Главные вкладки

    Статья (подготовительная группа) по теме:
    Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

    Кулешова Наталья Владимировна

     

    В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психического  развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_lesenka-chudesenka.doc127 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

    Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей 5-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    Кулешова Наталья Владимировна, учитель-дефектолог

    Первая квалификационная категория

    г. Нижневартовск

    2009

     «Лесенка-чудесенка»

    Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?

    Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из частых детских поведенческих расстройств (3–5 % детей младшего школьного возраста). Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, педиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто распущенность ребенка или результат неправильного воспитания.

    Родители, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с такими детьми. Некоторые стремятся жесткими методами бороться с непослушанием сына или дочери, строго наказывают за малейший проступок.  Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, стараются не обращать внимания на его поведение, тем самым лишают его поддержки взрослых.  Третьи начинают винить только себя в том, что он такой. Во всех случаях родители теряются в выборе линии поведения с ребенком.

    Опросы педагогов, работающих с данной категорией детей, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают психологических особенностей детей, не могут понять причин неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы.

    Сверстники не хотят с ними общаться, т. к. дети с СДВГ не могут поддержать игру.

    В 2008г. по запросу  родителей и педагогов в связи с нарушением поведения детей дома и трудностями усвоения знаний на занятиях, взаимоотношении  детей со сверстниками и взрослыми,  в русле  задач МБДОУ ДСКВ №64 "Пингвиненок", в которых особое место занимает решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения детей, была организована дополнительная  образовательная  услуга.  

    С целью выявления детей с СДВГ была проведена диагностика  детей старших  и подготовительных групп, в том числе и коррекционной для детей с ЗПР (всего 80  человек). При обследовании использовались: методы диагностики внимания - набор методик предназначенных для изучения внимания детей 5-6 лет;  обследования эмоциональной сферы «дом – дерево - человек», тест Люшера «несуществующее животное»; интеллектуальное развитие – тест Равена, рисунок «человека; гиперактивность и импульсивность выявлялась из бесед с родителями, педагогами, наблюдений за детьми.

    Педагог психолог проводила изучение внимания, используя набор методик, направленных на оценку таких качеств внимания как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.

    Педагог дефектолог изучала познавательное развитие.

    Данные методики взяты из учебника Немова Р. С. Психология, книга №3, М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995.  По методике №5 «Найди и вычеркни» стр. 125, определялась продуктивность и устойчивость внимания. Методика «проставь знаки» (№ 6 стр. 130), использовалась для оценки переключаемости и распределения внимания. Методика №7 «Запомни и расставь точки» применялась для оценки объема внимания.

    Таким образом были выделены дети:  с преобладанием дефицита внимания 17 детей(21%) (12м.. 5 дев); с преобладанием гиперактивности и импульсивности 4  ребенка мальчики (5 %); смешанный вариант 6 детей (8%)

    При обследовании  детей выявлялись следующие нарушения:

    Внимания: не доводят до конца начатую работу, игру, не слушают, что им говорят, не могут следовать полученным разъяснениям, не могут организовать свою работу и избегают заданий, которые требуют внимания, усидчивости; забывчивы, рассеяны, теряют нужные им предметы, отвлекаются на посторонние стимулы. Избирательно внимательны к играм, где успешны, где привалирует мотив удовольствия. Отвергают задания, кажущиеся им скучными и трудными.

    Гиперактивность: проявлялась в избыточной подвижности (не могут усидеть на одном месте, размахивают руками и ногами, вертятся) предпочтение шумных, подвижных игр, игнорирование ситуативных условий и социальных запретов.

    Импульсивность: проявлялась в неспособности дождаться своей очереди в игре, многословности, склонности отвечать, не дослушав вопроса, торопливости, непоседливости, которые часто мешали другим.

    Своим выступлением я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что в основе  гиперактивности, как  и ЗПР, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД).  При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих речь, внимание, память, восприятие, праксис и др. виды высшей психической деятельности.  

    Акцент здесь делается на двух основных факторах, определяющих замедление темпа общего психического развития: во-первых, на незрелости эмоционально-волевой сферы, тормозящей формирование целенаправленной  мыслительной деятельности, и, во-вторых, на фоне нейродинамических расстройств, затрудняющих познавательную деятельность.

    В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностыо процессов возбуждения и торможения. Как правило,  дети  с СДВГ имеют  высокий уровень интеллектуального развития.   Но на фоне сочетания расстройств внимания и гиперкинетических расстройств  возникает вторичное отклонение ЗПР, что приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей. И,  к сожалению, такие дети, несмотря на высокий интеллект, часто попадают в коррекционные группы и классы.

    Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям  до поступления их школу привели к созданию программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей с СДВГ «Лесенка-чудесенка», использование которой в оптимальной степени поможет  раскрыть  практические подходы к  данной проблеме.

    Прежде всего, я  изучила литературу, проанализировала информацию с сайтов интернета и пришла к выводу, что теоритической информации о детях с СДВГ достаточно, но  проблема в том, что практических рекомендаций по работе с данными детьми очень мало. Возникло противоречие между пониманием актуальности данной проблемы на сегодняшний день и неимением практических рекомендаций   по реализации данной проблемы.          

    Название «Лесенка-чудесенка» обусловлено принципом организации занятий,  при котором оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, где когнитивные и двигательные методы должны применяться  в комплексе,  дополняя  друг друга.

     Уровень трудности  доступен конкретному ребенку, что позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе  и дает детям с СДВГ возможность испытывать радость преодоления этих трудностей.

    На основании диагностики была сформирована группа из 6 детей  с СДВГ, в состав которой вошли дети как из массовых групп, так и из группы для детей с ЗПР.( 4 ребенка с гиперактивностью:67%, 2 ребенка с нарушением внимания:33%, 6 детей с нарушением общения:100%)

    Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в первую очередь направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля. Причем, работа  проводится с привлечением  сначала  двигательных, а позднее или параллельно  когнитивных методов, основанных на нейропсихологическом подходе.

    Курс состоит в среднем из 15 занятий, которые проводятся 1 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя разнообразные, доступные детям по содержанию этюды, игры, упражнения и т. д.  Так как внимание детей с СДВГ  неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью,  они нуждаются в частой смене заданий. Монотонная неинтересная работа утомляет детей с СДВГ так же, как любая другая. Этим они отличаются от детей с ЗПР, которым простая монотонная работа понятна и по силам, и они с удовольствием, без утомления ею занимаются. С этой целью в качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные задания).

    Занятие длится  20 -30 минут. Продолжительность его зависит от качества внимания, возраста, поведения детей.

    Часто  дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов работать дальше, поэтому, процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Задания можно дополнять. Виды заданий, составляющих занятие, при необходимости, могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу.

    Хотелось бы поделиться особенностями, трудностями в работе.

    Обстановка на занятии должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с СДВГ. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. 

    Особенности проведения занятий:

    - четкая, повторяющаяся структура занятий;

    - введение временного лимита на выполнение задания;

    - соблюдение детьми норм и правил поведения в группе;

    - введение системы наказаний и поощрений. Наказанием может служить выбывание из игры на "скамью запасных", лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

    - соблюдение правил начала и окончания занятий. Начало занятия должно включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие, затем это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия, постановка задач текущего занятия. Окончание занятия содержит  придуманное вместе групповое прощание.

    Каждое занятие состоит из 3 частей.

    1-я часть занятия. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики и двигательной активности.

    Виды заданий 1 части:

    - упражнения на развитие мимических движений;

    • -игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики;

    - игры по обучению выразительным движениям;

    - этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста;

    • - этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений;

    - игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность,

    • Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими людьми проводятся коммуникативные игры, упражнения на сплоченность группы.

    Кроме того, для эмоционального сближения и взаимодействия детей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например, сделать общий рисунок на большом диете бумаги, который расстилается прямо на полу.  Совместное рисование сопровождается записью звуков (в зависимости от названия совместного рисунка). Эта работа по формированию творческого воображения детей, помогает в развитии коммуникабельности. Кроме того, сам процесс рисования влияет на поведение детей. Они становятся спокойнее.

    2-я часть занятия. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.

    В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи.

    Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.

    В процессе обучения одни дети воспринимают информацию в основном визуально, другие — аудиально, третьи — кинестетически, потому что в зависимости от врожденных особенностей, окружения, воспитания у детей по-разному развиваются и используются зрение, слух, осязание, обоняние. Чтобы обеспечить комплексное развитие познавательных способностей детей, необходимо использовать все сенсорные каналы восприятия, уделять достаточное внимание развитию органов чувств детей.

    • Поэтому, при проведении этой части занятия используется множество различных дидактических, развивающих игр, в частности блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. С помощью этих пособий устраиваются различные игры для совершенствования памяти, внимания. Материалы  помогают в развитии у детей двигательных навыков, цветоощущения, представлений о форме, величине, количестве. Развивается творческая фантазия, инициатива, пространственные представления, конструкторские навыки, комбинаторные способности, мышление, мелкая моторика, создаются возможности для самовыражения. Так как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера  используются в группе детей, то это помогает в развитии у коммуникативной культуры: доброжелательности,  взаимной терпимости, уступчивости, умения работать в группе.

