Картотека кинезиологических упражнений
картотека по коррекционной педагогике

Коваленко Ольга Юрьевна

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В работе с детьма с ОВЗ уделяется внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она сочетается с кинезиологическими упражнениями под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе, с движением глаз).
Комплекс движений, в которые включены:

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4.Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5.Упражнения для развития мелкой моторики
6.Упражнения для релаксации
способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Под влиянием кинезиологических упражнений происходит:

развитие умственных способностей,
укрепление физического здоровья; они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка о коррекции проблем в различных областях.
улучшение памяти ребенка,
развитие внимания,
развитие пространственных представлений,
развитие мелкой и крупной моторики,
снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

КОМПЛЕКС № 1

«Глазки»

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз и всё с начала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза вниз. Повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

«Язычок»

Язычок вы покажите,

На него вы посмотрите.

Выдвигать язычок вперёд – назад.

«Ротик»

Чтобы чётче говорить,

Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.

«Домик»

Мы строим крепкий дом,

жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

«Ладошка»

С силой на ладошку давим,

Сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному). В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Глубоко мы все подышим,

Сердце мы своё услышим.

Сесть вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 м)

КОМПЛЕКС № 2

«Глазки»

Зорче глазки, чтоб глядели,

Разотрём их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

«Глазки»

Нарисуем большой круг

И посмотрим всё вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

«Позевай»

Крепко зубки мы потрём,

А потом сладко зевнём.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справу и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.

«Качание головой»

Покачаем головой -

неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону.

«Яйцо»

Спрячемся отвсе забот,

Только мама нас найдёт.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, охватить их руками, голову спрятать в колени.

«Водолазы»

Водолазами мы станем,

Жемчуг мы со дна достанем

Лечь на спину, вытянуть руки по команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

«Дыхание»

Глубоко мы все вздохнём

И дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки,

Ушки - непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)

КОМПЛЕКС № 3

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.

«Кивки»

Покиваем головой,

чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.

«Упражнение для шеи».

Подбородок опусти

и головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

«Внимание»

Чтоб внимательными быть,

Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – выдох. Тоже самое проделать с правой рукой.

«Запястье»

Чтоб сильней была рука,

Разотрём её слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То, же выполнять правой рукой.

«Дерево»

Мы растём, растём, растём

И до неба достаём

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.

«Дыхание»

Если медленно подышим,

То весь мир вокруг услышим

Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

КОМПЛЕКС № 4

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды

«Язычок»

Нужно двигать язычком,

Он отплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

«Руки»

Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть, поменять.

«Полёт»

Мы, как птицы, полетим,

Сверху вниз мы поглядим.

Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

«Ладонь»

На ладонь сильней нажми,

Силу ты в неё вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

«Гибкость»

Чтобы очень гибким стать,

Нужно ножки нам сгибать.

Лёжа на полу, коснуться локтём (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

«Дыхание»

Глубоко мы все подышим,

Сердце мы своё услышим.

Сесть вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 м)

КОМПЛЕКС № 5

«Глазки»

Бысторо – быстро поморгай,

Потом отдых глазкам дай.

Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.

«Язычок»

Поиграйте с язычком,

Он поможет вам потом.

Свёртывание языка в «трубочку».

«Поворот»

Ты головку поверни.

За спиной, что посмотри!Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся

сзади.

«Ладошки»

Мы ладошки разотрём,

Силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.

«Потанцуем»

Любим все мы танцевать,

Руки ноги поднимать.

Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем тоже проделать с правой ногой и левой рукой.

«Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения)

Сам себя ты успокой

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать в кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

«Дыхание»

Глубоко мы все вздохнём

И дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки,

Ушки - непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР

Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека кинезиологических упражнений

Картотека кинезиологических упражнений...

Картотека кинезиологических упражнений

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Картотека кинезиологических упражнений

Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....

Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Картотека кинезиологических упражнений.

Картотека кинезиологических упражнений. КИНЕЗИОЛОГИЯ  - наука о развитии  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием ки...