Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Попова Анна Семеновна

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:

1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенка воспроизвести только слоговой контур слова, то есть количество слогов и ударность (например, «ла-ла-би» - воробьи). На этом этапе мы не требуем четкого произношения.

2 направление – отработка слоговой структуры. Работа на данном этапе опирается на принципы, которые разработала АК. Маркова,

1 принцип – системность в работе: формирование слоговой структуры слова.

2 принцип – первоначально слово должно включать звуки раннего онтогенеза (панама, колено).

Сама работа по формированию слоговой структуры состоит из двух этапов: подготовительный и основной.

Подготовительный этап работы.

Первоначально учим детей слышать и слушать, а затем воспроизводить. Работа строится на неречевых ритмических моделях.

1-ая задача: научить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивания, отхлопывания). Вся работа происходит в условиях предметной (или иной ведущей) деятельности. Очень важно. Чтобы ритмические структуры являлись отражением реального устройства слова.

Начинаем работать с равномерных ритмических структур, то есть имеющих одинаковый размер паузы. затем предлагаем запомнить и воспроизвести неравномерные структуры. После эотого выделяем ударный элемент (на хлопках)

 

мо - ло – ко       _____   _____    _____

 

2-я задача: научить детей различать на слух длинные и короткие слова; для обозначения коротких слов используется короткая палочка, а для длинных – длинная.

3-я задача: научить ребенка на слух дифференцировать слоговые ряды по длине (в игровой ситуации).

       Например: на материале игры «Волк и семеро козлят».

       Волк стучится: тук-тук-тук

       Коза стучится: тук-тук

       Логопед: Давайте, ребята, не будем пускать волка.

Основной этап работы.

 

1-я задача: преодоление кинетической апраксии; нужно научить ребенка овладеть своими органами артикуляции и плавно переключаться с одного уклада на другой.

Начинаем работать на материале гласных звуков. Учим ребенка первоначально произносить несколько гласных звуков в игровой ситуации (например, «ау»), постепенно наращивая этот ряд. По мере увеличения количества гласных в ряду формируется правильное переключение, предполагающее изменение последовательности гласных в ряду (например: эуа).

После того, как отработаны гласные звуки, переходим к новому материалу – цепочке слогов (в игровой ситуации). Логопед учит произносить слог. Меняя в нем гласные звуки (например: па-пу, па-пи). Первоначально в лвухсложных, а потом в трехсложных моделях.

Затем переходим к более сложному заданию: произносим такие цепочки, в которых меняем согласный звук (например: па-ка, па-та-ка).

После этой предварительной работы ребенку можно предложить упражнения артикуляционного порядка (артикуляционная гимнастика). Сначала простые упражнения (открыть и закрыть рот; улыбка и трубочка), затем более сложные (широко открыть рот – язык вверх-вниз).

В рамках первой задачи учим детей имитировать звукоподражания (например: ко-ко, мяу-мяу) и от них переходим к словам первого класса по слоговой структуре.

NB: первые слова, которые автоматизируются в речи представляют собой модели, состоящие из однотипных слогов (например: мама, папа, тетя). И затем отрабатываем на этой основе четыре класса слоговых моделей.

Необходим эмоциональный фактор в работе. Логопед должен относиться к работе с творчеством, воображением, чтобы ребенку было интересно.

2-я задача: научить детей произносить слова со стечением согласных. Стечения могут быть в середине, в начале слова, а также в середине и в начале. Самый легкий вариант – стечение на стыке слогов. Логопед начинает работу с того, что слова со стечениями согласных произносятся поочерёдно. Первый слог произносит сам логопед, а дети добавляют второй слог, который должен быть одинаковым во всех произносимых словах. Упражнение проводиться с опорой на денотаты (например: кошка, мышка, палка). Можно вводить слова, новый по семантике. А.К. Маркова «способ поочередного произнесения».

                        NB: нецелесообразно предлагать детям хором произносить слова – не дает возможности осуществить контроль за речью алалика.

                        NB: строго осуществляется подбор лексического материала на первых занятиях; рекомендуется использовать те слова, в которых стечения согласных представлены звуками, разными по способу образования (например: кофта).

                        NB: автоматизация начинается с работы над словами, где стечение в начале слов; логопед использует способ наращивания открытого слога добавочным согласным звуком (например: -ка, ска-, - зка).

3-я задача:  работа, направленная на предупреждение перестановки слогов в слове. Ребенку необходимо показывать, как эта работа важна. С этой целью используют бинарное противопоставление (например , гора – рога).

                        Сопоставления разного порядка с предметными картинками должны показать ребенку, что слоги в словах переставлять нельзя. После такого сопоставления начинаем ребенка готовить слоговому анализу.

1-я задача: научить детей в разных словах (разных позициях) слышать / находить одинаковые слоги (например, ва-та – канава) как в ударном слоге так и в безударном положении;

2- задача: учить детей с одним и тем же кусочком слова (слогом) придумывать слова:

                        -различные по семантике

                        -по частям речи (слова – предметы);

3-я задача: научить детей интегрировать слоги.

 

 

Задания на трансформацию слов:

 

Л: Ребята, ловите кусочки слова «ха» и «му». Какое слово вы поймали? (муха)

 

-изменение порядка слогов;

-добавление лишнего слова;

-изъятие слова или слога

 

                        Л: Как из слова шина сделать слово машина?

