Занятие по социально-эмоциональному развитию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (5 – 6 лет) «Вслед за радугой»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Людмила Викторовна Соколова

Занятие будет интересно коррекционным специалистам детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsled_za_radugoy.docx9.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по социально-эмоциональному развитию

в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

(5 – 6 лет)
«Вслед за радугой»

Задачи:
- активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире;
- развивать детскую эмпатию и расширять «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий;
- обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций;
- способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.
Материал:
Плоскостное изображение гнома со сменным лицом (грусть, радость); листочек, покрытый песком; цветы с тактильными покрытиями; записи музыкального сопровождения; «следы Кляксы»; картинки для работы в парах; голубая лента; капельки; макет «Черные тучи»; запись грома; пульверизатор с темной водой; зонтики, черный плащ; трубки; емкости с водой; песочница; «киндер-сюрпризы»; шкатулка с цветным песком.
Ход занятия:
(Звучит музыкальное сопровождение –«Вальс цветов».)
Педагог. Здравствуйте, милые ребятки! Я приглашаю вас в царство Радуги.
 Грустный плач. Ой, спасите, помогите!
Педагог. Ребята, как вы думаете, что случилось?
(Ответы детей.)
Педагог. Это плачет грустный гномик. Он поделился со мной своей бедой… В его сказочном песочном царстве побывала Черная Клякса и перекрасила радугу в черный цвет. Не будет в нем больше добра, тепла и света! А что случится без ярких красок, ребята?
(Ответы детей.)
Педагог. Я предлагаю помочь маленькому гномику и вернуть на небо разноцветную радугу. Нам покажет дорогу волшебный листочек. А как вы думаете, почему я назвала листочек волшебным?
Дети. Потому что он покрыт песком.
Педагог. А как вы догадались? Какой он на ощупь?
Дети. Листочек шершавый, он покрыт песчинками, колючий…
Педагог.
Ты лети, лети листочек,
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
Мы пришли на цветочную поляну. Отгадайте, кто здесь хозяйка.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит к нам пришла …
Дети. Весна!
Педагог. Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка-Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку? (На полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями:  рис,  чай)
Дети. Весенними цветами!
Педагог. Выберите себе любой цветок и расскажите о нем. Какой у тебя цветок? А у тебя? Почему твой цветок так называется, на что он похож?
1-й ребенок. Мать-и-мачеха – у нее одна сторона мягкая, пушистая, нежная, как мама, а другая сторона холодная, шершавая – как мачеха.
2-й ребенок. А у меня фиалка – ее цвет поход на цвет глаз.
Педагог. Какие ощущения возникают, если погладить твой цветок?

(Ответы детей. Затем педагог включает запись.)
Педагог. Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.

