Семинар - практикум "С чего начинается грамота"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бугаева Ольга Анатольевна

Раота с родиелями по профилакики дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no56_bugaeva_o.a.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 56»

Методическая разработка

Конспект семинара-практикума для педагогов групп комбинированной направленности по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «С чего начинается грамота»

Разработал (а): Бугаева Ольга Анатольевна,

МБДОУ

«Детский сад № 56»

 

Апрель, 2022 год

г. Ачинск

Конспект семинара-практикума для педагогов групп комбинированной направленности по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «С чего начинается грамота»

     

Пояснительная записка:

      Ранняя диагностика и своевременное оказание коррекционной помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем в обучении детей чтению. Коррекция дислексии, как и любого другого речевого нарушения, наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этого нарушения. Особенно часто предрасположенность к дислексии встречается у детей, которые имеют общее недоразвитие речи (далее – ОНР). Именно поэтому профилактика дислексии – одна из важнейших задач педагогов дошкольных учреждений. На сегодняшний день ребенок, идущий в массовую школу из специальной группы для детей с речевым нарушением, может испытывать большие трудности в обучении чтению, несмотря на исправленное речевое нарушение.

Целевая аудитория: воспитатели групп комбинированной направленности, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения.

Цель: демонстрация воспитателям комбинированных групп эффективных игровых приёмов в подготовке к обучению грамоте, профилактике дислексии дошкольников с ОНР.


Задачи:
1. Дать представление о приемах работы в рамках коррекционно-образовательной деятельности.
2. Осуществить обратную связь с педагогами с целью обмена опытом.

3. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей в области обучения грамоте дошкольников, профилактики дислексии у детей с нарушениями речи.


Практическая значимость: материал предназначен для педагогов организующих подготовку детей дошкольного возраста к обучению грамоте и занимающихся профилактикой дислексии у детей с ОНР.

Оборудование:

Ноутбук, столы, таблички с названием команд, фишки, машинки (большая, маленькая), бубен, ложки (деревянные, металлические), Схемы-модели артикуляции гласных звуков, схемы для звуковых анализов слов, карточки с изображением предметов в названии которых есть звук Р, карточки с изображением предметов (стул, подушка, вилка), карточки с изображением букв в формате А-4, разноцветные кубики, шарики, детали конструктора лего, буквы разного цвета для деления участников на команды.

Организационный момент:
Участников приглашаем встать в круг.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас!

 Прежде чем начать, предлагаю зарядиться положительными эмоциями и поздороваться.
Ты на права повернись,

Другу за руку возьмись.

Улыбнись скорей в ответ

И скажи скорей привет!

Ход мероприятия:

-Сегодняшний семинар-практикум я предлагаю провести в стиле игры-квиз.

      Квиз (или паб-квизы) – это интеллектуально-развлекательная игра, в которой
нужно отвечать на разные вопросы. Итак, Квиз – это игра в вопросы и ответы, собирает много команд, предполагает расслабленную атмосферу. Наряду со множеством современных образовательных технологий, квиз тоже нашёл своё место.
     Как вариант использования данной игровой технологии-квиз можно провести, например, при обобщении материала, как итоговое занятие или мероприятие. Сейчас мы приглашаем вас занять столики. Но перед этим мы разделимся на команды с помощью цветных букв, которые вы взяли при входе в зал. Обращаем внимание, что все игры, которые будут предложены вам, мы используем с детьми.

Участники делятся на команды.
Столики  расставлены по кругу. На них – таблички с названиями команд: «Звуковички», «Буковки».

-Приветствуем участников логопедического квиза! За каждый правильный ответ команда получит фишки. И по традиции квиз-игра начинается с разминки.
Предлагаем вам пройти небольшой блиц-опрос «Проверь себя».

      На экране появляются вопросы, участники дают ответ. Педагоги проверяют правильность своего ответа.
Вопросы для команд:
 1. Назовите психические функции (мышление, речь, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. Что такое дислексия? (Дислексией называют распространенное  специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку).

3. Что такое ОНР : Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
4. Что такое фонетика? (Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
5. Что такое звук? (основная единица языка. Звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова).
6. Что такое буква? (специальный графический знак, который используют
для обозначения любого звука на письме).
7. Что такое фонематический слух? (это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух)
8. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
9. Дайте характеристику звуку «Л» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
10. В каком слове количество слогов больше: черепаха или кит? (черепаха).
11. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса,
интонация).
12. Что такое фонематическое восприятие? (это способность воспринимать звуковой состав слова).
13. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
14. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
15. Назовите буквы, которые не составляют звука (ь, ъ).

16.Что такое грамота? (Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью).

