Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Людмила Леонидовна Шепырева

Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в этом элементарном взаимодействии рождается основа всех переживаний и чувств маленького человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.

Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в этом элементарном взаимодействии: в самом деле, что может быть проще, чем улыбнуться в ответ на ласковый взгляд, - рождается основа всех переживаний и чувств маленького человека. Именно в младенчестве у ребенка рождается чувство доверия к окружающим, способность видеть в людях союзников, ждать от будущего хорошего, глядеть на мир широко, доверчиво раскрытыми глазами. Если это происходит, можно считать, что в душе ещё одного человека поселились добро и радость.

По мере взросления малыш обретает способность не просто эмоционально откликаться на окружающее, но всё активнее выражать свои потребности и желания. Сначала ему достаточно для этого только указательных жестов и звукоподражаний, на которые с готовностью откликаются окружающие его взрослые. Появление у ребёнка экспрессивной речи в виде звучащих слов делает его обладателем мощного инструмента взаимодействия с другими людьми и воздействия на них. Способность воздействовать открывает совершенно новые горизонты для развития, с одной стороны, и широчайшие возможности для манипуляций другими людьми в угоду собственных желаний – с другой. Любой ребёнок сталкивается в своей жизни, не только с положительными, но и отрицательными переживаниями. По сути, любое «нельзя» является потенциальным источником неудовлетворения потребности. Неудовлетворенное желание рождает напряжённость, тревожность, неуверенность, то есть психологическое состояние, называемое фрустрацией. В результате появляется недоверие к окружающему. Для снижения тревоги и укрепления чувства защищённости требуется контроль над происходящим. Происходит деление окружающих или окружающего на тех. «кого контролируют», и тех «кто контролирует». У ребенка появляются симпатии к определенным людям. Он симпатизирует тем, кто хорошо понимает его потребности, способен удовлетворить их лучшим образом. Естественно, что таким человеком для любого ребенка является мать. Это означает, что уже на самых ранних этапах развития реализуется один из универсальных законов онтогенеза – принцип дифференциации. В самом факте избирательного отношения к окружающим нет ничего предосудительного. Наоборот, именно в направлении дифференциации, уточнения происходит совершенствование познавательных процессов ребенка, его психики в целом. Как известно, на процесс развития влияет множество факторов. Это биологические детерминанты в виде наследственности, врожденных свойств нервной системы ребенка и.т.д., а также социальная ситуация развития личности, которая определяется составом и качеством как макросоциальных, так и микросоциальных факторов. Несмотря на сходство условий жизни, найти хотя бы двух сколько – нибудь похожих детей очень непросто. Очевидно, что результат воздействия названых обстоятельств на развитие ребенка зависит от его собственной активности, палитры неповторимых черт, создающих индивидуальность. Именно в индивидуальных особенностях личности ребенка и скрыты многие из причин, препятствующие налаживанию контактов с окружающими.                                                   До определенного возраста эмоциональное реагирование ребенка на окружающую действительность и доминирование в его поведении принципа удовольствия можно считать приемлемым. Однако уже на втором году жизни у ребенка появляются мотивирующие представления, которые существенно изменяют характер взаимоотношений с внешним миром. В дошкольном возрасте происходит формирование системы соподчинения мотивов. Это обстоятельство превращает малыша из существа ситуативного, подчиненного сиюминутным побуждениям и спонтанным внешним воздействиям, в субъекта, обладающего внутренней цельностью и организованностью.     Важное место в процессе специфически человеческого опосредования мотивов поведения занимает речь. Она выполняет функции планирования, внутренней  организации и регуляции деятельности. Общеизвестно положение Л.С. Выготского об орудийном характере языкового знака для мышления и речи. Язык выступает в качестве средства, инструмента речи и общения. Однако следует оговориться, что «система усвоения речи ребёнком, состоящая из многих элементов и нескольких уровней, коррелирует с системой языка, но не тождественна ей». Для того чтобы овладеть языком, человек должен выработать, сформировать свои собственные психологические структуры, и именно в этом состоит языковое развитие, приобретение языковой способности или языковой компетентности.                                                                                                                            При усвоении языка структура речевой способности складывается у ребенка без специального обучения, естественным путем, как бы «сама собой» Это не значит, что обучение при этом вообще не имеет места. Имеется в виду, что в данном случае обучение не носит того специально организованного, целенаправленного характера, как, например. в школе.  

Прежде чем перейти к рассматриванию базисной для общения категории отношения, следует сделать несколько замечаний относительно структуры деятельности общения и важнейшего ее  инструмента – речи. Речь далеко не сразу занимает доминирующее положение в структуре общения и становится основным его средством.  Любое общение предполагает направленное изменение в смысловом или феноменологическом поле другого человека. Наиболее распространенным, действительно, является путь через значения. Мы отбираем слова и организуем их так, чтобы произвести сдвиг в смысловом поле партнера. Примерно так же используются и другие средства, такие, как мимика, жесты, пантомимические движения. Однако все это – инструменты опосредованного общения. Что касается личностно - смыслового общения, то оно либо вовсе не использует знаковые средства, либо привлекает их эпизодически.

Исследования свидетельствуют о том, что в онтогенезе общение как самостоятельный вид деятельности имеет место в зрелом и старческом возрасте, у детей же преобладает общение – взаимодействие. Детский тип общения характеризуется деятельностью, происходящей из»предметно – практической содержательности». Кроме того, детскому типу общения свойственны небольшие затраты времени, слабая дифференцированность отношений по степени эмоциональной вовлеченности, преобладание объема общения со сверстниками, высокая степень доверительности. При этом языковые знаки используются как оперативные единицы, они применяются в виде общественно закрепленных схем, правил использования знаков, их эталонных образцов.            

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.

В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...

Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».  Данна...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....