Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи детей с ОВЗ.
статья (средняя группа)

Коханова Светлана Константиновна

Статья раскрывает тему влияния пальчиковых игр на развитие речи дошкольников с ОВЗ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только  оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения – как средство для развития мелкой моторики и речи  детей с ОВЗ.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». 

В.А Сухомлинский

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук и  если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев.

Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что  у всех детей с нарушением мелкой моторики  отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

Коммуникативная деятельность  воспитанников нашего центра, дошкольников с ОВЗ, имеет  стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, часть из них не способна использовать речь для полноценного общения. Одни воспитанники  совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.

Так же у наших  воспитанников  большие трудности в ручном праксисе , затруднительны такие - действия, как шнуровка, застегивание пуговиц , характерны трудности в приёме пищи: плохо удерживают ложку, медленно жуют ,  их рисунки небрежны, сила нажима неравномерна,  карандашом и фломастерами   при рисовании рвут бумагу.

Большую  помощь в нашей коррекционной работе оказывают элементы массажа и  самомассажа биологически активных точек, которые находятся на кончиках пальцев. Для этого мы делаем нашим  воспитанникам или учим  их делать,  по мере их функциональных возможностей, самомассаж,  перед пальчиковыми играми. Кончик каждого пальца под ногтем одной руки кладется  между указательным и большим другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать каждый пальчик  по часовой стрелке (10 раз), то же самое повторяется в обратную сторону. Таким образом массируются все пальцы правой и левой руки, а далее делаются упражнения.

Примерные упражнения, используемые нами в коррекционной работе:

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно.

3. Имитация игры на пианино.

4. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

5.“Футбол” - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

6. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз): а) ладонями вверх, б) ладонями вниз, в) обеих рук одновременно, г) правой и левой руки по очереди. Выполняется с силой в сжатом положении, фиксируется 2-3 секунды.

7. Вращение кистями рук (по 10 раз): а) в правую, затем в левую сторону, б) вовнутрь обеими кистями, в) наружу. Можно выполнять упражнения из положения “руки в стороны".

8. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз): а) одновременно, б) правой, левой по очереди раздельно.

9. Чередование прогибания и выгибания.

10.“Пальчики здороваются" (10 - 15 раз). Соприкосновение подушечек пальцев: а) пальцы правой руки - с большим пальцем, б)пальцы левой руки - с большим пальцем, в) по очереди, потом попеременно, г) пальцы правой с соответствующими пальцами левой.

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой. Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать как  при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.  

Для воспитанников у которых мелкая моторика находится на более высоком уровне развития  ямы используем следующие упражнения:

1.Перебирая пальцами, дети производят вращение карандаша, бабины с нитками, гладкого бруска сначала всеми пальцами, а потом тремя, двумя.

2.Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

3.Рисование и штриховка карандашами (фломастеры- не рекомендуются, так как для выполнения задания их нужно держать неправильно, может быстро закрепиться).

4.Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации хороши задания типа “дорисуй недостающие детали" (вначале к рисункам, затем к буквам).

Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес, стимулирует запоминание. Придуманные сценки - упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.

Практика  нашей  работы с детьми  с ОВЗ показала, что тренировка движения пальцев рук стимулирует речевое развитие. Поэтому мы  уделяем  большое внимание занятиям, стимулирующим развитие тонкой моторики руки, координации движений. В своей работе мы используем различные средства развития мелкой моторики, такие как:

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

Игры с бумагой:

  • Складывание различных фигур;
  • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.

Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

     Так же в своей работе мы уделяем большое внимание пальчиковым играм. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только  оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.                                                                                             

Перечень примерных   пальчиковые игр используемых нами в работе:

1.Ладошки.

2. Прокатывание шариков 
3. Сортировка предметов
4. Разминание пластилина 
5. Нанизывание колец на стержень пирамидки
6. Игры - шнуровки
7.  Вдавливание мелких предметов в пластилин
9.  Разворачивание завернутого в бумагу  предмета – сюрприза «Что там?»
10. Наполнение бутылки мелкими предметами. 

11. Перелистывание страницы по одной. 

12. Катание карандаша между ладогками. 
13. Пальчиковые народные игры.

Так же в ходе физкультминуток на занятиях, в повседневной жизни мы предлагаем  детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Они изображают зайцев, собак, кошек, деревья, людей, с которыми предлагается произвести какие-то действия.                                                                                                                     

 Упражнения  и пальчиковые игры  помогают   нашим воспитанникам с ОВЗ:

  • Повышать познавательную активность.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания.
  • Тренировать память.
  • Осваивать  альтернативную коммуникацию
  • Активизировать пассивную и активную речь
  • Повышать самооценку.

По представлениям мудрых врачевателей Древнего Востока, кисть (как и стопа) - место концентрации жизненной энергии. Значит, определённым образом воздействуя на ладонь, эту энергию можно стимулировать, перераспределять в организме, очищать его и таким образом поддержать или возвратить здоровье, которое так необходимо нашим воспитанникам с ОВЗ.                      

Список литературы.

  1. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.:Моск. городское пед.общество, 1998.- 278 с.
  2. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
  3. Никитини Л.В. Пальчиковые игры и упражнения на координацию слово с движением КАРО 2009
  4. Лыкова И.А. Рисуем пальчиками МГП- Санкт- Петербург 2009
  5. Кольцова М.М., Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Сов. Россия, 1979
  6. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.
  7. Ходос Х.Г. Нервные болезни – М.; Медицина, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей

Предлагаем игры и упражнения в картинках для развития мелкой моторики у детей....

Дидактические игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

Сборник игр и упражнений с пластилином для развития мелкой моторики детей....

Пальчиковые игры- чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук.

В данной статье говорится о необходимости развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр, так как развитие мелкой моторики-прямой путь к правильной и чистой речи....

«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»

Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми младшего возраста.Научные работы и исследования, таких учёных, как: В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой  говорят о том, что центры голов...

Игры и упражнения с крупами для развития мелкой моторики

Материал рассчитан на воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста. Использовать данные игры можно как дома, так и в детском саду....

Самообразование:«Пальчиковые игры и упражнения, как средство сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерстваи компетентности.Задачи:1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.2) Развивать мелкую мо...