Оригами, как средство развития речи детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ширшова Татьяна Витальевна

Материал используется в логопедической группе на занятиях по художественно- эстетическому развитию, в вечернее свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_origami.docx17.47 КБ
Файл prezentatsiya_po_origami.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!

Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,

Мы очень любим такую работу!
Будет у нас зоопарк на столе.
Звери там будут гулять по земле.
Сложим журавлика, галку, гуся
Лишь бы бумага не кончилась вся!

 

В развитии и воспитании дошкольников большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Все занятия в детском саду направлены именно на это: изобразительная и музыкальная деятельность осуществляют эстетическое воспитание; математика, ознакомление с окружающим – умственное и т.д.

А есть ли такие занятия, которые позволят осуществить в равной степени и умственное, и речевое, и эстетическое, и трудовое воспитание, что немаловажно для развития современного ребенка? Да есть. И это занятия оригами.

Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае, со временем перешедшее в Японию. В переводе это красивое слово обозначает «складывать бумагу». В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем. Занятия оригами из бумаги доступны всем детям, и самым маленьким, и детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи, нужно только подбирать задания по уровню подготовки.

Деятельность оригами – клад для развития дошкольников, особенно для детей с нарушением речевого развития, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на развитие речи, на общее интеллектуальное развитие. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как точно по этому поводу дает определение педагог Д.Р. Гончаров, оригами – это «…не просто искусство складывания из бумаги…одно из самых распространенных занятий, при котором «голова работает руками и очень успешно».

Специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В продуктивной деятельности, по мнению Н.Н. Подьякова, формируется система воспроизводящих действий, в результате которых происходит своеобразное отношение между мышлением и действием. Процесс воспроизведения тесно взаимосвязан с процессом творчества, оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях.

Есть две разновидности оригами: традиционное и творческое. Первое отличается тем, что предполагает создание поделок только из одного листа бумаги, как правило, белого цвета, по традиционной технологии и не предусматривает их украшения. Второе – изготовление фигурок из бумаги разных цветов, допускается использование ножниц, украшение, творческая технология изготовления.

Активность ребенка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности, поэтому главная задача для педагога – сделать занятие оригами наиболее занимательным и интересным. Большим подспорьем в этом является игра, и не только потому, что является приоритетным видом деятельности дошкольного возраста, но и как было подтверждено исследователями, формирование умений, навыков, а также различных психических процессов в игре происходит значительно быстрее. В занятия оригами необходимо включать игры не только развлекательного характера, но и обучающего, можно вводить элементы сказочности. Стабильный интерес к занятию оригами также связан со стимулом быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками).

Создание фигурок животных, растений и предметов из простого листа бумаги – для ребенка настоящее волшебство. Занимаясь оригами из бумаги, дети не только успокаиваются и прекращают беспорядочную беготню, они погружаются в магический мир бумаги, ощущая себя волшебниками, умеющими творить чудеса. Оригами приносит огромную пользу для развития ребенка. Во время занятий с бумагой тренируется терпение, усидчивость, сообразительность, воображение. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальчиков, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк. Запоминая как именно нужно сложить лист бумаги, ребенок тренирует память. Так же специалисты отмечают, что знакомство с геометрическими фигурами в детстве помогает лучше освоить математические науки и черчение в школе. Оригами ознакомит ребенка с основными фигурами – кругом, треугольником, квадратом, даст понятия о таких терминах как угол и вершина. Во время занятий оригами из бумаги ребенок развивает глазомер, появляются способности заканчивать начатое дело и содержать свое рабочее место в порядке. Развивается также и художественно-эстетический вкус дошкольника, и логическое мышление, и трудолюбие. Ребенок учиться работать под контролем, выполнять поручения, что пригодится ему в школе.

