Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
консультация (старшая группа)

Костенко Оксана Викторовна

Аннотация: в статье говориться об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования.

Ключевые слова: конструирование, ТИКО-конструирование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

Аннотация: в статье говориться об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования.

Ключевые слова: конструирование, ТИКО-конструирование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

В ДОУ для детей с ОВЗ необходимо создавать особые психолого-педагогические условия. Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор.

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Конструирование приводит к работе в разной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга одновременно, что влияет на всестороннее развитие ребенка. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика рук связана как раз с центрами речи. Таким образом, создаются ситуации, при которых дети рассказывают  о том, что они так увлекательно строили. Они же хотят, чтобы все узнали об их шедевре. А это и развитие речи, и навыки общения, и умение выступать легко и непринужденно. В процессе конструирования дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

Что же такое «ТИКО-конструктор»? «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, который представлен в виде набора ярких пластмассовых плоскостных фигур, шарнирно соединяющихся между собой. 

ТИКО-конструирование — это совершенно новая педагогическая технология, которая основана на практической работе с конструктором для объёмного моделирования.

Конструктор состоит из различных разноцветных многоугольников, квадратов с цифрами и буквами. Все детали ТИКО-конструктора вращаются вокруг другой. В ходе работы с ним, дошкольники видят процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть специальные отверстия, которые при сборе выступают в роли «окошка» или «двери». Таким образом, дети могут конструировать разные игровые фигуры: дома, мебель, птиц и животных, транспорт и т.д.

Ценность применения ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ОВЗ обусловлена необходимостью развития у них пространственного мышления. В игре с конструктором ТИКО ребенок запоминает не только названия и внешний вид плоскостных фигур (треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает для себя мир призм и пирамид.

Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам ДОУ и родителям развивать, корректировать у детей зрительные представления, а также позволяют дошкольникам легко, в форме игры освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием.

Для ребенка с ОВЗ очень важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, т.к. это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности и познанию. Конструкторы ТИКО создают для этого самые благоприятные возможности.

Конструктор ТИКО можно использовать как в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, так и в непосредственно-образовательной деятельности. На первом этапе работы необходимо познакомить детей с конструктором: рассмотреть фигуры, назвать цвета, формы. Затем научить соединять детали конструктора, и конструировать плоскостные ТИКО-поделки. В дальнейшем можно создавать сложные по форме предметы по представлению.

ТИКО-конструктор помогает развивать:

 - Творческие умения – дети придумывают  необычные фигуры, конструкции, тем самым, развивая творческое мышление;

- Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно подумать, какие детали он использует для этого, в какой последовательности будет их соединять;

- Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, называют детали, ориентируются в свойствах, сравнивают их по признакам, совместно решают поставленные задачи, учатся договариваться между собой.

Использование ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ позволяет:

- обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

- создать положительные условия для осуществления произвольности и способности к саморегуляции, которые обеспечиваются за счет того, что конструктивная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;

- оказать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств и эмоциональных переживаний;

- существенно повысить личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности результата, созданного ребенком с ограниченными возможностями развития.

В процессе обучения у детей формируются положительные эмоции, сопереживание, принятие окружающих людей, доброта, снимается напряжение, беспокойство и тревога. Они начинают более адекватно оценивать результаты своих способностей и планируют использовать приобретенные знания в дальнейшей жизни. Важным качеством личности, которое формируется у детей при работе с ТИКО-конструктором, является произвольность. Как проявление волевого усилия, чтобы выполнить поделку, ребёнку придётся постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит его концентрироваться на актуальной задаче, добиваться успеха. Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, что открывает широкие возможности для использования данной технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

1. Интернет – магазин «Развивающие игры и конструкторы»: [Электронный ресурс]. URL : http://www.tico-rantis.ru. (Дата обращения: 13.01.2018).

2. Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 146 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта.

Как же бывают необходимы инновации! Как же любят дети любые новинки. Эта информация послужит большой помощью для работы учителя-логопеда, как обычного детского сада, так и логопедического....

Примерный перечень современных педагогических технологий, рекомендуемых педагогам для работы с детьми.

Примерный перечень современных педагогических технологий, рекомендуемых педагогам для работы с детьми.  1.Технология развивающего обучения.Развивающее обучение направлено на развитие физичес...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирования при работе с детьми ОВЗ в условиях ДО

В статье говорится об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются ценность применения ТИКО-конструирования....

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным  образовательным стандартам в образовательных учреждениях  должна быт...

Какие современные педагогические технологии я использую в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая техноло...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования конструктора ТИКО с детьми...

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

В статье предложен материал об актуальности и потребности использования тико конструктора в работе с детьми...