Формирование и развитие игровой деятельности у детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Миронова Анастасия Владимировна

Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, общая цель - включить ребенка в совместные игры с детьми, показать, что играть вместе весело и интересно. Каждый ребенок с РАС обладает разным набором навыков, которые помогут ему в построении коммуникации, а так же разным набором преград к освоению этого навыка.

В своей работе мы используем программу оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB-MAPP. VB-MAPP позволяет выявить сильные стороны ребёнка, потребности ребёнка и определить цели работы (что необходимо сформировать, какой навык, какие сильные стороны могут помочь в процессе формирования навыка). Так же и  с игровой деятельностью. Все зависит от результатов тестирования ребенка. Для каждого ребенка игровая деятельность может выглядеть по разному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №29

 «Формирование и развитие игровой деятельности у детей с РАС»

 

Тьютор: Миронова А.В.

ВОРОНЕЖ 2022

Актуальность темы: 

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это не заболевание, как ошибочно принято считать, а комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы сильно зависят от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в возрасте до 2 лет. Т.е. эти дети могут очень сильно различаться по уровню развития.  Как правило, люди с аутизмом испытывают потребность в строгом распорядке действий, который повторяется изо дня в день. Даже небольшие изменения могут спровоцировать тревогу или истерику.

РАС — это не заболевание, поэтому лечения от него нет. Людям с таким расстройством важно адаптироваться к жизни в обществе и научиться управлять своими эмоциями. В этом хорошо помогает поведенческая, образовательная и семейная терапия.

В норме развитие ребёнка происходит постепенно: более сложные функции поочерёдно вытесняют простые. Так, сначала малыш ползёт, а потом ходит, или сначала агукает, а затем говорит слоги. При аутизме развитие происходит асинхронно, а простые функции как бы наслаиваются на сложные. Например, ребёнок может как агукать, так и говорить простые слова.

Как правило, первые симптомы появляются у детей в возрасте до 3 лет. В это время родители замечают, что ребёнку тяжело даётся общение с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а в поведении могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга).

Диагностировать РАС можно после 1–1,5 года. Трудности в диагностике возникают из-за того, что симптомы могут проявляться по-разному. Так, чем быстрее развивается ребёнок, тем менее заметными они могут быть. Поэтому даже в странах с хорошо развитой диагностикой аутизм иногда выявляют только к 4–6 годам.

Проявления аутизма крайне разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете что-то об аутизме».

Общие признаки аутизма:

  • отсутствие социальных навыков;
  • ухудшение речи;
  • избегание зрительного контакта;
  • трудности с различением эмоций;
  • ограниченные интересы;
  • регулярное повторение одних и тех же движений;
  • отсутствие или, наоборот, гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.

Проявления аутизма очень индивидуальны и могут варьироваться от человека к человеку. Так, один может быть очень общительным и увлекающимся, а другой — замкнутым и с тяжёлыми когнитивными нарушениями

Аутичные люди очень своеобразны, прежде всего потому, что они действительно по-другому слышат, видят и ощущают реальность. Из-за генетических нарушений их мозг гиперактивен и просто не успевает анализировать всё то, что окружает ребёнка. Поэтому мир воспринимается фрагментарно и искажённо.

Нарушения восприятия могут привести к тому, что ребёнок путает поднятый палец и ручку, не реагирует на своё имя, но вздрагивает, если рядом проезжает машина. Чаще всего сенсорная путаница встречается в отношении осязания. Ребёнок может не выносить прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему приятно трогать колючий свитер или еловую ветку.

Из-за нервной и эмоциональной гиперчувствительности люди с аутизмом часто страдают от нарушений сна, желудочно-кишечных расстройств, неконтролируемых вспышек агрессии и других сопутствующих проблем.

Распространённые осложнения аутизма:

  • умственная отсталость;
  • нарушения речи;
  • диспраксия — трудности с координацией движений;
  • деструктивное поведение (агрессия);
  • депрессия;
  • аутоагрессия (расчёсывание кожи до крови, битьё головой об стену, вырывание волос);
  • расстройства пищевого поведения.

Диагноз «аутизм» — это не ярлык, а сигнал о том, что человеку нужна помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.

Исходя из всего вышесказанного игровая деятельность аутичных детей очень специфична.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, общая цель - включить ребенка в совместные игры с детьми, показать, что играть вместе весело и интересно. Каждый ребенок с РАС обладает разным набором навыков, которые помогут ему в построении коммуникации, а так же разным набором преград к освоению этого навыка.

