«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».
статья (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному городу, родному Отечеству. Дошкольный возраст, как известно – является важнейшим периодом становления личности. Именно в этот период формируются и закладываются предпосылки нравственных, гражданских, патриотических качеств личности, развиваются элементарные представления дошкольников об окружающем мире, отношение к своей семье,  к малой Родине, к Отечеству, к родной природе.

Дошкольные образовательные учреждения, являются первой ступенькой, начальным звеном системы образования и призваны формировать первичные представления у воспитанников об окружающем мире, гражданственности, любви к Родине.  Несомненно, именно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка уже сформировались некоторые личностные качества, свидетельствуют о необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию необходимо усилить и углубить работу в данном направлении.

 Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. При условиях, если знакомство с родным городом происходит в активном взаимодействии с окружающим миром, практическим путём  (через игру, предметную  деятельность, общение, труд) различные виды детальности, которые свойственны дошкольному возрасту, формирование патриотических, нравственных чувств и представлений дает необходимый эффект.

В работе по ознакомлению дошкольников с родным городом педагоги  выделили следующие принципы:

1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения

хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие

понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для

самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о

родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения. Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

     Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей семье, к своей малой родине - месту, где родился человек. Для наших воспитанников -  это город Валуйки, Белгородский  край. У каждого места на земле есть своя история. Город  Валуйки  имеет богатое историческое наследие, которое должны знать наши дети.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где воспитанники рассматривают историю  города Валуйки в иллюстрациях. В уголке находится дидактический материал о растительном и животном мире Белгородской области. Накоплен и систематизирован дидактический материал о годах ВОВ проходившей в родном крае, о военной технике. Для проведения тематических праздников используется костюмерная часть уголка, где у дошкольников есть возможность прикоснуться к истории, одеть костюмы и отправиться в различные исторические путешествия (национальные костюмы, костюмы богатырей, военная форма, пилотки и фуражки). Пополняется уголок различными дидактическими, настольными играми, а также используются информационно-коммуникационные технологии.

Знакомство с родным краем начинают с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с района, где находится его детский сад. Круг знакомства постепенно расширяется: старших дошкольников знакомим с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы, с рекой Валуй, с местом нахождения Белгородской области на карте России.

Пробуждение у детей любви к родному краю наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:

• в организованной образовательной деятельности, где дошкольники получают знания о своем крае;

• окружающий мир обогащает и стимулирует детское творчество (дети с увлечением рисуют праздники, родную природу, свой город; выполняют аппликации "Мой город", "Улица нашего города", "Машины на улицах города");

• формирование гражданско – патриотических качеств личности посредством сочетания наблюдений непосредственного окружения с чтением художественных произведений (рассказы П. Бажова, рассказы Е. Бианки), слушанием классической музыки (П.И. Чайковского), рассматриванием картин и иллюстраций к книгам;

• ознакомление дошкольников с родным городом через игру так как она ведущая деятельность и способствует достижению цели (строительные игры: "Мы строим город", "Мы – архитекторы"; сюжетно – ролевые игры: "Магазин", "Библиотека", "В музее", "Семья"; дидактические: "Русская семья», «В русской избе» и др.;

• приобщение детей к трудовой деятельности является не менее важным фактором. Любовь к своей Родине становится настоящим чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании трудиться. Хотя труд дошкольника и несложен, но он необходим для формирования его личности.

• наиболее интересны и результативны такие формы работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной);

• непрерывность воспитания обеспечивает тесное и плодотворное сотрудничество детского сада и семьи, которые взаимодополняют друг друга. Родители (законные представители) не только помощники, а равноправные участники всех наших дел, вместе с детьми посещают памятные места, помогают организовать поездки в музей, экскурсии по городу. Совместно с родителями (законными представителями) созданы альбомы на тему «Мой родной край».

• для закрепления и систематизации знаний у дошкольников были более глубокими и прочными, педагоги много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».

