"Дети с синдромом дефицита внимания"
консультация по коррекционной педагогике

Елена Александровна Марченко

  Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте.

   При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации.

 

  СДВГ встречается у каждого двадцатого ребенка, а менее выраженные нарушения внимания — у каждого пятого. Родители и специалисты не всегда хорошо осведомлены об этом расстройстве. Из-за этого дети не получают необходимой помощи, подвергаются социальной изоляции, испытывают различные эмоциональные проблемы. К окончанию школы такие дети могут социально дезадаптироваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_sindromom_defitsita_vnimaniya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети с синдромом дефицита внимания»

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нередко встречаются в практике работы дошкольного учреждения.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее.

По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой, трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия  (нарушения чтения и письма), для 61% детей — признаки дискалькулии   ( нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5— 1,7 года. Главная трудность- неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).

По данным О.В.Холецкой и В.М. Трошина, полная картина синдрома разворачивается к 7-12 годам.

Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

  • Возникает в возрасте до 8 лет;
  • Присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);
  • Не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссициативными расстройствами или психопатиями;
  • Вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • Признаки сохраняются не менее 6 месяцев.

           У детей с СДВГ — постоянный фактор, который присутствует внутри ребенка и постоянно влияет на его поведение. СДВГ не видно глазу, но дети не делают так, как нужно. Это нужно обязательно учитывать при подборе мотивации и поощрения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство исполнительных функций. Между этими понятиями можно поставить знак равенства.

У детей с синдромом дефицита внимания нарушены 5 компонентов исполнительной системы:

  • Ингибирование (способность блокировать отвлекающие побуждения);
  • Вербальная рабочая память (командование самому себе);
  • Чувство времени;
  • Эмоциональная и мотивационная саморегуляция;
  • Умение планировать и решать проблемы.

Основные принципы взаимодействия с ребенком:

1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике проведения занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки или другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками следует заранее договориться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;
  • старайтесь не использовать красную пасту в тетрадях, желательно зеленым цветом выделять правильно выполненные задания, используйте простой карандаш в исправлении и замечаниях, где ребенок допустил ошибки, это создаст положительную мотивацию в учебной деятельности;
  • когда идет интенсивная коррекционная работа по СДВГ, не рекомендуется использовать красный цвет при написании замечаний в дневнике и тетрадях ребенка; договоритесь с родителями о своих способах передачи информации по устранению ошибок и коррекции поведения, о которых будет знать только родитель, таким образом мы получим долговременный устойчивый интерес и мотивацию к учебной деятельности, формирование позиции успеха;
  • чаще хвалите ребенка;
  • расписание занятий, кружков должно быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
  • вводите проблемное обучение;
  • используйте на занятиях элементы игры и соревнования:
  • давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе (классе) по некоторым областям знаний;
  • научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте уменьшению агрессии;
  • обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу педагога. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. 

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а  ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

Тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка

Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про  ребенка:

1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).

2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.

3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое дело; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят.

3. Есть стойкие нарушения сна.

4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)

5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.

6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.

7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).

8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.

9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д)

10. Ночной или дневной энурез.

11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.

12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)

13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.

14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.

15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется, необходимо обратиться за консультацией к специалистам (неврологу, психологу).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания

В консультации даны рекомендации родителям по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивных детей....

Консультация для родителей "Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Коррекционные игры для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Консультация для родителей "Аутогенная тренировка для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Аутогенная тренировка для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...