Занятия оригами являются своеобразным психологическим отдыхом, ребенок погружается в интересный мир поделок, отвлекаясь от забот и других дел. Большое достоинство искусств оригами – его доступность. В каждом доме найдется бумага, недорогой и самый обычный материал. Этот материал безопасен, его не страшно испортить. Занимаясь оригами, дети весело и увлекательно проводят свой досуг с пользой. Поделки оригами могут быть замечательным подарком от ребенка для родственников и друзей на любой праздник. Найти поделкам можно и другое применение: они могут использоваться в играх, в качестве счетного материала на занятиях математикой. Создав одинаковые фигурки разных размеров, можно тренировать понятия «большой-средний-маленький». Самостоятельно ребенок не сможет приступить к занятиям оригами из бумаги, здесь нужна помощь и четкое руководство взрослого (родителя или педагога). Дети очень любят заниматься вместе с взрослыми, это способствует их сближению. Начинать следует с самых простых фигурок, которые могут быть выполнены за один подход, постоянно усложняя задания. Целесообразно будет интегрировать занятия оригами с другими видами искусств. Например, готовую фигурку дети с большим интересом раскрасят красками. Интересно украсить фигурку аппликацией, приклеить глазки-бусины или пушистый хвостик зверьку. Можно даже создать объемную аппликацию, наклеив на ватман красивые цветы. На начальных этапах заинтересовать юного исследователя можно рассказывая сказку по ходу занятия. Историю легко сможет придумать любой взрослый. Для более взрослых детей разнообразить занятия с бумагой можно рассказами о его происхождении, о древнем Китае и Японии, о технологии производства бумаги. Складывая фигурки животных, одновременно можно рассказывать об их среде обитания, питании, внешнем виде, расширяя эрудицию ребенка. Когда фигурок из бумаги накопится достаточно, можно организовать кукольный театр. Для детей дошкольников это будет настоящее приключение, вызывающее бурю положительных эмоций. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Не перечислить всех достоинств оригами.

Я третий год веду кружок дополнительного образования «В мире оригами» в детском саду. Дети с большим интересом выполняют поделки из бумаги. В процессе обучения они знакомятся, как пользоваться операционной картой выполнения поделок. Дети 5-6 лет, первого года обучения, в основном, выполняют поделки по моему показу. Дети 6-7 лет, к середине года уже могут самостоятельно выполнить несложные работы по схеме карты.

Анализируя свою работу с детьми в технике оригами я сделала определенные выводы: - оригами может быть средством развития мелкой моторики, а следовательно и развития речи, памяти детей, учит концентрации внимания, развивает исследовательские навыки - оригами предполагает самостоятельную деятельность по переносу усвоенных приемов на решение других познавательных задач - оригами позволяет ребенку видеть свой рост, ощущать успех - с помощью сказочной формы занятий, переключения от складывания к игре с готовой фигуркой улучшается психоэмоциональное состояние дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оригами, как средство развития речи «Школа ОРИГАМИ» Подготовила и провела воспитатель 1 квалификационной категории Ширшова Т.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4» ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 3

Перед складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя линии являются горизонтальными (проходят слева направо), а правая и левая — вертикальными (проходят сверху вниз). Квадрат можно также расположить «ромбом» так, чтобы один из уголков был направлен вниз. При складывании фигурок базовая форма «треугольник» может располагаться по-разному. Привычное положение — когда нижняя сторона самая большая, то есть основание равнобедренного треугольника. Треугольник может быть также расположен прямым углом вниз. Такое не совсем привычное положение дало другое название этой базовой форме — «косынка». Базовая форма «Треугольник» 1.Расположите квадрат«ромбом». Поднимите нижний угол, совмещая его с верхним углом. 2.Полученная заготовка имеет форму равнобедренного прямоугольного треугольника.

