Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
методическая разработка на тему

Аникеева Елена Петровна

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Белогорью.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

На сохранение  духовно – нравственного компонента  ориентирует  федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),  который направлен  на   приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_anikeeva_e.p.docx78.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аникеева Елена Петровна

Управление образования администрации Ракитянского района

Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества

Автор опыта

Аникеева Елена Петровна

воспитатель МДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад № 7»

п. Пролетарский

Ракитянский район

Белгородская область

Ракитянский район

2017 год

Содержание

Информация об опыте        3

Технология опыта         10

Результативность опыта        15

Библиографический список        17

Список приложений        19

  1. Информация об опыте

Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества

1.1.Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 7», расположен в густонаселённом микрорайоне поселка Пролетарский Ракитянского района. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с муниципальным образовательным учреждением «Пролетарская средняя  общеобразовательная школа № 1», детской библиотекой,  Дворцом  культуры, физкультурно-оздоровительным комплексом «Спартак» и Храмом Успения Пресвятой Богородицы.

В дошкольном учреждении функционирует восемь групп для детей от 2 до 7 лет. Контингент семей воспитанников разнороден и представлен различными социальными слоями: служащие – 30%, рабочие – 48%, инженерно – техническими работниками -8%, предприниматели – 4%, домохозяйки -10%, неполные семьи составляют -12%.

Социологическое  исследование семей воспитанников показало, что 80%     молодых родителей не знают истории, традиций и культуры своего народа, своего края, не уделяют должного внимания   духовно-нравственному и  патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому  нарушается путь успешной ранней социализации  личности, формирование устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству.

Началом работы стало проведение диагностики, было проведено анкетирование родителей с целью выявления   семей причастных к казакам, осведомленности  об истории и культуре казаков. Заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах работы.

Для фиксации и определения знаний об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре были использованы методики  Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой, диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Белгородского края, культурой и традиций казачества. Данные методики исследования характеризуются своей простотой, доступностью, показательностью и легкостью в организации, проведении и анализе полученных результатов.

В исследовании приняло участие – 30 детей (100%) и взрослых (100%).

Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания об истории родного края, об образе жизни людей в старину,  о различных видах труда народных ремесел, народной культуре казачества (Приложение 1).

Полученные данные позволили отметить следующее:

Таблица № 1

№ п/п

Показатели

Уровень (%)

Высокий

Средний

Низкий

1

Знания об истории малой Родины

11

30

59

2

Знания об образе жизни людей в старину

10

31

59

3

Знания о различных видах труда народных ремесел

11

36

55

4

Знания о народной культуре

8

35

57

5

Знания о традициях казачества

5

10

85

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей (57%) уделяют недостаточно  внимания для приобщения детей к культуре малой Родины. 79 % родителей считают, что изучение культуры казачества, обычаев и традиций позволит формировать духовно-нравственную личность ребенка. Из 30 опрошенных родителей выяснилось, что у 10% родителей имеются казачьи корни.

Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках, об истории родного края, об образе жизни людей в старину,  о различных видах труда народных ремесел, народной культуре казачества. Полученные данные занесены в таблицу № 1.

Исходя из опроса родителей и диагностики дошкольников, педагогический коллектив детского сада пришел к выводу, что необходимо  создание условий для  формирования  у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления  ими социального опыта жизни  в условиях малой Родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к истории, традициям, культуре казачества Белогорья.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что дети дошкольного возраста хотят больше узнать о традициях казачества, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда, народных ремеслах, народной культуре; поближе познакомиться с обрядами, православными праздниками, народными, дидактическими, подвижными, хороводными играми и песнями.

Автор опыта считает, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.  Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Педагоги  прививают чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы нравственности, в процессе воспитания формируется любовь к родным людям и к своей стране. Поэтому  необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций.

  1. Актуальность опыта

Важной предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие, сложившиеся в настоящее время между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой по формированию и развитию у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственно-патриотического развития личности в условиях традиционного воспитания. 

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Белогорью.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

На сохранение  духовно – нравственного компонента  ориентирует  федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),  который направлен  на   приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Автор опыта считает, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры казачества как источника гармонизации деятельности ребёнка и развития его творческого потенциала. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине.

В соответствии с требованиями ФГОС  духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени  дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок  обладает установкой  положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, поэтому уже в детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.

  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  сопровождении детей старшего дошкольного возраста в воспитании гражданина и патриота знающего  культурное наследие и традиции казачества.

  1. Длительность работы над опытом

Работа по опыту включает специально организованную учебно-игровую деятельность и представляет собой систему работы с детьми цикличностью 3 года с поэтапным решением поставленных задач, и реализуется в условиях детского сада.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года по май 2016 года.

1 этап – начальный (диагностический) сентябрь 2013 – январь 2014 этот период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.

2 этап – основной (формирующий) январь 2014 – март 2016, на котором осуществляется работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков. Это осуществлялось с помощью внедрения игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений, народного фольклора.

3 этап – заключительный (аналитико-обобщающий) март 2016 – сентябрь 2016 повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о  традициях и культуре казачества.

Диагностика на заключительном периоде доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает: организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей.

1.6 Теоретическая база опыта

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России.

Основные направления патриотического воспитания молодежи в казачьих обществах изложены в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России». [21]

Методологической и теоретической основой опыта   являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.  Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубенштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович).

На протяжении всего культурно-исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание значимости формирования нравственного воспитании и развития  личности. К различным аспектам этой проблемы обращались античные мыслители Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон. Вопросы воспитания у подрастающего поколения нравственных качеств личности отражены в трудах выдающихся ученых Г. Гегеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, Я. Коменского, И. Песталоцци и др. [13]

В. Кузнецов определяет понятие «нравственность» как «совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами» [4, с. 659].

Анализ современной литературы позволил автору определить, что нравственное воспитание - один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [20].

 «Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине»[11].

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко [18], В.Я. Стоюнин [20], В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [21] и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Анализ современной социально-гуманитарной литературы показывает, что в исследовании казачества в основном превалируют историко-культурологический и политологический аспекты. Стараниями российских ученых-историков сделана немалая работа по становлению истории казачества, прослежены основные этапы и периоды отношений казачества и государства, казачества и российского общества. Свой неоценимый вклад в осмысление этой проблемы внесли А.В. Венков, В.В. Коваленко, И.А. Казарезов, С.А. Кислицын, А.И. Козлов, В.Н. Королев, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджиян, С.В. Черницын. [20] Во многом их работы способствовали процессу культурного возрождения, актуализации социальной инициативы казачьего движения.

Интересные обобщения сделаны в работах Г.Г. Матишова, Н.А. Рыбловой, И.О. Тюменцева, В.П. Трута, в которых, несмотря на превалирование исторического аспекта, раскрываются условия становления современного казачества. Проблемы современного казачьего движения осмысливаются в трудах К.Н. Максимова, О.В. Матвеева, Т.А. Невской. Интересные эвристические выводы содержатся в работах А.А. Сазонова, Н.И. Сухановой, Т.С. Ткаченко.

В основе педагогического опыта лежат идеи М. Б. Кусмарцева. В его работе представлены концептуальные подходы к современному пониманию этнокультурного казачьего компонента в образовании, раскрыты его сущность, содержание и специфика реализации, в общем, и дополнительном образовании детей, деятельности учреждений культуры и молодежной политики, обоснован духовно-нравственный потенциал воспитания казачьей молодежи на героических традициях Сталинградской битвы. Раскрыты пути и средства воспитания на патриотических традициях казачества, актуализировано патриотическое содержание казачьей символики и образа жизни. [13]

Изучена книга «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г., на основе данного пособия автор опыта разработал перспективное планирование. [19]

Интересные обобщения сделаны в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова, С. И. Артемьева. Сборник состоит из трех разделов и приложений. Первый раздел посвящен истории казачества, второй раздел быту, традициям, обычаям, символике, третий раздел посвящен военной тематике. В приложениях можно ознакомиться с казачьим разговорником, казачьими песнями, а также прочитать поучительные сказки.    

         Изучены книги  Еремина Н.М «Казаки из Белгородской земли», Астапенко М.Г «История донского казачества», Платохиной Н.А «Этнокультурный музей в ДОУ».

        Углубленное изучение научной литературы по изучаемой  проблеме, позволили автору определить критерии нравственно-патриотического воспитания:

  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии - казачество, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

1.7 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании  известных форм обучения детей: фольклорные праздники, видео – путешествия, экскурсии; встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры: дидактические, подвижные, хороводные, образовательные ситуации, продуктивные виды деятельности, способствующие  воспитанию нравственно-патриотической личности дошкольников через изучение культуры казачества.

1.8. Характеристика условий применения опыта

Данный опыт работы по воспитанию нравственно-патриотической личности детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества доступен и может быть использован воспитателем, как со стажем, так и молодым специалистом дошкольного учреждения. Результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для организации обучения детей 5-7 лет.

