Методические рекомендации по ТИКО- конструированию при работе с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Лобанова Наталия Николаевна

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами  некоторыми методическими рекомендациями по использованию ТИКО-конструктора в образовательном пространстве ДОУ при работе с детьми с ОВЗ

 

СЛАЙД 2

Сначала хочу пояснить, что значит ТИКО? Это – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения

 

СЛАЙД 3

Чтобы вовлечь ребенка в интереснейший мир ТИКО-конструирования, сперва необходимо научить его правильно соединять детали этого конструктора. Отличительной особенностью ТИКО является возможность шарнирного соединения деталей с помощью шарообразных выступов и выемок. Объясняем ребенку, что каждый выступ – это «шапочка», а каждая выемка – это «головка».  Чтобы соединить две детали, держим их под углом (как крыша у домика) и защелкиваем, надевая «шапочку» на «головку». При соблюдении этого простого правила детали будут соединяться легко и просто!

 

СЛАЙД 4

Когда дети поняли принцип соединения деталей, приступаем к конструированию. И начинаем с простого – с плоских конструкций. Плоскостное конструирование может выполняться как по схеме, так и на слух («ТИКО-диктант», напр.: к правой стороне прямоугольника присоединяем треугольник и т. д.)

Котенок готов, но чего-то ему не хватает!

 

СЛАЙД 5

Оживим котенка, нарисовав ему глазки! (Предварительно нужно подобрать такой фломастер, который легко стирается с поверхности деталей конструктора.)

Теперь можно и поиграть с котёнком – придумать ему кличку, познакомиться с соседом, сходить в гости друг к другу…..

 

СЛАЙД 6

Более сложной будет объёмная модель котёнка. Для этого нам потребуется ещё одна такая же плоскостная конструкция, но в зеркальном отображении, т.е. котята должны смотреть друг на друга (второму котенку мордочку прорисовывать не надо). Ещё нам понадобится соединительная лента, состоящая из малых ТИКО-квадратов.

СЛАЙД 7

Прикрепляем соединительную ленту к одной из плоскостных конструкций, а второй плоскостной конструкцией, как крышкой, накрываем сверху и закрепляем. Объёмный ТИКО-котёнок готов!

С таким играть ещё интереснее!

 

СЛАЙД 8

В процессе работы с ТИКО-конструктором у ребят обязательно возникает желание создать свои поделки. И такие задумки мы воплощаем в жизнь! Как правило, конструкции, созданные по собственному замыслу, на протяжении долгого времени являются атрибутами для игр ребят.

 

СЛАЙД 9

Для того, что бы детям с ЗПР облегчить работу с ТИКО, мы используем следующие приёмы:

Разделяем все детали ТИКО-набора по отдельным контейнерам, так что бы в каждом контейнере находились детали только одной формы и размера. Такой подход облегчит ребятам набрать нужные детали для их конструкции.

 

 СЛАЙД 10

Предоставляем каждому ребенку индивидуальный контейнер, в который он будет складывать нужные ему детали,  и даём схему-подсказку, на которой указано, сколько и каких деталей понадобится.

 На начальном этапе используются схемы-подсказки в натуральную величину деталей, в дальнейшем можно использовать схемы в миниатюре.

Если в конкретной конструкции это будет уместно, можно поставить условие: одинаковые детали должны быть одного цвета.

 

СЛАЙД 11

После сборки конструкции, можно предложить ребятам закрасить схему в цвета тех деталей, которые они использовали при конструировании.

 

СЛАЙД 12

Если, при создании объёмной ТИКО-конструкции, ребенку сложно сделать вторую деталь в зеркальном отображении,  предоставляем ему схему с соответствующим изображением.

Так же две схемы можно использовать при работе в паре (при создании одной объёмной ТИКО-модели).

 

СЛАЙД 13

При проведении ТИКО-диктанта, после присоединения каждой детали, показываем, что должно получиться. Это поможет ребенку быть уверенным в том, что он всё делает правильно.

 

СЛАЙД 14

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть, как ТИКО можно использовать в образовательных областях ДОУ.

1.     Познавательное развитие:

Создавая конструкции по лексическим темам, мы формируем целостную картину мира.

Приведу пример конструирования корзинки для овощей. В первый год обучения все ребята делают одинаковые корзинки по инструкции воспитателя. Во второй год обучения уже у каждого корзинка , выполненная по собственному замыслу.

 

 СЛАЙД 15

Формируя элементарные математические представления, мы знакомимся с геометрическими фигурами, делим их на части, сопоставляем плоские геометрические фигуры и объёмные тела, изучаем свойства (длина, ширина, высота), составляем цифры из ТИКО-конструктора, так же можно использовать специальные наборы ТИКО «Арифметика», на которых напечатаны цифры и знаки.

 

СЛАЙД 16

2.     Речевое развитие:

Из ТИКО можно конструировать буквы, можно составлять звуковые схемы слов. Так же в серии ТИКО есть набор «Логопедический сундучок», его в своей практике широко используют логопеды и дефектологи.

