Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_slova.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Слоговая структура слова  (из опыта работы) у детей с ОНР.

 Правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребёнка, его социализации в обществе. Поэтому выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как это время является сензитивным периодом развития речи ребёнка.  Данная работа посвящена логопедической работе по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников.

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

  1. Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры, предложенная З. Е. Агранович, складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

I.    Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

2.   Собственно  коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа на невербальном материале  неречевых звуков.

1.        Работа над ритмом:

  • Хлопнуть в ладоши столько — раз, сколько точек на кубике.

• Сосчитать сколько раз хлопнули в ладоши, и поддать карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

• Сравнение ритмов;!-!!,!!-!1-1,

• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным, символами,

• Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку,

• Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!, !!!!

• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами,

• Воспроизведение долгих звуков ( дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»),ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

2. Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба,

3. Упражнения на развитие динамического праксиса. рук: выполнение движений по образцу, словесно! инструкции или под счёт: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

4. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.),

5. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): О+О+О.., -/-/-/…

Коррекционный этап.

I.  Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

Детям предлагаются следующие задания:

- Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.

Звуковики (артикуляция гласных):

- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).

- Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И).

- Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске).

- Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога).

- Образование йотированных гласных второго ряда (согласный звук Й + гласный звук). Правило: звука два – буква одна.

- Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п.

- Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

II  Коррекционная работа на уровне слога.

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого.

Слоги изучаются в следующей последовательности:

  • обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;
  • прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;
  • со стечением согласных:
  1. КРА, СТО, ПТУ и т. п;
  2. ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;
  3. ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Детям предлагаются следующие задания:

- «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например: 
СТА – 
это слог, потому что здесь есть гласный А
М или КЛ – 
это не слог, потому что здесь нет гласного.

- Составление слоговых таблиц.

- Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов.

- Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных.

- Подбор слов на заданный слог в определённой позиции.

III. Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

  1. Односложные слова из открытых слогов (му-му, би-би, ту-ту…)
  2. двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
  3. трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
  4. односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
  5. двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
  6. двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
  7. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
  8. трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

Детям предлагаются следующие задания:

- Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог.

- Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово: шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

- Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например: насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

- Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – ... и т. д.

- Отгадывание ребусов позволяет детям более полно прочувствовать и увидеть слоговую структуру слов, с которыми приходится оперировать, например:тигры, напёрсток, одиннадцать.

- Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек»: дом-дома-домики.

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и сжиманием ладоней «комочком». Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

- Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках русского языка и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. Дома дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

IV. Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.

Детям можно предложить следующие задания:

- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка.

- Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – ….

- Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно).

- Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

- Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка.

Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности. Предпочтение отдаётся групповой работе как обеспечивающей тренировку коммуникативных возможностей детей.

При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов.

Заключение.

        Основной задачей логопедического воздействия на детей с нарушением слоговой структуры слова – научить их правильно произносить слоги, не пропуская или заменяя их в словах. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения со сверстниками и взрослыми.

        Раннее выявление подобных нарушений и своевременная коррекция помогают адаптировать ребёнка к обучению в школе. Коррекционная работа проводится в специальных учреждениях или на логопунктах в ДОУ. Коррекция речи у детей с нарушением слоговой структуры слова – это длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различными способами и методами в зависимости от возраста детей, условий их воспитания, а также от уровня развития их речи.

Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.

На этапе формирования слоговой структуры весь речевой. Материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки, тонкого воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава. В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении, ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи, поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структуры слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребёнка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская, афазия, ринолалия). В частности, известно, что развитие фонематической системы речи у детей с алалией. Зависит от состояния их словарного. Запаса. Развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонематической системы алалика, постоянно тренируя её и предъявляя всё более высокие требования к ней. Эти требования обусловливаются усложняющейся слоговой структурой слов, а также характером звукового состава этих слов.

В данной работе учитель-логопед Андрианова проводила исследование способов и методов коррекции слоговой структуры слова у дошкольников. Логопед выяснила, что данная патология может быть скорректирована с помощью регулярного логопедического воздействия.

Литература.

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов. СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.
  2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: «Книголюб», 2005.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятия с детьми. М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
  4. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. М., 1996 г.
  5. Основы теории и практики логопедии / под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: «Просвещение», 1968.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи. – М.: «Просвещение», 2008.
  7. Логопед. РУ Панова Л. С. Из опыта работы.
  8. Логопед у Вас дома. Коррекция слоговой структуры.
  9. Логопедия для всех. Слоговая структура слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенк...

"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Психолого-педагогическая  классификация речевых нарушений выделяет  категории детей с общим недоразвитием речи.  Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее ко...