Психоэтюд «Первые цветы»
(Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.)
Наши первые цветки    (Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони,)
Распускают лепестки    (Поднимаем вверх, раскрывает руки).
Ветерок чуть дышит,     (Медленно раскачиваемся из стороны в)
Лепестки колышет.        (Сторону).
Наши нежные цветки    (Ладони рук над головой соединяются,)
Закрывают лепестки,     (Опускаются к груди).
Головой кивают,            ( Киваем головками, закрываем глаза,)
Тихо засыпают.               (Голову кладем на ладони).
Педагог. Ребята, просыпайтесь, это Черная Клякса навеяла сон, чтобы помешать нам попасть в песочную страну. Посмотрите, что это, как вы думаете? (Педагог показывает на следы Кляксы на полу.) Это следы Черной Кляксы. Возьмитесь за руки, пойдемте по ним.  Может под ними спрятаны краски радуги? (Дети и педагог смотрят на картинки с обратной стороны клякс.)
Педагог. Что вы видите?
Дети. Здесь нарисованы разные картинки.
Педагог. Я предлагаю вам оживить эти картинки. Придумайте и покажите вдвоем нарисованный сюжет, а мы будем отгадывать.
Пантомима «Живые картинки»
(Дети делятся на пары и с помощью жестов, мимики показывают содержание картинок:  птица  и дерево…)
Педагог. Какие у вас волшебные картинки получились! Но краски мы так и не нашли. Где наш волшебный листок?...
(Педагог достает тактильный листок, обращается к нему.)
Ты лети, лети, листочек,
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи!...
(Дети кружатся вместе с листком, подходят к ручью – голубой ленте, расположенной на полу.)
Педагог. Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, дети… Тишина… Ручей не журчит, не поет. Наверное Черная Клякса и здесь побывала. Попробуем оживить ручеек?
Имитационная игра «Песенка ручья»
Педагог.
Возьмите цветные трубочки и изобразите песенку ручья.
(Дети подходят к столам. На столах расположены небольшие емкости с водой. Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.)
Педагог. Ребята, какими еще словами можно описать песенку ручья?
Дети. Озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый…
Педагог. Дети, о чем мы хотели спросить ручей?
Дети. Ручей, ручей, где краски радуги?
Ручей (аудиозапись). Я не знаю. Может быть, мои капельки вам подскажут.  Возьмите их и помогите подняться высоко в небо. Возможно там вы и найдете разноцветную радугу.
(Дети наклеивают на рисунок неба капельки. Раздается запись грохота грома. Педагог накидывает на себя темную накидку, «превращается в Злую Кляксу».)
Клякса. Ха-ха-ха! Здесь не радуга, а мои черные тучи.
Весь мир покрою темнотой,
Вас черной оболью водой!

(Брызгает из пульверизатора с подкрашенной темной водой, дети убегают, закрываясь яркими зонтиками.)
Клякса. Ой, боюсь, боюсь ярких цветов. Убегаю, убегаю!
(Педагог снимает темную накидку.)

Педагог. Ребята, посмотрите, на небе выглянуло солнце и к нам пришел солнечный зайчик.
Педагог. Где же нам найти краски радуги? Возьмите листок!
(Дети вместе обращаются к листку со словами.)
Ты лети, лети, листочек,
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
(на пол ставится корзина с разноцветными трубками.)
Педагог. Ребята, посмотрите, это волшебные трубки. Они могут показывать деревья, птиц, зверей. Посмотрите, может, вы тоже что-то увидите?
(Дети смотрят в трубки и рассказывают об увиденном.)
Педагог. Ребята, я вижу песочное озеро. Что-то спрятала в нем Черная Клякса. Попробуйте это найти.
(дети вместе с педагогом подходят к песочнице, в которой спрятаны футляры от «киндер-сюрпризов».)
Педагог.
Дети, откройте футлярчики и посмотрите, что в них.
(Дети открывают футляры.) 
Педагог.
Смотрите, это план места, где спрятана шкатулка с красками!
(Дети изучают план и находят шкатулку с красками.)
Педагог. Посмотрите внимательно и назовите цвета. Черная Клякса забрала несколько полосок и радуга не получится… Каких красок не хватает? Что мы можем сделать?

Дети. Давайте попробуем раскрасить радугу.
(Дети украшают дуги радуги цветным песком.) 
Педагог. Какая чудесная радуга у вас получилась!

Посмотрите на гномика, что изменилось?
Дети. Гном изменился. Его настроение было грустным, а стало веселым.
Педагог.
Он улыбается, стал веселым, нарядным. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей.)
Педагог. Ребята, вы помогли спасти сказочный песочный мир. Он стал светлым, ярким и солнечным. На небе теперь всегда светит яркое солнышко, в лесу поют веселые цветные птицы, звенят быстрые ручьи.
( Педагог раздает детям коробочки с миниатюрными игрушками. Дети создают с их помощью сказочную страну.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Конспект занятия с элементами логоритмики в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Цель: 1. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.2. Воспитывать умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.3. Формировать навыки с...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...