Консультация для педагогов "Использование Су - Джок терапии в работе логопеда"
консультация по коррекционной педагогике

Климова Наталья Александровна

В статье описаны приёмы использования шарика Су - Джок в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_su_-_dzhok_terapii.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Су – Джок терапии в работе логопеда

Расхожая фраза: «Все начинается с детства». И с этим трудно не согласиться. Именно в дошкольном возрасте формируется основа всех будущих побед и, конечно, проблем человека. О важности развития мелкой моторики - тонких движений кистей и пальцев рук в этом возрасте не приходится спорить. Моторика пальцев рук, общая моторика являются показателем, на который, стоит обращать внимание родителей, педагогам, психологам при оценке психического развития ребенка.

Недоразвитие мелкой моторики ко времени поступления ребенка в школу свидетельствует о возможных разнообразных проблемах при овладении школьными знаниями. Известны слова В. А. Сухомлинского, который писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно к началу школьной жизни, т.е. в возрасте 6,5 - 7 лет заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторное недоразвитие, если оно есть, наблюдательный педагог, родитель может заметить при работе ребенка с ножницами, пластилином; при застегивании пуговиц, замков. Про таких детей не скажешь, что «они любят рисовать», их рисунки бедные невыразительные; линии и штрихи слабые или наоборот, проявляется более сильный, чем необходимо нажим на карандаш. Видно, как быстро устают дети от рисования. Педагоги говорят, что у таких первоклассников «деревянные» пальчики.  

 Дети со зрительной депривацией особенно часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.

 Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики ребенка – это и совершенствование его речи.

Су-Джок терапия.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, профилактика речевых нарушений.

Эта система возникла в Корее. В переводе с корейского «су» – это кисть, «джок» – стопа. Эту методику признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека.

 - Как располагаются на ладони точки организма?

 Подушечка большого пальца – лицо, голова. Остальные пальцы – верхние и нижние конечности. Основание ладони – внутренние органы.

Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.

Исходя из доступности приобретения таких массажеров, а также безопасности этого метода предлагаем включить массажеры Су-Джок в свой арсенал по развитию мелкой моторики дошкольников и учащихся начальных классов. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников и младших школьников, а также способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности.


При проведении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;

• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;

• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;

• работу проводить регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления;

• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.

В результате упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это, в дальнейшем, облегчит овладение навыками письма.

Выполнение упражнений индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи детей.

После выполнения упражнений, сопровождаемых короткими стихотворениями, улучшится речь детей,  станет более чёткой, ритмичной, яркой,  усилится контроль над выполняемыми движениями.

Разовьется память ребёнка, так как он научится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У детей разовьются воображение и фантазия. Овладев   упражнениями, они смогут «рассказывать руками» целые истории.

Приемы Су – Джок терапии:

  • Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
  • Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Формы работы с детьми.

  1. Массаж Су – Джок шарами /ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом/

- Знакомство детей с мячиком, правилами его использования. 

Этот кругленький дружок называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках

Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках

Покатаем по ладошкам, он откроется вот так!

Там, волшебное колечко ни большое, ни малое,

В гости к пальчикам заходит всем оно подходит.

-  Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож (дети катают Су - Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колки (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су - Джок между ладонями).

- Ежик колет нам ладошки, 

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

- Мы мячом круги катаем, (прокатываем между ладошек)

Сверху-вниз его гоняем.  (смена рук)

Им погладим мы ладошки, (поглаживаем мячиком сверху-вниз)

Будто мы сметаем крошки. (смена рук)

И прижмем его немножко, (сжимаем мячик в кулаке)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижмем, (прижимаем каждый палец к мячику)

И другой рукой начнем. (смена рук)

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук. (подбрасывание мячика)

- Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) 

Покатаем и потрем  (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем  (пальчиками мнем иголки мячика)

 

- Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) 

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

- По ладошке бежит ёж,

Его так просто не возьмешь.

Я возьму его тихонько,

а поглажу лишь легонько.

Он по пальцам побежит

Смотришь…..в норке уж лежит.

- Ёж свернулся на ладошке, «Ох, устали мои ножки!»,

-Ёжик, ёжик, ты вставай - моим ручкам силу дай.

Ёж клубочком покатился и по пальцам в пляс пустился

- Ежик, ежик отдохни, уже сильные они».

- От березы и до гриба был объявлен марафон

Победить на соревнованьях собрались со всех сторон

Мишка-топтыжка –пыхтит –сопит (большой палец)

Серый волчишка вперёд бежит (указательный)

Лисичка сестричка хвостиком метёт -(средний)

Зайка-ушастик ушками стрижет (безымянный)

А победил всех ежик –ни головы, ни ножек. (мизинчик)

-Ура! Радуется детвора!

- СКАЗКА «Ежик на прогулке в лесу»

«Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)».

 2. Массаж пальцев эластичным кольцом /ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

  • «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш, сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём и к другому перейдём.

Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.

  • «Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

  • «Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат -  им пинцетик очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай  пинцетом шарик поднимай.

Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

3. Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

4. Простота применения – для получения результата регулярно  проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков  /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

В результате использования Су-Джок терапии происходит: благоприятное воздействие на весь организм; стимуляция речевых зон коры головного мозга; развитие координации движений и мелкой моторики; развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Су-Джок терапия в работе логопеда

В статье представлены приемы коррекционной работы для устранения речевых нарушений с использованием элементов су-джок терапии. Данная форма работы, в практической деятельности, может быть использована...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые с...

Памятка "Су-Джок терапия в работе логопеда. Примеры игр"

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей ра...

Консультация для родителей "Использование Су-Джок терапии в работе логопеда"

Конссультация для родителей логопедической группы. Также ее можно использовать как рекомендации воспитателям массовых групп....

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда. Примеры игр.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.  Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , сист...

Использование Су-Джок терапии в работе логопеда

Су-Джок терапия, основанная  на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Она считается  одной из самых лучших систем самооздоровления....

Использование Су-Джок терапии в работе логопеда.

Су-Джок терапию в работе с детьми использую с 2012  года Всегда рада поделиться  материалами по данной теме Опыт работы показал , что Су-Джок терапия укрепляет здоровье детей и способствует ...