Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ
статья

Киба Анна Денисовна

     Мелкая моторики формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. Чтобы у ребенка по возрасту сформировались речевые способности, стоит в играх и развлечениях делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек. Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить дальнейшую жизнь ребенка.

     Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений. Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу со своими воспитанниками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук.

1. Лепка из пластилина. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины, соленого теста.

Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным. При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

2. Рисование – любимое занятие младших школьников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.  В своей работе используем не только карандаши, но и рисование красками, ватными палочками, по трафарету. Этот процесс включает в работу двигательные, зрительные, осязательные анализаторы. Очень хорошо развивают память, сосредоточенность. 

3. Штриховка. Задания со штриховкой способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков – штриховка обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

При штриховке необходимо соблюдать Правила:

 • Штриховать только в заданном направлении.

 • Не выходить за контуры фигуры.

 • Соблюдать параллельность линий.

При первых попытках штриховки рука у детей быстро утомляется, они сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательная, и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки.

4. Изготовление поделок из бумаги: вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. В процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Формируются конструктивное мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.

5. Игры с конструктором, мозаикой. Детям  нравится работать с конструктором «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Развивается образное мышление, фантазия, развивается мелкая моторика рук. ЛЕГО-конструирование способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Шнурование  – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков.

9. Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

10. Игры в мяч. 

         Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощипывания.

11. Кубики. Пазлы.

Кубики. Данная игрушка появляется в жизни детей с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Есть деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, происходит координирование работы глаз и кистей рук. Деревянные пазлы или рамки-вкладыши способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.

12. Прищепки. Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.

13. Крышечки. Крышки от пластиковых бутылок, их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и построить паровоз, домик, крепость и т.п., собрать крышки по цветам, размеру.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, очень много. При желании, придумывать их можно бесконечно. Но главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей

Описания упражнений для развития мелкой моторики детей: с бумагой, пластилином, конструкторами, шнуровками и др....

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего воз...

упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей

упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей...

Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ.

Статья раскрывает тему влияния пальчиковых игр на развитие речи дошкольников с ОВЗ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только...

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.Мелкая моторика — это умение координировать движения кист...

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет...