ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по коррекционной педагогике

Моисеенко Светлана Петровна

В статье раскрывается проблематика современного инклюзивного образования детей с ОВЗ, описывается модель  организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, дается характеристика особенностей применения образовательных технологий. В основе разработки инновационной модели инклюзивного образования детей с ОВЗ лежит принцип обеспечения равного доступа детей с ОВЗ к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moiseenko_statya_lesosibirsk_statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.П. Моисеенко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Лесная сказка»

г. Лесосибирск, Россия

2023г

В статье раскрывается проблематика современного инклюзивного образования детей с ОВЗ, описывается модель  организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, дается характеристика особенностей применения образовательных технологий. В основе разработки инновационной модели инклюзивного образования детей с ОВЗ лежит принцип обеспечения равного доступа детей с ОВЗ к образовательному процессу.

Ключевые слова: модель, модели инклюзивного образования, инклюзивное образование.

The article reveals the problems of modern inclusive education for children with disabilities, describes the model for organizing inclusive education for children with disabilities, and characterizes the features of the use of educational technologies. The development of an innovative model of inclusive education for children with disabilities is based on the principle of ensuring equal access for children with disabilities to the educational process.

Key words: model, models of inclusive education, inclusive education.

Культура инклюзивного образования и лежащая в ее основе ценность личности предполагает осознанную системную реорганизацию учебно-воспитательной среды. Инклюзия как современная реалия заставляет образовательные организации искать эффективные формы взаимодействия.

Модель инклюзивного образования предназначена для целостного понимания и формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса, в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования в ДОУ.

Основанием для разработки модели являются: Национальный проект "Образование", региональный проект Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы

Цель: изменение образовательной среды, с учетом индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса, активное включение детей, родителей и специалистов в образовательный процесс ДОУ.

Задача: создание условий для оказания услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям, обеспечение доступной среды (специальных условий).

Кадровое обеспечение: образовательный процесс сопровождает ряд

специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

В раздел нормативно-правовое обеспечение включена нормативно-

правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Другие ведомства: (городская ПМПК, школа, детская поликлиника).

В ДОУ ведется системная образовательная деятельность с детьми инвалидами. Для составления АОП использованы программы Образовательная деятельность с детьми ОВЗ в группе реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами в утреннее и вечернее время (проводятся в соответствии с составленным планом индивидуальной работы), занятия строятся на основе мониторинга развития ребенка в начале учебного года (сентябрь-ноябрь), который осуществляется воспитателями, учителем-логопедом, педагогом - психологом, учителем-дефектологом в целях уточнения индивидуального маршрута развития при динамическом наблюдении за деятельностью ребёнка. Результаты психолого-педагогической диагностики используются для решения задач психолого-педагогического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка, а именно: индивидуализации и дифференциации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Деятельность регулируется «Положением о ППк».

Таким образом, коррекционная работа с ребенком в ДОУ   носит личностно -  ориентированную направленность, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого.  

Деятельность в специально организованной среде:

- свободная игра в игровом помещении, на прогулке, в Зимнем саду, музыкальном зале;  

-  совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми

(проведение пальчиковой гимнастики, игр – приветствий, малоподвижных игр, хороводных, настольно-печатных);  

- режимные моменты (прием пищи, подготовка к прогулке и др.);  

- фронтальные занятия в группе с воспитателем;  

- совместные мероприятия, развлечения, досуги, конкурсы, квесты;

- деятельность в рамках родительского клуба «Вместе мы в ПДД сильны» и «Вместе весело шагать», «Детской экологической лаборатории», проводятся комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие задания, Акции, викторины.  

При поступлении в МБДОУ родителями был предъявлен следующий пакет документов: заключен договор об образовании, справка МСЭ с установленной инвалидностью, заключение ПМПК.  В заключении ПМПК установлено, что дети являются обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и рекомендованы адаптированные образовательные программы дошкольного образования.

ДОУ обеспечивает комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ. Предусмотрены в штатном расписании ставки учителя-логопеда, педагога – психолога, учителя-дефектолога. На данный момент ДОУ полностью укомплектован необходимыми специалистами.

Для эффективной реализации задач включения детей ОВЗ в образовательную среду специалистами ДОУ была разработана модель инклюзивного образования, включающая в себя следующие направления и формы работы: психолого-педагогическое сопровождение -  система деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития и социализации ребенка.  