В своей работе мы используем программу оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB-MAPP. VB-MAPP позволяет выявить сильные стороны ребёнка, потребности ребёнка и определить цели работы (что необходимо сформировать, какой навык, какие сильные стороны могут помочь в процессе формирования навыка). Так же и  с игровой деятельностью. Все зависит от результатов тестирования ребенка. Для каждого ребенка игровая деятельность может выглядеть по разному.

Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС) проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:

- для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

- аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.

- интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.

Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

 За последнее время было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для детей с  РАС, также как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным.

Цель:

 - Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие средства коммуникации, улучшить навыки решения задач и интегрироваться в общество. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

- Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.

Задачи:

-повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;

-изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

-внедрение современных форм работы с использованием игр для всестороннего развития детей;

-создание соответствующей предметно-пространственной среды;

-приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Правила работы с аутичными детьми во время игры

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

9. Избегать переутомления ребенка.

Ожидаемые результаты:

- Расширение круга познавательных интересов ребёнка с РАС.

- Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с РАС.


С детьми

Самообразование

С родителями

Сентябрь

«Собираем головоломки» (развитие коммуникативных склонностей ребёнка).

Предметные игры «Мячик катись»

Изучить научно – методическую литературу по теме

Анкета для родителей по теме

Октябрь

Игра «Волшебный сундучок» (развитие тактильных ощущений).

Совместное рисование

Оформление предметно – развивающей среды в течении года

Консультация «Игры и игрушки для ребёнка с РАС»

Ноябрь

Игры с ватой «Снег идёт», «Снежки»

Игра «Шнуровальные картинки»

Работа над темой

Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту

Декабрь

Игры с крупами (горох, фасоль) игры на выбор педагога.

«Открой, закрой»

Работа над темой

Консультация «Особенности игровой деятельности у детей с РАС»

Январь

Игры со звуками (послушаем звуки), «Постучим, погремим, свистульки»

Пополнение картотеки игр по теме

Опросник «Любимые игры моего ребёнка»

Февраль

«Узнай по цвету»

Пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек

Работа над темой

Консультация и упражнения «Игра на развитие мелкой моторики»

Март

Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ногами, пение детских песенок)

Работа над темой

Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме

Апрель

Игры на развитие мелкой моторики

Пополнение предметно – развивающей среды

Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности»

Май

Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх.

Отчёт по теме

Литература:

  1. Хаустов А.В., Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра.  Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
  2. Янушко Е.А., "Игры с аутичным ребенком". Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2014 г.
  3. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма. – М., 2008.
  4.  Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.
  5.   Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002.
  6.  Либлинг М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Дефектология. – 2014. - № 3.
  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997.
  8. Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. М.: 1998.
  9. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных для формирования навыков бытовой адаптации // Дефектология. 1997.
  10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. 200      
  11. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О.В. Деряевой; под научн. Ред. Л.М. Шипициной, Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2003.
  12. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. Спб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997.   
  13.  Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми./ И.Б. Карвасарская. М.: Теревинф, 2003.  
  14. Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: Вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика: журн. - 2013. - №9 (94).  
  15.  Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. М.: Просвещение, 1991.
  16.   Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др. М.: Просвещение, 1989.   
  17.  Либлинг, М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом/ М.М. Либлинг // Дефектология. 1998. №1.
  18.  Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. М.: 2000.  
  19. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 2014. - №3.
  20. Мельникова, С.В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом / С.В. Мельникова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 20139. - №1.
  21. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей /О.С. Никольская // Дефектология. 1995. №2. 26.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО

Лего-конструирование - это современное средство обучения детей.  Внедрение разнообразных лего-конструкторов в деятельность  детей дошкольного возраста  поможет решить проблему занятости...

Рекомендации по формированию и развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.

Цель данной презентации - помочь родителям особых детей сориентироваться в большом разнообразии игрушек. Материал расположен с учётом возрастных особенностей дошкольников....

Формирование навыков конструктивно - игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО

Формирование навыков конструктивно - игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...

План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»

План работы по самообразованию «Развитие игровой деятельности у детей раннего развития»...

Проект по формированию умений совместной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мы играем дружно»

Цель проекта: формирование умений совместной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и повышение компетентности педагогов в вопросах руководства совместной игровой деятельностью....