Консультация для воспитателей: "Развивающие игры для аутичного ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

В данной статье даны различные виды игр для ребенка с аутизмом. Указаны этапы работыпри проведении игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_rebenka_s_autizmom.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развивающие игры для аутичного ребенка»

                                                       

                                                        Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

Г. Калининград

2023

          Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир.

Игра развивает мышление, внимание, память, фантазию, чувства, волю детей, а так же формирует взаимоотношения со сверстниками, избавляет от тревожности, накопившихся страхов и негативных эмоций. Игра предоставляет ребенку возможность пережить как можно больше положительных эмоций. Знакомит маленького человека с ограниченными возможностями здоровья с самыми разнообразными сторонами окружающего мира как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений. Формирует поведение ребенка.

У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько.

Родителей такие игры часто раздражают. Ведь ребенок может часами бродить по кругу, проговаривая слова или напевая невнятную песенку. Многократно расставлять игрушки рядами и складывать их обратно. Все это создает трудности при взаимодействии ребенка и взрослого. Приходится пробовать разные варианты участия в игре "на ощупь". Часто ребенок реагирует на такие попытки негативно, показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения одних и тех же действий комфортна и привлекательна. Ребенок доволен собой. Наличие комфорта и удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основой взаимодействия с ребенком.

На первом этапе необходимо понаблюдать за игрой ребенка на расстоянии, вникнув в структуру и суть стереотипной игры. Медленно попробовать организовать взаимодействие с ребенком внутри его игры (подать ему нужную деталь, негромко повторять за ребенком его фразы и слова). В следующий раз использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично, осторожно и постепенно. На этом этапе все усилия направлены на завоевание доверия ребенка.

На следующем этапе внесите в стереотипную игру новую сюжетную линию. Предложите ребенку сенсорные игры.

В отличие от обычных дети с РАС долго находятся на этапе изучения предметного мира, где основной мотив их действий с игрушками и предметами - привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего различные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам : ему нравится нюхать, пробовать на вкус, вертеть, крутить, подбрасывать, стучать. Но действовать с предметами в соответствии с инструкцией и правилами, функциональным назначением данного предмета дети отказываются, т. к. социальное назначение этих вещей для них менее важно, чем их сенсорное свойство.

Сенсорными называют игры, цель которых - дать маленькому человеку новую чувственную информацию (ощущения).

Ощущения могут быть самыми удивительными и разнообразными:

- тактильные (посредством прикосновений, ощупывания: различные по фактуре материалы, различные по форме и величине предметы- мячи, кубики, бусины, шары, ленты и веревочки. Соприкосновения и объятия с другим человеком).

- двигательные (танцы, прыжки, бег, ходьба).

- вкусовые (различные на вкус продукты и блюда).

- обонятельные (запахи окружающего мира знакомые, любимые и родные, новые и неизвестные).

- слуховые (шуршание, скрип, шелест, звуки живой природы и музыкальных инструментов).

- зрительные (яркие цвета, их смешивание, перетекание и перевоплощение друг в друга).

Видов сенсорных игр множество:

- игры с красками:

"цветная вода", рисование на мокром листе, "волшебные краски";

- игры с водой:

брызганье, переливание,"веселая капелька", "плывут по морю корабли", мытье посуды, купание кукол, посещение бассейна;

- игры с мыльными пузырями:

«Дует теплый ветерок", "Догонялки и хваталки";

- игры с тенями и светом:

" солнечный зайчик", "фонарик", "огонек", "свечка";

- игры со льдом: "Растопи льдинку","Разноцветный лед", "Фигуры из льда", "Снежная королева";

- игры с крупами и песком: "Клад", "Сокровища гномов". "Дождь. Град", "Покорми птичек крупой", "Сварим кашку", "Руки прячем мы в крупе".

- игры с пластичным материалом:

мнем, отщипываем, размазываем, надавливаем, катаем шарик, катаем колбаску, режем кусочки ,"Картина из пластилина";

- игры со звуком:

"Послушай и назови", "Я музыкант", используются свистульки, бубен,  погремушки, дудочка, гармошка.

- игры с ритмами:

хлопки, топанье, танцы, пение, "Веселый хоровод", "Звериная зарядка" и др.

Совместное рисование - это особый игровой метод, где ребенок и взрослый рисуют различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Сначала изображаются особо значимые для ребенка предметы. Затем рисуется то, что нравится ребенку "по его заказу", тем самым закрепляется интерес к совместному творчеству. Постепенно вводятся новые варианты исполнения рисунка, новые детали изображения. Используются различные материалы: краски, карандаши, фломастеры, мелки. Сам рисунок варьируется по величине, форме, цвету и положению в пространстве. Следующий этап вовлекает ребенка в процесс рисования, побуждает к активной деятельности. Необходимо стимулировать маленького художника. Например, "забывайте" дорисовать в изображении важную деталь и когда ребенок заметит этот, предложите ему самостоятельно завершить рисунок. В конце работы обязательно проиграйте этот сюжет с использованием любимых игрушек и предметов. Используйте полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Такое рисование всегда сопровождается эмоциональным комментарием.

Каждый вид игры решает свою задачу. Стереотипная игра- это основа взаимодействия с ребенком. Дает возможность переключить внимание ребенка если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорная игра дает новую чувственную информацию, помогает установить контакт с ребенком. Совместное рисование - это замечательная возможность для аутичного ребенка, чтобы проявить активность, развить его представление об окружающем мире.

Все игры взаимосвязаны между собой и подкрепляют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....

Игры с аутичным ребенком

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫОсобенности сенсорных игрСенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:- зрительные (например, ре...

Как играть с аутичным ребенком

Как играть с аутичными детьми Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми. 1.  Принимать ребенка таким, какой он есть.2.  Исходить из интересов ребенка.3.  Ст...

Консультация для родителей "Организация пространства для аутичного ребенка."

Консультация для родителей "Организация пространства для  аутичного ребенка."Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и ...

Игры с аутичным ребенком

Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей...

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...