II. Технология опыта

Тема опыта: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Цель данного опыта заключается в повышении уровня развития нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение  к традициям, истории и культуре Белогорья.
  • Воспитывать уважение  к истории  отечества, родного края, людям,  служившим Отчизне верой и правдой.
  • Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества личности, гражданское достоинство.
  • Развивать познавательный интерес к  народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к  образцам казачьего декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок  родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Обобщить полученные результаты в процессе диагностики знаний детей истории  родного края, культуры и традиций казаков.

        Автор работы определил структуру деятельности, которая состояла из поэтапного планирования целей, содержания деятельности, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, разработке календарно-тематического планирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества (Приложение 2).

        Работа начиналась с  введения этнического содержания в развивающую предметно - пространственную образовательную  среду. Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно – пространственной развивающей образовательной среды. С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе был  создан мини-музей «Казачий курень», как источник приобщения детей к сокровищам  истории, культуры и искусства казачества.  В музее дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков.  Предметы в музее подобраны по следующим принципам:

- каждый предмет знакомит с историей жизни народа;

- предметы различны по назначению, использованию;

- любой предмет оригинальный, привлекательный, красивый.

 В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью (чашки, крынка, глэчик, деревянные ложки, рядом с прялкой лукошко с пряжей, спицами, крючком для вязания. В «Красном углу» казачьей комнаты находится икона, рушник, куклы обшиты в казачью одежду. На полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши бабушки.

Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Созданная развивающая предметно-пространственная  среда соответствует требованиям основной программы дошкольного образования МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечающим возрастным особенностям детей. В образовательной деятельности музея «Казачий курень» реализуются принципы интерактивности и диалога. Дошкольники чувствуют свою причастность  к созданию мини – музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.

На начальном  этапе работы  была подобрана различная методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки), оформлены тематические альбомы «Ракитянский край родной», «Жизнь и быт казаков», «Православные праздники», «Одежда казаков»; «Традиции казаков», собрана картотека технологических карт по данному направлению.

Основное содержание  проводимой работы по ознакомлению детей с малой родиной находит отражение в программе   «Пролетарские казачата», разработанной в соответствии с ФГОС ДО на основе нормативно – правовых документов, в которой рассматриваются вопросы по ознакомлению детей с историческими корнями, жизнью, бытом, трудовой деятельностью казаков. Программа включает разделы: «Родной край», «История казачества», «Жизнь и  быт казаков», «Культура казаков». Данные разделы программы «Пролетарские казачата»  тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно – творческой, художественно – речевой, музыкальной.

Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак, поэтому программа «Пролетарские казачата» реализуется совместно с дополнительной программой «Добрый мир» православная культура для малышей Л.Л. Шевченко. Целью данной программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Формируя нравственно-патриотические качества личности дошкольника активно используются современные методы и технологии:  проектная,  исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, ИКТ-технологии, технология массового праздника, технология здоровьесбережения.

В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы,  способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видео – путешествия, беседы с показом презентаций.

С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовывались беседы «Наши корни», «Традиции моей семьи»,  образовательные ситуации «Верный друг казака - конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень».

Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков (Приложение 3).

Дидактические игры -  представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.  С помощью дидактических игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Казачий курень», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю» не только передавались определённые представления о культуре казачества, но и создавались условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.

В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли». С помощью этих игр  дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков (Приложение 4).

Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других. Пословицы и поговорки казачьего народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в ёмкой сжатой форме заключающая огромный смысл. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.  

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя – песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки.  Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе,  честности, любви к Родине и т.д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр – это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.

Одним из самых ярких праздников является праздник-посвящение в казачата  «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество», где была проведена «торжественная присяга» казачат  (Приложение 5).  В торжественной обстановке в присутствии родителей и казаков ансамбля казачьей песни «Есаул»,  дошкольников посвятили в казачата.  Незабываемые праздники «Казачья ярмарка», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались», которые несут в себе задор, юмор  казачью удаль. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.

При изучении музыкального фольклора первостепенную роль автор отводит освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Покров», «Пасха», «Рождество», «Троица». Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

 Доброй традицией стали встречи дошкольников с представителями местного казачества под девизом «Казачьему роду нет переводу!».

Для повышения  квалификационного уровня педагогов в приобщении к культуре и традициям казачества в дошкольном учреждении были  организованы мероприятия: консультации для педагогов, семинары, круглые столы, мастер-класс по народной игре «Приобщение дошкольников к русским народным играм».

Важной частью в своей работе автор считает взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания.   Именно поэтому  работу по ознакомлению дошкольников с родным  краем проводится в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности  включены следующие формы работы с родителями:

  1. Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
  2. Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию помощи.
  3. «Круглый стол» с родителями проводится с целью обсудить в неформальной обстановке актуальные вопросы воспитания детей в семье.
  4. Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и детьми, развитию эмпатических способностей.
  5. Родительские уголки, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к активному участию.
  6. Творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых наши родители - мамы и папы являются активными участниками (совместное исполнение песен, постановка танцев).