Для углубления любви к природе города и закрепления имеющихся знаний, проводится ООД с продуктивной творческой деятельностью на темы «Осень золотая», «Снежная сказка», «Солнечная весна», «Зима и лето в моем городе». Интересным по содержанию занятием является сравнение природы нашего края и северной/южной стороны России. Старшие дошкольники уже сами находят отличия в погодных условиях, растительном и животном мире.

При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование, которое помогает не только систематизировать имеющиеся знания, но и расширить их. Работая со схемой улицы, дети совместно с взрослыми обозначали номера домов, достопримечательности города, воспитанники рисовали дорогу из дома в детский сад. Это способствовало запоминанию домашнего адреса и уточнению правил безопасного поведения на улице. Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. С целью закрепления полученных знаний и отражения впечатлений о городе, были проведены организованные образовательные деятельности по рисованию на темы: «Фонари нашей улицы», «А из нашего окна улица белая видна», «Наш детский сад» и т.д.

В методике проведения различных ООД содержались элементы патриотического воздействия на личность детей: на организованной образовательной деятельности по ручному труду воспитанники мастерили «Терема для нашего города» из бросового материала; на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы закрепили геометрические фигуры, имеющиеся в городском пейзаже и т.д.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями (законными представителями).  В совместной деятельности педагогов с детьми, и с их родителями (законными представителями) необходимо использовать заповедь А.С. Макаренко "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям". В формировании патриотического воспитания имеет огромное значение пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг", и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В работе с родителями (законными представителями) активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания, также использовались активные формы: тематический вечер «Посеять в детских душах доброту», вечер семейного общения «В семейном кругу», час познания семейных традиций за круглым столом «Моя семья – моё богатство». Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей. Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Были проведены семейные викторины и конкуры на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей. Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

В помощь для родителей были подготовлены консультации на тему: «Как воспитать маленького патриота», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Как помочь ребёнку полюбить свой край», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», а так же была организована рубрика «Почитай детям».

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Совместно с родителями наших воспитанников  старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennyh_kachestv.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Божкова Наталья Петровна

Воропаева Ольга Владимировна

Пахомова Наталья Ивановна

Белгородская область

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному городу, родному Отечеству. Дошкольный возраст, как известно – является важнейшим периодом становления личности. Именно в этот период формируются и закладываются предпосылки нравственных, гражданских, патриотических качеств личности, развиваются элементарные представления дошкольников об окружающем мире, отношение к своей семье,  к малой Родине, к Отечеству, к родной природе.

Дошкольные образовательные учреждения, являются первой ступенькой, начальным звеном системы образования и призваны формировать первичные представления у воспитанников об окружающем мире, гражданственности, любви к Родине.  Несомненно, именно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка уже сформировались некоторые личностные качества, свидетельствуют о необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию необходимо усилить и углубить работу в данном направлении.

 Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. При условиях, если знакомство с родным городом происходит в активном взаимодействии с окружающим миром, практическим путём  (через игру, предметную  деятельность, общение, труд) различные виды детальности, которые свойственны дошкольному возрасту, формирование патриотических, нравственных чувств и представлений дает необходимый эффект.

В работе по ознакомлению дошкольников с родным городом педагоги  выделили следующие принципы:

1. Принцип историзма. Он реализовывается путем сохранения

хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации. Ориентирован на высшие общечеловеческие

понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации. Создать оптимальные условия для

самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о

родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности. Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения. Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

     Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей семье, к своей малой родине - месту, где родился человек. Для наших воспитанников -  это город Валуйки, Белгородский  край. У каждого места на земле есть своя история. Город  Валуйки  имеет богатое историческое наследие, которое должны знать наши дети.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где воспитанники рассматривают историю  города Валуйки в иллюстрациях. В уголке находится дидактический материал о растительном и животном мире Белгородской области. Накоплен и систематизирован дидактический материал о годах ВОВ проходившей в родном крае, о военной технике. Для проведения тематических праздников используется костюмерная часть уголка, где у дошкольников есть возможность прикоснуться к истории, одеть костюмы и отправиться в различные исторические путешествия (национальные костюмы, костюмы богатырей, военная форма, пилотки и фуражки). Пополняется уголок различными дидактическими, настольными играми, а также используются информационно-коммуникационные технологии.

