Главные вкладки

    «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»
    методическая разработка по теме

    Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими

    присуща лишь душе возвышенной и сильной.

    Мишель Монтень

    На сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогического опыта достаточно часто встречается упоминание о проектах и проектной деятельности в системе дошкольного образования. Чем же обусловлено такое внимание к данному методу обучения современных дошкольников?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_proektov_vypusknaya_rabota.doc224 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербургская академия

    постдипломного педагогического образования

    ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

    Кафедра дошкольного образования

    Образовательная программа

    «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

    Косихиной Людмилы Васильевны

    «Метод проектов в образовании дошкольников»

    Выпускная квалификационная работа

    Санкт-Петербург

    2015


    Содержание

    Введение        

    Из истории        

    Что же такое проект и проектная деятельность?        

    Сущность метода проектов        

    Классификация проектов        

    Исследовательский проект        

    Творческий проект        

    Ролево - игровой проект        

    Информационный проект        

    Практико-ориентированный проект        

    Этапы развития проектной деятельности        

    Этапы реализации проектов        

    Словарь терминов        

    Выводы        

    Источники информации        


    Введение

    Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими

    присуща лишь душе возвышенной и сильной.

    Мишель Монтень

    На сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогического опыта достаточно часто встречается упоминание о проектах и проектной деятельности в системе дошкольного образования. Чем же обусловлено такое внимание к данному методу обучения современных дошкольников?

    С 1 января 2014 года в России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    1.4. Основные принципы дошкольного образования:

    1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    5) сотрудничество Организации с семьей;

    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Прежние объяснительно-иллюстративные методы обучения в дошкольной системе не отвечают ни одному из принципов Федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому возникла необходимость в реформировании системы дошкольного образования.

    Одним из перспективных, отвечающих всем принципам ФГОС методов, является метод проектной деятельности, способствующий развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

    Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:

    – подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

    – обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

    – создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

    – способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.


    Из истории

    Метод проектов возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

    Основные концептуальные положения его теории таковы:

    • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

    • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

    • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

    • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

    Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

    • проблематизация учебного материала;

    • познавательная активность ребенка;

    • связь обучения с жизненным опытом ребенка;

    • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

    Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

    Идеи Джона Дьюи получили свое дальнейшее развитие в трудах его учеников, одним из которых стал американский педагог У. Х. Килпатрик. По его мнению: «Проект есть всякое действие , совершаемая от всего сердца и с определенной целью».

    У. Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

    -. постановку проблемы;

    - составление плана ее реализации;

    - оценку ее выполнения.

    Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении этих проблем оставалось за учителем.

    У. Х. Кильпатрик выделял 4 вида проектов:

    • созидательный (производительный);
    • потребительский (рассчитанный на производство предметов потребления);
    • проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
    • проект – упражнение.

    Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия». Ребенок заинтересован в результатах своих действий и несет за них ответственность. В обязанность же учителя входит, опираясь на индивидуальные интересы и особенности каждого ученика, вывести его на путь более серьезных интересов.

    Одновременно с разработками американских педагогов идеи проектного метода обучения внедрялись и в школах и в ВУЗах России. Под руководством С, Т, Шацкого объединилась группа педагогов, использовавшая метод проектов на практике. Этот метод был провозглашен ими средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось в тесной связи с трудом учащихся.

    М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы как:

    • самодеятельность;
    • сотрудничество детей и взрослых;
    • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей:
    • деятельностный подход;
    • актуальность субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
    • взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

    По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-и этапов:

    • постановка задачи;
    • разработка самого проекта принятого задания;
    • организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
    • непосредственно трудовая деятельность;
    • учет проделанной работы.

    Российские ученые в 20-х гг. выделяли следующие учебные проекты:

    -. по составу участников – коллективные и индивидуальные

    - по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;

    - по срокам реализации – большие и малые.

    Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

    В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности.

    Учащиеся, работая на заводах, фабриках и в колхозах стали приобретать только те знания, которые были необходимы им в практической работе, что снизило общеобразовательный уровень их подготовки, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) проектный метод был осужден и надолго незаслуженно забыт.

    Во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников, метод проектов стал возвращаться в школы России, а в начале XXI века метод проектов начал применяться и в дошкольных учреждениях.


    Что же такое проект и проектная деятельность?

    Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

    Википедия

    Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами, например «проект» определяется как:

    Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией

    Н. А. Виноградова

    Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы

    Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова

    Проект – это цель принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

    «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения «

    под ред. Н. С. Голициной

    Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:

    Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь

    Ожегов

    Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

    Ушаков

    Ме́тод прое́ктов:

     — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    проф. Е. С. Полат

     — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого – либо продукта или явления.

    М. В. Моисеева

     — метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может быть межпредметным.

    И. С. Сергеев

     — метод (технология) саморазвивающего обучения

    Г. С. Селевко

     — технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем

    Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова

     — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

    Н. А. Виноградова

     — система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость

    А. А. Хромов

     — система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей

    М. В. Чанова

     — комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления

    М. В. Моисеева

     — педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты

    Л. Л. Тимофеева

     


    Сущность метода проектов

    Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются:

    • высокая активность воспитанников;

    • интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;

    • повышение личностной ценности реализованных проектов;

    • увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений.

    Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.

    Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

    Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.


    Классификация проектов

    •  доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный;
    •  предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный); межпредметные проекты, затрагивающие 2–3 образовательные области;
    • характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах, с детьми, давно знакомыми с методом проектов);
    •  число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность;
    •  продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, несколько дней); среднесрочный (от недели до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
    •  характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.

    В таблице приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка.

    Тип проекта

    Первая младшая группа

    Вторая младшая группа

    Средняя группа

    Старшая

     группа

    Подготовительная группа

    Доминирующая деятельность

    Исследовательский

    +

    +

    Творческий

    *

    *

    +

    +

    +

    Ролевой

    +

    +

    Информационный

    +

    +

    Практико-ориентированный

    *

    *

    +

    +

    +

    Предметно-содержательная область

    Монопроект

    +

    +

    +

    Межпредметный проект

    *

    *

    +

    +

    +

    Характер координации

    Скрытая координация

    +

    +

    Открытая координация

    *

    *

    +

    +

    +

    Количество участников

    Индивидуальный

    *

    *

    +

    +

    +

    Парный

    +

    +

    Групповой

    *

    *

    *

    +

    +

    Коллективный

    +

    Продолжительность проекта

    Краткосрочный

    *

    *

    +

    +

    +

    Среднесрочный

    *

    *

    *

    +

    +

    Долгосрочный

    +

    +

    Характер контактов

    Внутригрупповой

    *

    *

    +

    +

    +

    Межгрупповой

    +

    +

    Региональный

    +

    +

    * Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.


    Существует и другая классификация проектов:

    Тип проекта

    Содержание

    Возраст детей

    Исследовательско-творческий

    Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна

    Старшая группа

    Ролево-игровой

    Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

    Вторая младшая

    группа

    Информационно-практико-ориентированный

    Дети собирают информацию и реализуют ее,

    ориентируясь на социальные интересы

    (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

    Средняя группа

    Творческий

    Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

    Вторая младшая

    группа

    Л. В. Киселева


    Исследовательский проект

    Цель: формирование познавательной активности, самостоятельности.

    Результат: новое знание.

    Ценность: благодаря проекту формируется познавательная активность.

    Структура:

    – создание проблемной ситуации;

    – выдвижение гипотез;

    – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование;

     – исследовательская деятельность;

    – представление результатов исследования;

    – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).

    Форма продукта: модель, схема, календарь.

    Возможная форма презентации: доклад.

    Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

    Исследовательские проекты требуют:

    • хорошо продуманной структуры,
    • обозначенных целей,
    • актуальности предмета исследования для всех участников,
    • социальной значимости,
    • соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ,
    • методов обработки результатов.

    Этот тип проектов предполагает:

    • аргументацию актуальности взятой для исследования темы,
    • формулирование проблемы исследования, о
    • обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
    • определение методов исследования,
    • источников информации,
    • выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы,
    • разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных,
    • обсуждение полученных результатов, выводы,
    • оформление результатов исследования,
    • обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

    Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей (возможная тема: «Откуда в дом вода пришла») и подготовительной (возможные темы: «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растения») группах.