Для родителей были разработаны консультации «Без прошлого нет будущего», «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре казачества актуально в наше время». Действует заочная школа для родителей, где родителям предлагаются консультации, памятки, буклеты (Приложение 6).

Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно - нравственном воспитании детей.

 Казаки — активная часть нашего общества. Православие — духовный стержень этого сословия. Казаки – глубоко верующий народ. Казак без веры – не казак. Поэтому наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с Храмом Успения Пресвятой Богородицы. Педагоги с родителями и казачатами совершают экскурсии в Храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно  торжественно встречали и получали благословение от Екископа  Губкинского и Грайворонского Софрония.

  1. Результативность опыта

С целью выявления результативности проведенной работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества» повторно проведена диагностика по методике Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой.

Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяются на основе бесед с детьми, анализа детских работ, наблюдения за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, свободных видов деятельности.

По итогам диагностики уровень усвоения дошкольниками представлений об истории и культуре  казачества 2013-2016 годов значительно вырос. Отмечена положительная динамика показателей. Воспитанники многое узнали о культуре и традициях казачества: об истории переселения казаков на Белгородскую область, особенности быта и жизни казаков, обычаи семейной казачьей культуры. У дошкольников сформированы представления диалектной лексики казаков, чувство настоящего патриота, который знает свои исторические корни своего народа, а дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса к своей малой Родине.

Диаграмма 1

Динамика формирования представлений о культуре и традициях казачества у детей дошкольного возраста (в %)

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народной культуры казачества, как источника гармонизации деятельности дошкольников и развитие их творческих потенциалов.

Правильно организованная работа по нравственно – духовному и патриотическому  воспитанию на истории и традициях казачества дала положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники познакомились с историческим прошлым родного края, сформированы первичные представления об особенностях  жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко – культурных ценностей. Этот приобретённый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему  поколению.

Библиографический список

  1.  «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
  2. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» [Текст] /Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.  Издательство «Учитель» 2007г.
  3. Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
  4. Большой толковый словарь русского языка. / Сост.и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  5. Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» [Текст] / Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И.   ТЦ «Сфера» 2002г.
  6. Ватаман, В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». [Текст] / Ватаман, В. П.  Издательство «Учитель» 2007г.
  7. Визер, В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. [Текст] /  Визер, В.Г. М.: Интеграция, 2005. 219 с.
  8. Володацкий В.П. Развитие казачества в современном Российском обществе (социальный опыт Донского казачества) Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону – 2011
  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Психология развития ребенка [Текст] / Выготский, Л.С.  М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. С. 235-327.
  10. Выготский, Л.С. Детская психология  [Текст] / Выготский, Л.С.Собр. соч.: в 6 т. - М. 1984.-Т. 4.
  11. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев,– Волгоград: ПринТерра, 2008. – с.
  12. Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
  13. Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120
  14. Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с.
  15. Казачество в истории России: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва) М.: Аспект, 2007. 254 с.
  16. Казачество: энциклопедия / редкол.: А.П. Федотов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2003. 396 c.
  17. Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. – Москва, 2014
  18. Маркова, В.А. Данилина, Л.М.  Прасолова, З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» [Текст]/ В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г.
  19. Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению российского казачества // Федерализм: Прошлое. Настоящее. Будущее. 2009. №3. С. 163-180.
  20. Научно-методический журнал для педагогов и родителей //Детский сад от А до Я. 2003.№3
  21. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. [Текст] / Стоюнин, В.Я. СПб, 1898. С. 415. (348)
  22.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  23. Народный казачий танец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mgutm.ru/materialy-kazachikh-kadetskikh korpusov/programs/hudojestvenno_esteticheskie/nkt.pdf - статья в интернете.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение № 1 – Диагностический материал по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Белгородского края, культурой и традиций казачества
  2. Приложение №  2 – Календарно-тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества «Пролетарские казачата» (1 год обучения)
  3. Приложение № 3 – Образовательная ситуация «Путешествие в казачий курень»
  4. Приложение № 4 – Дидактические («Казачья горница», «Найди оружие казаков»), подвижные («Заря», «Иголка, нитка и узелок»), хороводные игры («Игровая», «Во садике царевна»).
  5. Приложение № 5 – Праздник-посвящение в казачата «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!».
  6. Приложение № 6 – Памятки для родителей «Роль семьи в воспитании  патриотических чувств у дошкольников», «Патриотическое воспитание в месье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.

В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...

Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».  Данна...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...