Знакомство с родным краем начинают с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с района, где находится его детский сад. Круг знакомства постепенно расширяется: старших дошкольников знакомим с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы, с рекой Валуй, с местом нахождения Белгородской области на карте России.

Пробуждение у детей любви к родному краю наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:

• в организованной образовательной деятельности, где дошкольники получают знания о своем крае;

• окружающий мир обогащает и стимулирует детское творчество (дети с увлечением рисуют праздники, родную природу, свой город; выполняют аппликации "Мой город", "Улица нашего города", "Машины на улицах города");

• формирование гражданско – патриотических качеств личности посредством сочетания наблюдений непосредственного окружения с чтением художественных произведений (рассказы П. Бажова, рассказы Е. Бианки), слушанием классической музыки (П.И. Чайковского), рассматриванием картин и иллюстраций к книгам;

• ознакомление дошкольников с родным городом через игру так как она ведущая деятельность и способствует достижению цели (строительные игры: "Мы строим город", "Мы – архитекторы"; сюжетно – ролевые игры: "Магазин", "Библиотека", "В музее", "Семья"; дидактические: "Русская семья», «В русской избе» и др.;

• приобщение детей к трудовой деятельности является не менее важным фактором. Любовь к своей Родине становится настоящим чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании трудиться. Хотя труд дошкольника и несложен, но он необходим для формирования его личности.

• наиболее интересны и результативны такие формы работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной);

• непрерывность воспитания обеспечивает тесное и плодотворное сотрудничество детского сада и семьи, которые взаимодополняют друг друга. Родители (законные представители) не только помощники, а равноправные участники всех наших дел, вместе с детьми посещают памятные места, помогают организовать поездки в музей, экскурсии по городу. Совместно с родителями (законными представителями) созданы альбомы на тему «Мой родной край». 

• для закрепления и систематизации знаний у дошкольников были более глубокими и прочными, педагоги много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».

Для углубления любви к природе города и закрепления имеющихся знаний, проводится ООД с продуктивной творческой деятельностью на темы «Осень золотая», «Снежная сказка», «Солнечная весна», «Зима и лето в моем городе». Интересным по содержанию занятием является сравнение природы нашего края и северной/южной стороны России. Старшие дошкольники уже сами находят отличия в погодных условиях, растительном и животном мире.

При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование, которое помогает не только систематизировать имеющиеся знания, но и расширить их. Работая со схемой улицы, дети совместно с взрослыми обозначали номера домов, достопримечательности города, воспитанники рисовали дорогу из дома в детский сад. Это способствовало запоминанию домашнего адреса и уточнению правил безопасного поведения на улице. Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. С целью закрепления полученных знаний и отражения впечатлений о городе, были проведены организованные образовательные деятельности по рисованию на темы: «Фонари нашей улицы», «А из нашего окна улица белая видна», «Наш детский сад» и т.д.

В методике проведения различных ООД содержались элементы патриотического воздействия на личность детей: на организованной образовательной деятельности по ручному труду воспитанники мастерили «Терема для нашего города» из бросового материала; на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы закрепили геометрические фигуры, имеющиеся в городском пейзаже и т.д.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями (законными представителями).  В совместной деятельности педагогов с детьми, и с их родителями (законными представителями) необходимо использовать заповедь А.С. Макаренко "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям". В формировании патриотического воспитания имеет огромное значение пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг", и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В работе с родителями (законными представителями) активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания, также использовались активные формы: тематический вечер «Посеять в детских душах доброту», вечер семейного общения «В семейном кругу», час познания семейных традиций за круглым столом «Моя семья – моё богатство». Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей. Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Были проведены семейные викторины и конкуры на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей. Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

В помощь для родителей были подготовлены консультации на тему: «Как воспитать маленького патриота», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Как помочь ребёнку полюбить свой край», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», а так же была организована рубрика «Почитай детям».

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Совместно с родителями наших воспитанников  старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...