот, и в зависимости от этого задать игрушке программу движения.

9 слайд 

          На подготовительном этапе дети в игровых ситуациях сами перемещаются по большому напольному игровому полю в клетку, закрепляют умение определять пространственные направления от себя: двигаются вперед или назад и поворачивают на месте направо или налево. При этом команды игроку дает сначала педагог, а затем дети.

Затем предлагаются игры с усложнением показ на коврике фигуры до,после ,между.

10 слайд Самое сложное для ребенка – научиться ориентироваться в пространстве не относительно себя, а относительно игрушки, которая при этом постоянно поворачивается и меняет свое пространственное расположение на игровом поле.

Сначала используются игры с командами «вперед», «назад», затем добавляются направления поворотов «вправо», «влево». При этом простые маршруты движения Пчёлки проговариваются ребенком устно («Нужно пройти вперед один…два…три шага»), запоминаются, после чего игрок сразу же программирует игрушку. Такой способ выполнения способствует развитию слуховой и зрительной памяти.

11 слайд При переходе к более сложному сочетанию команд путь передвижения Пчёлки становится длиннее. На этом этапе последовательность действий сложно запомнить, поэтому ее нужно сделать наглядной. Записать программу движения робота можно с помощью маршрутного листа, на которых действия изображены в виде символов управления Пчёлкой .

12 слайд При работе с маршрутными листами дошкольники учатся читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Развивается наглядно-образное мышление, знаково-символическая деятельность, которая подразумевает операции замещения, кодирования и декодирования информации. 

13 слайд Все игры подчинены дидактическому принципу «от простого к сложному». Учтено, что детям проще определять пространственные отношения к предметам, которые расположены на небольшом отдалении от них. И так как любое задание связано с речевой деятельностью и, как правило, носит комплексный характер, от ребёнка требуется умение слушать задание, говорить, объяснять и пр. Ведётся большая словарная работа с заменой одних предлогов (или наречий) на другие, указывающих как на синонимичность пространственных отношений, так и на антонимичность. Все разработки могут использовать педагог - психолог, учитель-логопед, учитель - дефектолог и воспитатели.

В результате используя интерактивные игрушки, можем отметить, что мини-робот действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны, а также  стал нашим универсальным средством, в образовательном процессе помогающим решать не только задачи  по развитию пространственной ориентации дошкольника, но и речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также в развитии памяти, воображения, творческих способностей, логического и абстрактного мышления.

А сейчас предлагаем и вам немного поиграть с мини-роботом.

Уважаемые коллеги возьмите каждый по одной карточке и объединитесь в команды у столов с такими же карточками как у вас.  Обратите внимание, на карточках есть еще обозначения! Что вы видите на своих карточках? Правильно это буквы.

У кого на карточке П – они будут проверяющими, проверять правильно ли подобран маршрут, у кого на карточке буква К - вы будете контролерами, будете контролировать правильность программирования маршрута на пчелке, кто увидит на своей карточке У – те будут управляющими они вводят маршрут с помощью нажатий кнопок на пчелке.

         Но для выполнения задания вы должны отгадать загадку ответ будет находиться на коврике пчелки, выкрикивать отгадку нельзя! Все обсуждения ответа  должны делать тихо со своей командой, чтобы не услышала отгадку вторая команда!

Когда вы обсудите в своей команде отгадку вы должны будете посмотреть на коврик и подобрать к своей отгадке маршрутный лист с правильно записанным маршрутом, проверяющие проверяют маршрутный лист, просчитав шаги и повороты до отгадки и только тогда приступают управляющие к программированию пчелки.

После программирования маршрута вы говорите ответ и только после запускаете пчелку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.

Приступайте к заданию (выполняют задание). Молодцы! Спасибо. Вот так мы играем и учимся программировать.

Рефлексия! Если для вас мастер класс прошел плодотворно, и вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе - то похлопайте, а если мастер класс был для вас не интересен и использование данной техники в работе с детьми вы считаете не уместным, то потопайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом" 2019год

Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп....

Комплекс игровых упражнений с мячом, направленный на развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Данный комплекс упражнений с мячом является одним из наиболее эффективных методов развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Презентация "Развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста" направлена  на знакомство воспитателей детского сда с алгоритмом и приёмами работы по развитию пространст...

Развитие пространственной ориентации у детей ЗПР с использованием программируемого мини-робота Bee - bot «умная пчела»

1. Познакомить участников мастер-класса с мини-роботами «Bee-bot» «Умная пчелка» и особенностями работы с ними. 2. Показать эффективность и специфику работы с программируемыми роботами при развитии ...