    Творческий проект

    Цель: создание творческого продукта.

    Результат: творческий продукт.

    Ценность: в процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

    Структура:

    – создание проблемной ситуации;

    – выдвижение гипотез;

    – определение предполагаемого творческого продукта;

    – распределение на группы;

    – планирование деятельности по созданию творческого продукта;

    – практическая деятельность;

    – представление результатов;

    – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

    Форма продукта: концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

    Возможная форма презентации: выставка, утренник, спектакль.

    Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

    Таким результатом могут быть совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т. п.

    Однако уже оформление результатов требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и т. д.

    Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах детского сада (возможные темы: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба»). Индивидуальные и групповые формы творческих проектов можно осуществлять в старшей (возможные темы: «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Поздравим будущих первоклассников») и подготовительной (возможные темы: «Снимаем кино», «Заколдованный театр») группах.

    Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

    • технологичность – возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);

    • экономичность – изготовление изделия с наименьшими затратами;

    • безопасность – предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;

    • эргономичность – оборудование рабочего места с наименьшими затратами;

    • творческая направленность – предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;

    • посильность – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

    • эстетичность – соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность и красота изделия;

    • значимость – ценность изделия для конкретной личности.

    При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации.


    Ролево - игровой проект

    Цель: решение проблемных ситуаций в игре.

    Результат: осознание проблем в игровой ситуации.

    Ценность: ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

    Структура:

    – создание проблемной ситуации;

    – распределение ролей;

    – игра;

    – представление результатов.

    Форма продукта: игра.

    Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио.

    Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.

    Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

    Подобные проекты доступны детям подготовительной группы (возможные темы: «Школа», «Час самоуправления»).


    Информационный проект

    Цель: сбор и представление информации.

    Результат: полная и достаточная необходимая информация.

    Ценность: формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

    Структура:

    – создание проблемной ситуации;

    – выдвижение гипотез по разрешению проблемы;

    – определение путей поиска информации;

    – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах);

    – распределение на группы;

    – поиск информации;

    – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

    Форма продукта: книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

    Возможная форма презентации: доклад, экскурсия, утренник.

    Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

    При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии в буклете, газете и пр. Следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т. е. его интерпретация полученной информации). Нельзя чтобы текст преобладал над наглядностью. Рассказ лучше оформить крупными печатными буквами, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог прочитать его.

    При работе над проектом обозначают цель проекта, обосновывают его актуальность, указывают источники информации. Далее проводится «мозговая атака», информация обрабатывается при помощи анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, делаются выводы. Результат (это может быть доклад, буклет, книга и пр.) представляется в форме презентации.

    Поиск информации осуществляется по следующей схеме: обозначение предмета информационного поиска – поэтапный поиск с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными материалами – выводы, корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение и выводы – заключение, оформление результатов (обсуждение, презентация, оценка).

    Такие проекты доступны уже детям 4–5 лет (возможная тема: «Динозаврики»), подобные проекты можно с успехом осуществлять и в старшей (возможные темы: «История крашеного яичка», «Путешествие в прошлое автобуса», «История старого города»), и в подготовительной (возможные темы: «Они защищали родину», «История транспорта», «Улицы нашего города», «Реликвии нашей семьи», «Что в имени твоем») группах.


    Практико-ориентированный проект

    Цель: решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

    Результат: четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

    Структура: создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов.

    Форма продукта: модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

    Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта. Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей (возможная тема: «Развивающие игрушки для малышей») и средней (возможная тема: «Самый веселый участок») групп, а также для индивидуальной и групповой работы детей средней (возможная тема: «Безопасная дорога») и старшей (возможные темы: «Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа») групп.


    Этапы развития проектной деятельности

    Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

    Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

    Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

    Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

    Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

    Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,


     Этапы реализации проектов

    Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

    Проблематизация

    Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.

    1. Целеполагание: 

    Цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка либо участников проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение.

    Важно также учитывать категорию предполагаемых получателей, от которой зависят критерии предполагаемого результата. Эти критерии следует выработать совместно с детьми.