Мониторинг развития ребенка - в Детском саду осуществляется индивидуальный мониторинг развития ребенка на начало и конец года (ноябрь-май) по итогам корректируется АОП и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.  

Детско-родительский клуб волонтерского движения «Вместе весело шагать» и «Вместе мы в ПДД сильны» - согласно годовому планированию клуба к деятельности привлекаются все участники образовательных отношений в том числе и семьи с детьми ОВЗ (это акции, выставки, театрализованные представления, спортивные мероприятия, мастер-классы, праздники  в рамках акции «Три П: Помогаем, понимаем, принимаем».

Консультативный пункт -  проходят частные беседы с семьями воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ.  

Физкультурно-оздоровительная работа  - ведется по ООП ДОУ с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Организация работы в Зимнем саду - созданы центры песка и воды, уголок уединения (сенсорные игрушки, мини-песочница, предметы изо деятельности, Лэпбуки, книги с иллюстрациями), для наблюдения – живой уголок, где дети слушают пение птиц, наблюдают за рыбками, животными, ухаживают за растениями. В поискво-исследовательской лаборатории совместно со взрослым ребята проводят опыты и эксперименты.  

Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:

- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников, и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Воспитатель, логопед, психолог при участии старшего воспитателя, проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды (развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи;

- принцип динамического развития образовательной модели ДОУ.

Для осуществления инклюзивного образования в МБДОУ разработаны

и реализуются АОП и индивидуальный образовательный маршрут, направленные на адаптацию, социальную интеграцию, облегчение процесса адаптации ребенка –  инвалида и коррекции нарушений развития.

Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она безопасная, комфортная и уютная. Организуется на территории Зимнего сада и в каждой группе, на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей, развивающей и вариативной, информативной, постоянно обновляться. В ДОУ   созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе.

В раздел психолого-педагогическое сопровождение включены следующие направления:

 - просветительская деятельность родителей (законных представителей)

 (консультирование, беседы, оформление информации в родительских уголках, в разделе «Инклюзивное образование» и «Новости» на сайте ДОУ);

- активные формы взаимодействия с родителями (мастер-классы, семинары,

квесты, День открытых дверей, День самоуправления, родительские собрания и конференции, праздники и развлечения).

- родитель (законные представители) наравне со специалистами ППк участвуют в разработке АОП. Специалисты проводят индивидуальные консультации для родителей (по плану и по запросу).

Внутреннее и внешнее сопровождение (работа ПМПК и ППк).

Для осуществления взаимодействия с ПМПК (внешнее сопровождение)

заключен договор с Центром психолого-медико-социального сопровождения

на основании, которого оказывается методическая помощь в разработке АОП, осуществляется мониторинг эффективности, оказываемой психолого-

педагогической, социальной помощи. Работа ППк (внутреннее сопровождение) включает в себя ряд этапов:

На первом этапе -  по результатам мониторинга или запросу родителей запись детей на ППк;

Второй этап – заседание ППК, определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях образовательного учреждения, при необходимости направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию (по согласию родителей).

На третьем этапе -  специалисты сопровождения определяют

содержательную направленность коррекционно-образовательной работы, т.е. составляют индивидуальные планы работы с ребенком, разрабатывается и утверждается АОП и согласовывается с родителями (законными представителями). Такой подход к оформлению результатов позволяет отслеживать траекторию продвижения ребенка в образовательном пространстве с момента поступления в МБДОУ до завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу.

Данная модель инклюзивного образования даёт следующие результаты:

- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

- реализация себя в обществе;

- повышение качества жизни;

- улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Список литературы:

1.Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. 3е издание. Москва, «Просвещение» 2010.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2005.

3.Наумов А.А. Современные проблемы готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в России и за рубежом. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2017; № 2-1: 110 – 114.

4. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Под редакцией В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. Москва: ФОРУМ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Городской мастер- класс по теме: Организация работы с детьми с ОВЗ в рамках реализации задач инклюзивного образования

quot;Развивающая предметно- пространственная среда для повышения качества работы по развитию речевого  и познавательного  потенциала, интеллектуальной сферы для детей в ДОО, в рамках ...

ГМО "Реализация концепции инклюзивного образования"

Доклад на тему: Детский тренажор для развития речи "Легко сказать", видео Тренажёр "Легко сказать".  Презентация: интерактивный онлайн курс "Стань школьником с Робоборико...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Интеграционные процессы как предпосылки и тенденции развития инклюзивного образования

инклюзивного образованияИдея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, от их культурного и социального положения, ...