    3-м часть занятия. Обучение детей приемам саморасслабления.

    Снятие психомышечного напряжения у детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, агрессивность, истерические реакции и др.

    • В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц — рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки «На берегу моря», аутотренинг «Волшебный сон».

    Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника. Одним из компонентов

    такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает в себя следующие составляющие:

    • осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

    снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений;

    погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

    Результативность, эффективность программы выявлялась путем обследования, проводимого до начала развивающе-коррекционных занятий и после прохождения курса . Результаты мониторинга (май 2009г.) показали, что у детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, снизился уровень гиперактивности, импульсивности до 33% (2 ребенка), повысился уровень концентрации внимания до 17% (1 ребенок). Дети овладели приемами психомышечной релаксации ,  вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), 67% (4 ребенка).Детям становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Об этом  также свидетельствуют опросы учителей школ, в которых учатся  эти дети.

    С детьми, проблемы которых после проведенного курса занятий исчезли не полностью, проводятся  повторный курс обучения.

    К сожалению, в нашем ДОУ нет психолога, поэтому  содержание коррекционно-развивающей работы, представленное в программе «Лесенка-чудесенка», с целью профилактики вторичных отклонений, в течение двух лет прошло апробацию в  группе  компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, как дополнение к основной программе,  и показало свою эффективность.

    Представленная программа  в целом, а также отдельные части могут быть рекомендованы для использования  в работе педагогам, дефектологам, психологам, а так же воспитателям, работающим в различных структурах системы образования с детьми с различными негрубыми отклонениями в развитии, а также и в тех группах, где много детей с девиантным поведением.

    Программа обсуждалась и была утверждена на педагогическом совете ДОУ,  результаты внедрения обобщались на городской научно-практической конференции «Особенности формирования навыков сопротивления негативным воздействиям социума у детей с СДВГ»  и получили одобрение и поддержку специалистов.

    В рамках  работы по данному направлению разработано содержание занятий, подобрана и создана картотека игр, входящих в данное содержание  (по развитию зрительного, слухового, тактильного внимания), картотека игр по развитию двигательных функций

     ( массаж, самомассаж), созданы авторские пособия по развитию познавательной сферы. В настоящее время идет работа по созданию рабочей тетради для детей с СДВГ.  Я нацелена не прекращать работу в данном направлении.

    Если, кого-то из педагогов заинтересовала данная тема, пишите, буду рады сотрудничеству.


    Список литературы

    1. БардиерГ., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — Кишинев; СПб., 1993.
    2. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М, 1992.
    3. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, 1998.
    4. Брукс Ч. Как вернуть полноту переживания. - М., 1997.
    5. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб., 2001.
    6. Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса. - Минск, 1992.
    7. Грек В.А. Рисую штрихом. - Минск, 1992.
    8. Зуев Б.И. Волшебная сила растяжки. - М., 1993.
    9. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. - М., 2004.
    10. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. - М., 2004.
    11. Клюева КВ., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
    12. Кольцова ММ., РузинаМ.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб., 1998.
    13. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.-М., 1998.
    14. Лазарев М.Л. Программа «Познай себя». - М., 1993.
    15. ЛатохинаЛ.И. Хатха-йога для детей. - М., 1993.
    16. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.
    17. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
    18. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ. - М., 1997.
    19. Лоуэн А. Язык тела. - СПб., 1997.
    20. Матюгин И.Ю. Тактильная память. - М., 1991.
    21. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 1999.
    22. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997.
    23. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 1995.
    24. Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990.
    25. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. - М., 1995.
    26. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1991.
    27. Самоукина Н. Программа психокоррекционных игр для дошкольников.-М., 1993.
    28. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.
    29. Сполдинг Дж. Обучение через движение. - М., 1992.
    30. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М., 1998.
    31. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.
    32. Шипицына Л.М., Защиртская О.В., Воронова АЛ., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб., 1998.
    33. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. — М., 1993.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

                Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

    Педагогическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - cообщение учителя-логопеда на семинар-практикуме « Учимся вместе» с родителями

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Согласно существующим в специальной литературе представлениям это обусло...

    Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

    В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

    Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

    В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

    Особенности коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

    В статье описывается проблема коррекции нарушений речи у детей с СДВГ. Описываются причины возникновения данного синдрома у детей, основные симптомы заболевания, приводятся приемы и методы коррекции с...

    Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

    Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...