      - В настоящее время проблема профилактики дислексии является особо актуальной. Согласно ФГОС уже в дошкольном возрасте предъявляются особые
требования к речевому развитию дошкольников, включающие в себя: владение речью как средством общения и культуры; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. В детском саду мы используем термин «подготовка к обучению грамоте», т.к. нам необходимо сформировать у детей готовность к обучению грамоте и подготовить детей к чтению и письму в дальнейшем.

Что, по мнению команд, включает в себя готовность к овладению грамотой? (ответы участников мастер-класса).
Готовность к овладению грамотой предполагает:
1) Развитый фонематический слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии).
2) Чёткая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить
звук с буквой.
3) Выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма
(что особенно важно для овладения письмом).
4) Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер.

-В ходе предстоящего мероприятия мы постараемся получить ответы
на эти вопросы и увидим как традиционные, общепринятые приёмы работы, которые мы адаптировали к современным условиям, так и инновационные. А так же услышим мнение педагогов. Ведь успешность коррекционного обучения детей во многом зависит от организации работы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями.
    С самых первых занятий проводим работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Давайте вспомним несколько игр, которые можно использовать в работе с детьми младшего и среднего возраста.

Командам я предлагаю первую игру.
Приглашаются по одному участнику из каждой команды.
1. Игра «АУ!» (приложение №1 )
2.
«Что звучало?» (приложение№1)

А теперь предлагаю познакомиться с правильной артикуляцией гласных звуков
с помощью моделей.
3. Игра «Озорные звуки» (на каждый стол раздаются модели гласных звуков
для ознакомления)
Игра выдаётся на каждый стол и проигрывается участниками мастер-класса.


    -В старшей группе детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша,
мир[a]-р-р и т.д.). Дошкольники учатся сами интонационно выделять отдельные звуки. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.

4.Дидактическаяигра«солнышко» (приложение№1)
    В подготовительной к школе группе дети уже владеют понятиями «гласный» «согласный» звук, «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».     Дети могут выполнить звуковую схему слов.
Предлагаю вашему вниманию игру.
5. Игра «Подбери звуковую схему к картинке» (приложение )
6. «Раз, два, три – к буковке беги!» (приложение )
7.
 Мнемотехника подразумевает систему методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это интересная по своей структуре технология уходит корнями в далекое прошлое. Само название в переводе с греческого обозначает искусство запоминания.

1. Для обучения запоминания и закрепления образа буквы и различения понятий «звук» – «буква».
2. Для запоминания характеристики звука.

3.Составить звуковую схему слова.

4.Составить слоговую схему слова.
8. Игра «Составим схему слова»
Участникам мастер-класса раздаются различные предметы разного цветов: шарики, кубики, детали конструктора лего и предлагается составить звуковую схему предложенных слов.

    А теперь пришло время подвести итоги и узнать какая из команд стала лучшей.
Уважаемые педагоги, я продемонстрировала вам использование различных
игровых приёмов, которые и вы могли бы использовать в своей работе по закреплению материала, по подготовке к обучению грамоте детей, для профилактики дислексии детей, в том числе с общим недоразвитием речи. И предлагаю вам применить полученные знания в практической деятельности, разработать и провести открытое занятие на данную тему.

Для того чтоб мы могли его проанализировать.
Рефлексия:
В заключении нашего мероприятия предлагаем вам высказать свое мнение о сегодняшнем мастер- классе и при желании задать вопросы или внести свои предложения.

Литература

  1. Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. –М.:
  2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная Пресса, 2002
  3. Кондратенко И.Ю. «Произносим звуки правильно» Москва, Айрис пресс, 2014
  4. Кыласова Л.Е. «Развитие речи», Волгоград 2011
  5. Лопухина И.С. «500 упражнений для развития речи», Санкт – Петербург.
  6. Рыбникова О.М. «Обучение чтению и грамоте детей», Волгоград, 2015
  7. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Москва, Мозаика – синтез, 2006
  8. Ушакова О.С. «Придумай слово», ТЦ сфера, 2014
  9. Энциклопедия развития и обучения дошкольника, С-Петербург Изд. Дом «Нева», 2004
  10. Краенкова Нина Николаевна, педагог дополнительного образования ЦТиРг.Красноярск. «Дидактические игры и упражнения по обучению чтению детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий» http://ped-kopilka.ru/blogs/nina-nikolaevna-kraenkova/didakticheskie-igry-i-uprazhnenija-po-obucheniyu-chteniyu.html
  11. Развивающие игры для детей - чтение. Онлайн развивающие игры. "Развивающие игры для детей чтение". http://poskladam.ru/k/key_razvivauschie_igriy_dlia_deteiy_chtenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

C чего начинать обучение грамоте?

Консультация для родителей...

С чего начинать обучение грамоте?

варианты игр со звуками...

Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. Знакомить родителей с...

С чего начинать обучение грамоте для ребёнка с ОВЗ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...