    С этим связана еще одна проблема: часто результат получается настолько хорош, что с ним жалко расставаться. Например, малыши очень хотят научиться считать, но у них нет цифр. Старшие ребята предлагают сделать цифры, долго выбирают материал, распределяют роли, разрабатывают эскизы. На презентации дети рассказывают, как они создавали поделки, показывают, как интересно играть с ними в школу. Однако на вопрос воспитателя «Но мы же их малышам делали?» дети отвечают: «А зачем они им нужны? Они все равно считать не умеют». То есть уже в процессе выполнения педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на минуту не была упущена из вида его участниками.

    2. Планирование: – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на практике ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто знакомит детей с готовым планом.

    Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.

    План деятельности по достижению цели:

    а) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

    б) в каких источниках можно найти информацию;

    в) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

    г) с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Реализация проекта – практическая часть.

    Следующим этапом работы над проектом становится непосредственно реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

    • материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

    • действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);

    • письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

    4. Презентация проекта

    Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

    • время проведения презентации;

    • длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);

    • форму организации общей презентации, особенности сценария;

    • проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

    Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.

    5. Подведение итогов (рефлексия) – определение задач для новых проектов.

    Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.

    Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.


    Словарь терминов

    1. Алгоритм система операций, производимых по определенным правилам и в строго заданном порядке для решения некоторой задачи.
    2. Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
    3. Дидактическая игра – игра специально создаваемая или приспособленная для цели обучения.
    4. Игровые проекты – проекты, где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Ведущие деятельность в них ролево-игровая.
    5. Игра – форма деятельности в условиях ситуациях, направляют на воссоздание и условие общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
    6. Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребности в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми в игровой воображаемой ситуации.
    7. Игровая деятельность сюжетно-ролевая – уровень становление игровой деятельности у детей дошкольного возраста, при котором игра становится ведущей деятельностью детей, вызывая качественные изменения в психики ребенка.
    8. Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
    9. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.
    10. Проект – замысел, план.
    11. Подвижная игра – игра с преобладанием двигательной активности, является средством разностороннего воспитания, физического развития и оздоровления детей.
    12. Строительная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни разнообразных постройках и связанных с ним действиях.
    13. Сюжетно-ролевая игра – придумывается самими детьми. В ней отражаются знания, впечатления, представление об окружающем мире, происходит условное преображение в их и воссоздаются социальные отличия между людьми.
    14. Целеполагание – способность, порождение новых целей в деятельности человека.

    Выводы

    Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

    Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

    Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и.т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

    В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

    Нельзя ни сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

    В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.


    Источники информации

    1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014

    2. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» Изд.: Творческий центр СФЕРА Москва 2006

    3. А. И. Буренина Л, И, Колунтаева «Проектирование интегративной программы предшкольного образования» Изд.: Санкт – Петербург 2007

    4. Л. В. Михайлова – Свирская «метод проектов в образовательной работе детского сада» Изд.: Москва «Просвещение» 2015

    5. Н. А. Виноградова Е. П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду» Изд.: Айрис пресс Москва 2008

    6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

    7. О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду» Изд.: Москва «Скрипторий2003» 2011

    8. Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» Изд.: Творческий центр СФЕРА Москва 2010

    9. http://www.maam.ru/detskijsad/vnedrenie-v-pedagogicheskii-proces-dou-lichnostno-orientirovanoi-modeli-vzaimodeistvija-pedagoga-s-detmi-odno-iz-uslovii.html

    10. http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-metoda-proektov-v-rabote-s-doshkolnikami.html

    11. http://festival.1september.ru/articles/631285/

    12. . https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=1

    13.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

    14. https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=2

    15. Автор: Кочкина Наталья Альбертовна Книга: "Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие" https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=3

    16. https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=5

    17. http://festival.1september.ru/articles/603930/

    18.  https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

    Проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое ее решение.Е. Г. Кагаров...

    Педагогический совет «Особенности построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.Форма проведения: деловая игра...

    Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

    Выступление "Применение игровых технологий в образовательном процессе во 2 мл. группе"...

    ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

    В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образоват...