Слайд 4

Базовая форма «Книжка» 1.Расположите квадрат «окошком». Согните квадрат пополам, совмещая две противоположные стороны 2.Базовая форма «книжка» имеет форму прямоугольника. Она может называться иначе - «открытка»

Слайд 5

Базовая форма « Дверь» 1.Перегните квадрат, совмещая противополож - ные стороны. 2.Опустите стороны к линии перегиба 3. Базовая форма похожа на двери лифта или двустворчатого лифта, поэтому ее называют «дверь» (предположительно) или шкаф

Слайд 6

1. Расположите квадрат «ромбиком».Перегните его по диагонали. 3. Базовая форма действительно напоминает воздушный змей. Но эту базовую форму еще называют – «мороженое». Поверните базовую форму прямым углом кверху, и вы увидите «сахарную трубочку» 2.Опустите верхние стороны от вершины верхнего угла к линии перегиба Базовая форма «Воздушный змей»

Слайд 7

Базовая форма «Блинчик» 1.Перегните квадрат пополам по диагоналям или дважды «книжкой», намечая центр квадрата в месте пересечения линий перегибов . 2. Опустите по очереди все углы в центр квадрата 3. Базовая форма «блинчик» имеет форму квадрата и совсем не похожа на круглый блин, а скорее напоминает конверт (письмо)

Слайд 8

2.Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. 3.Перегните боковые части, опуская короткие стороны к линии сгиба. 4. Раскройте и расплющите «карман». Базовая форма «Двойной дом» 1. Расположите квадрат «окошком». Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны. 5. Раскройте и расплющите второй «карман». 6.Базовая форма состоит из двух домиков.

Слайд 9

«Двойной треугольник» не единственное название этой базовой формы. Другое название — «водяная бомбочка » — произошло от фигурки из этой базовой формы. У базовой формы «двойной треугольник» две видимые треугольные плоскости. Закрытый («глухой») угол образовался в центре изначального квадрата. Существует несколько способов складывания этой базовой формы. Базовая форма «Двойной треугольник» 1.Перегните квадрат по Диагонали. Переверните. 2. Перегните пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны 4.Перелистните фигурку, меняя местами уголки. 3.Надавите сверху на центр квадрата .Вогните боковые треугольники, складывая их пополам. При этом верхняя часть квадрата согнется. 5. Базовая форма «двойной треугольник»

Слайд 10

Базовая форма «Двойной квадрат» У этой базовой формы имеются две видимые квадратные плоскости, нераскрывающийся («глухой») угол, образованный в центре начальной формы (квадрата), и раскрывающийся угол, расположенный напротив «глухого» и образованный за счет углов квадрата. Существует несколько способов складывания. 1.Перегните квадрат дважды пополам, совмещая противоположные стороны. Переверните. 4. Базовая форма «двойной квадрат» 3. Вогните боковые квадраты, складывая их пополам и опуская верхнюю часть вниз от себя. 2. Перегните пополам . 1-й способ

Слайд 11

Рекомендации начинающему оригамисту : Выполняя определенное изделие, необходимо убедиться, соответствует ли исходный лист бумаги требуемому формату. Начинающему оригамисту требуется особенно внимательно следить за точностью состыковки срезов и углов. От этого зависит аккуратность изделия. Чтобы получить ровный сгиб, лучше сгибать с помощью линейки или, например, сгибать бумагу об край стола. Складки удобно проглаживать ногтем (утюжком) или каким-нибудь круглым пластмассовым предметом, например, кольцом ножниц. Частая ошибка начинающих в том, что они берут фигурку в руки, вертят и крутят ее в разные стороны, после чего бывает нелегко вернуться к схеме. Поэтому без особой надобности не стоит брать фигуры в руки или поворачивать их.

Слайд 12

Поделка «Подставка для яйца на пасху»

Слайд 13

«Школа ОРИГАМИ» Подготовила и провела воспитатель 1 квалификационной категории Ширшова Т.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4» ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство развития речи дошкольников

Презентация на тему" Оригами как средство развития речи дошкольников...

Оригами как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами. Оригами - японское искусство складывания...

Оригами, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Оригами, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Оригами» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель:Способствовать речевому развитию детей средствами сложения фигур «оригами» и последующему обыгрыванию в различных видах коммуникативной деятельности.Задачи:Стимулировать развитие мелк...

Оригами как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск...

Оригами как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика...

Консультация для родителей: «Оригами как средство развития речи у детей»

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и ...