 

СЛАЙД 17

3.     Художественно-эстетическое развитие:

Самое широкое применение ТИКО – это непосредственно конструктивно-модельная деятельность, так же можно его использовать при создании узоров и орнаментов.

 

СЛАЙД 18

4.      Физическое развитие:

Очень большую роль ТИКО играет в развитии мелкой моторики, так же можно его использовать в спортивных, подвижных играх, создавая из конструктора инвентарь.

 

СЛАЙД 19

5.      Социально-коммуникативное развитие:

Социализация и коммуникативные качества детей формируются при работе в парах (при создании объёмной конструкции одной на двоих), в процессе обыгрывания созданных ТИКО-поделок.

 

          СЛАЙД 20

          Таким образом мы можем сказать, что использование ТИКО-конструктора возможно в любой из 5-ти образовательных областей.

 

Работая с конструктором ТИКО, девиз которого: «Обучаемся, играя!», мы помогаем детям развить их конструкторские способности, расширяем представления об окружающем мире, формируем познавательную активность, навыки общения и сотворчества, создаём условия для творческой самореализации.

 

Я постаралась очень коротко осветить возможности использования ТИКО-конструктора, используя его как средство развития творческого потенциала дошкольников с ОВЗ. Узнать подробную информацию об инновационной образовательной технологии «ТИКО-моделирование», а так же познакомиться с её автором – Логиновой Ириной Викторовной можно посетив группу В Контакте «ТИКО-конструирование» https://vk.com/konstructortico, а так же со всеми наборами ТИКО и имеющимися методическими пособиями можно познакомиться на сайте производителя ТИКО -  ООО "НПО"РАНТИС", г. Санкт-Петербург http://www.tico-rantis.ru/  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lobanova_n.n._tiko.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая ( МДОУ «ДСКВ №62» д.Старая ) Методические рекомендации по конструированию при работе с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Лобанова Наталия Николаевна

Слайд 2

рансформируемый гровой онструктор для бучения

Слайд 3

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С ТИКО: 1. Правильное соединение деталей

Слайд 4

2. Создание плоскостной конструкции

Слайд 5

3. «Оживление» поделки

Слайд 6

4. Конструирование заготовок к объёмному моделированию

Слайд 7

5. Сборка объёмной конструкции

Слайд 8

6. Объёмное ТИКО-моделирование по замыслу

Слайд 9

Для того, что бы детям с ЗПР облегчить работу с ТИКО конструктором используются следующие приёмы: -Разделение деталей по отдельным контейнерам

Слайд 10

-Наличие индивидуального контейнера и использование схем-подсказок для набора необходимых деталей

Слайд 11

-Закрашивание схемы в цвета тех деталей, которые использованы при создании ТИКО-конструкции

Слайд 12

-При объёмном моделировании, наличие второй схемы в зеркальном отображении

Слайд 13

-При проведении ТИКО-диктанта, после присоединения каждой детали, показываем, что должно получиться Сверху к пятиугольнику прикрепите квадрат. К квадрату справа прикрепите треугольник. К пятиугольнику слева сверху прикрепите треугольник.

Слайд 14

Использование ТИКО-конструктора в образовательных областях ДОУ: 1.Познавательное развитие. ФЦКМ - конструкции по лексическим темам. 1-й год обучения 2-ой год обучения

Слайд 15

ФЭМП: -Свойства (высота, ширина, длина); -Геометрические фигуры (целое и части); -Плоские фигуры и объёмные тела; -Составление цифры; -Набор ТИКО «Арифметика». 1.Познавательное развитие.

Слайд 16

2.Речевое развитие -Конструирование буквы -Составление схемы слова

Слайд 17

3. Художественно-эстетическое развитие -Конструктивно-модельная деятельность -Узоры и орнаменты

Слайд 18

4.Физическое развитие -Развитие мелкой моторики -Спортивный инвентарь

Слайд 19

5. Социально-коммуникативное развитие -Обыгрывание любой постройки -Работа в парах и подгруппах

Слайд 20

Заключение: Использование ТИКО-конструктора возможно в любой из 5-ти образовательных областей. Работая с конструктором ТИКО, девиз которого: «Обучаемся, играя!», мы помогаем детям развить их конструкторские способности, расширяем представления об окружающем мире, формируем познавательную активность, навыки общения и сотворчества, создаём условия для творческой самореализации. Ссылки для более подробного ознакомления с ТИКО: https://vk.com/konstructortico http://www.tico-rantis.ru/ https://nsportal.ru/nataliya-nikolaevna-lobanova

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для педогогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ

методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ...

"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»

Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

Аннотация: в статье говориться об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-кон...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирования при работе с детьми ОВЗ в условиях ДО

В статье говорится об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования....

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования конструктора ТИКО с детьми...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования тико конструктора в работе с детьми...