                        Л: Как сделать из слова ключ два кусочка? (ключи)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchit_k_slovu_logopeda_podbirat_neskolko_slov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:

1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенка воспроизвести только слоговой контур слова, то есть количество слогов и ударность (например, «ла-ла-би» - воробьи). На этом этапе мы не требуем четкого произношения.

2 направление – отработка слоговой структуры. Работа на данном этапе опирается на принципы, которые разработала АК. Маркова,

1 принцип – системность в работе: формирование слоговой структуры слова.

2 принцип – первоначально слово должно включать звуки раннего онтогенеза (панама, колено).

Сама работа по формированию слоговой структуры состоит из двух этапов: подготовительный и основной.

Подготовительный этап работы.

Первоначально учим детей слышать и слушать, а затем воспроизводить. Работа строится на неречевых ритмических моделях.

1-ая задача: научить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивания, отхлопывания). Вся работа происходит в условиях предметной (или иной ведущей) деятельности. Очень важно. Чтобы ритмические структуры являлись отражением реального устройства слова.

Начинаем работать с равномерных ритмических структур, то есть имеющих одинаковый размер паузы. затем предлагаем запомнить и воспроизвести неравномерные структуры. После эотого выделяем ударный элемент (на хлопках)

мо - ло – ко       _____   _____    _____

2-я задача: научить детей различать на слух длинные и короткие слова; для обозначения коротких слов используется короткая палочка, а для длинных – длинная.

3-я задача: научить ребенка на слух дифференцировать слоговые ряды по длине (в игровой ситуации).

        Например: на материале игры «Волк и семеро козлят».

        Волк стучится: тук-тук-тук

        Коза стучится: тук-тук

        Логопед: Давайте, ребята, не будем пускать волка.

Основной этап работы.

1-я задача: преодоление кинетической апраксии; нужно научить ребенка овладеть своими органами артикуляции и плавно переключаться с одного уклада на другой.

Начинаем работать на материале гласных звуков. Учим ребенка первоначально произносить несколько гласных звуков в игровой ситуации (например, «ау»), постепенно наращивая этот ряд. По мере увеличения количества гласных в ряду формируется правильное переключение, предполагающее изменение последовательности гласных в ряду (например: эуа).

После того, как отработаны гласные звуки, переходим к новому материалу – цепочке слогов (в игровой ситуации). Логопед учит произносить слог. Меняя в нем гласные звуки (например: па-пу, па-пи). Первоначально в лвухсложных, а потом в трехсложных моделях.

Затем переходим к более сложному заданию: произносим такие цепочки, в которых меняем согласный звук (например: па-ка, па-та-ка).

После этой предварительной работы ребенку можно предложить упражнения артикуляционного порядка (артикуляционная гимнастика). Сначала простые упражнения (открыть и закрыть рот; улыбка и трубочка), затем более сложные (широко открыть рот – язык вверх-вниз).

В рамках первой задачи учим детей имитировать звукоподражания (например: ко-ко, мяу-мяу) и от них переходим к словам первого класса по слоговой структуре.

NB: первые слова, которые автоматизируются в речи представляют собой модели, состоящие из однотипных слогов (например: мама, папа, тетя). И затем отрабатываем на этой основе четыре класса слоговых моделей.

Необходим эмоциональный фактор в работе. Логопед должен относиться к работе с творчеством, воображением, чтобы ребенку было интересно.

2-я задача: научить детей произносить слова со стечением согласных. Стечения могут быть в середине, в начале слова, а также в середине и в начале. Самый легкий вариант – стечение на стыке слогов. Логопед начинает работу с того, что слова со стечениями согласных произносятся поочерёдно. Первый слог произносит сам логопед, а дети добавляют второй слог, который должен быть одинаковым во всех произносимых словах. Упражнение проводиться с опорой на денотаты (например: кошка, мышка, палка). Можно вводить слова, новый по семантике. А.К. Маркова «способ поочередного произнесения».

                NB: нецелесообразно предлагать детям хором произносить слова – не дает возможности осуществить контроль за речью алалика.

                NB: строго осуществляется подбор лексического материала на первых занятиях; рекомендуется использовать те слова, в которых стечения согласных представлены звуками, разными по способу образования (например: кофта).

                NB: автоматизация начинается с работы над словами, где стечение в начале слов; логопед использует способ наращивания открытого слога добавочным согласным звуком (например: -ка, ска-, - зка).

3-я задача:  работа, направленная на предупреждение перестановки слогов в слове. Ребенку необходимо показывать, как эта работа важна. С этой целью используют бинарное противопоставление (например , гора – рога).

                Сопоставления разного порядка с предметными картинками должны показать ребенку, что слоги в словах переставлять нельзя. После такого сопоставления начинаем ребенка готовить слоговому анализу.

1-я задача: научить детей в разных словах (разных позициях) слышать / находить одинаковые слоги (например, ва-та – канава) как в ударном слоге так и в безударном положении;

2- задача: учить детей с одним и тем же кусочком слова (слогом) придумывать слова:

                -различные по семантике

                -по частям речи (слова – предметы);

3-я задача: научить детей интегрировать слоги.

Задания на трансформацию слов:

Л: Ребята, ловите кусочки слова «ха» и «му». Какое слово вы поймали? (муха)

-изменение порядка слогов;

-добавление лишнего слова;

-изъятие слова или слога

                Л: Как из слова шина сделать слово машина?

                Л: Как сделать из слова ключ два кусочка? (ключи)

Воробьева В.К.

Курс лекций по предмету «Алалия»

Лекции, 2004-2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.

Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедиче...