Педагогический совет «Особенности построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Носова Валентина Васильевна

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Форма проведения: деловая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №140»

Педсовет

 «Особенности построения образовательного процесса 

в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Подготовила: старший воспитатель

первой квалификационной категории

 Носова В.В.

г.Дзержинск

2014 год

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  • Дать общую характеристику ФГОС ДО. Провести анализ структуры ФГОС ДО в сравнении с ФГТ.
  • Уточнить и систематизировать знания педагогов ДОУ по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
  • Дать практические рекомендации по планированию и организации тематической недели.

Подготовительная работа:

  • Изучение педагогами ДОУ нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.
  • Цикл консультаций: «Переход от ФГТ к ФГОС ДО», «Построение образовательного процесса с учетом ФГОС ДО»
  • Создание презентации «ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»
  • Планирование образовательной деятельности по теме «Дары осени» в каждой области на старший дошкольный возраст.

План проведения:

  1. Вступительное слово заведующей детского сада (заведующий).
  2. Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета

 (Ст. воспитатель ).

  1. Актуальные вопросы введения ФГОС ДО (заведующий).
  2.  Деловая игра «Формы организации детской деятельности».(Старший воспитатель).
  3. Самостоятельные практические задания для педагогов ДОУ (Старший воспитатель).
  4. Итоги педагогического совета.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово заведующей детского сада (заведующий).

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно повысить уровень педагогической компетентности педагогов посредством освоения и внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ.

2. Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета

(Ст. воспитатель ).

3. Актуальные вопросы введения ФГОС ДО (заведующий).

  • Общая характеристика ФГОС ДО.
  • Деятельность педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Анализ структуры ФГОС ДО по сравнению с ФГТ (презентация).

С 1 сентября  2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в систему образования РФ, и в частности, в дошкольное образование. Оно стало новой ступенью образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории

в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ.

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Документы, лежащие в основе разработки стандарта это:

- Конституция РФ:

- Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт»

Стандарт -  это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова  «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Так почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Ведь только недавно ДОУ начали работать по ФГТ.

ФГТ (федеральные государственные требования) разрабатывались на основе   Закона РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1  в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), т.е. -  на основе «старого» закона.

Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. И ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к.  все уровни образования стандартизируются.

Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Стандарт для всех уровней образования имеет одинаковую структуру (общие положения, требование к структуре образовательной программы ДО и ее объему, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ОП ДО).

До 01.01.14г. мы работали по ФГТ. Отменив ФГТ, стандарт взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике ДО и то, что наши педагоги уже успели освоить. Эти два документа являются безусловно преемственными. Поговорим о преемственности. В чем она заключается? (Презентация).

Содержание ДО представлено образовательными областями.

В ФГТ – 10, в ФГОС ДО – 5

Основа деления содержания ДО остается неизменной. Вспомним, в ФГТ за основу было взято 4 направления развития ребенка (социально – личностное, познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое) Они были условно разделены на 10 образовательных областей в зависимости от вида деятельности ребенка, который был основополагающим. В ФГОС ДО так же за основу взято 4 направления развития ребенка и поставлены им в соответствие образовательные области. Их 5. Назовите  какие это области?

Воспитатели: ОО «Физическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».

 В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в разных видах детской деятельности. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста характерны свои виды деятельности.

В основе ФГОС ДО заложены принципы (презентация).

Формы организации детской деятельности

Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе  эти основополагающие принципы стандарта, эти базовые положения, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Главное, говорят авторы стандарта, не в содержании образовательных областей. Основные новации  стандарта в соблюдении принципов и их реализации. Встает вопрос, как реализовывать эти принципы, с  помощью каких технологий?

В нашем дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется?. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.

4. Деловая игра (Старший воспитатель).

Назовите эти формы?

  1. Мастерская
  2. Проектная деятельность
  3. Чтение художественной, познавательной литературы
  4. Экспериментирование и исследование
  5. Технология «Ситуация»
  6. Коллекционирование

Поговорим о некоторых из них.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные  формы  работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок). Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная  ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и те, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом  создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

5. Самостоятельная работа педагогов над темой. Разделимся на подгруппы.

  Задание: А теперь давайте попробуем  спланировать работу по теме «Дары осени» в каждой области на старший дошкольный возраст.

Социально-коммуникативное развитие

-Экскурсия в магазин «Овощи. фрукты»

-Экскурсия в теплицу

-Составление рассказов из опыта «Труд овощеводов»

-Сюжетно-ролевые игры «Магазин овощей», «На даче», «Овощеводы»

-Игры - драматизации по сказкам «Репка», «Пых» , «Вершки и корешки»

-Беседы «Чем опасны немытые овощи», « Когда овощи и фрукты могут навредить, а когда могут помочь »,

-Вечер загадок «Помощники огородника»

-Развлечение «Огородная безопасность»

-Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с последующим обсуждением опасной ситуации

-Трудовая деятельность «Чудо-огород», «Мы сажаем семена»…

Познавательное развитие 

-Проект «Овощи путешественники»

-Интегрированные занятия « Как без нашей помощи не родятся овощи» , «Путешествие в прошлое огорода», «Овощи считаем- в магазин играем»

-Дидактическая игра «Угадай на вкус»

-Посадка лука и наблюдение за ростом

-Дидактические игры «Вершки и корешки» , «Варим борщ» , «Во саду ли, в огороде», «Кто скорее соберёт», «Что сажают в огороде», «Чудесный мешочек»

-Дидактическая игра «Овощи в конверте» (семена овощей, зелени)

 

Речевое развитие

-Беседы «Нет трудов -нет плодов»

-Пальчиковые игры «В огород пойдём», «Капуста», «Хозяйка однажды с базара пришла»

-Речевая игра «У бабушки на грядке выросли загадки»

-Составление рассказов из опыта «Как готовили винегрет», «Наш урожай»

-Пересказ сказок «Пых», «Репка» по ролям

-Разучивание пословиц, поговорок ,скороговорок, стихов, загадок про овощи

-Книжная выставка «Почитайте-ка ребятки,  что растёт на нашей грядке»

-Составление иллюстрированной и литературной копилки «Есть у нас огород…»

-Чтение Х.-К Андерсена «Принцесса на горошине»,Ю.Тувим «Овощи», Д. Родари «Чипполино»

-Литературная викторина «В гости к Чиполлино»

 

Художественно-эстетическое развитие

-Лепка «Заходите в гости к нам - витамины я вам дам»

-Рисование «Лук - от семи недуг»

-Аппликация «Овощи на грядке»

Забавные овощи» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр

-Выставка на полочке красоты «Посмотрите- ка, какие натюрморты овощные»

-Кукольный театр «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

-Развлечение «У ребят полно хлопот – все сажают огород»

-Разучивание песен ,танцев , хороводов и народных игр связанных с посадочными работами.

 

Физическое развитие

-Утренняя гимнастика «Огород сажаем – здоровье получаем»

-Ритмическая разминка «Танец весёлых огородников»

-Физкультурный досуг «Рано солнышко встаёт, в огород ребят зовёт!»

-Подвижные игры «Чучело», «Сортируем овощи», « Огурчик»

-Физминутки «Огород у нас в порядке» , «Грабли в руки взяли ,грядки причесали»

-Проект «Витамины на нашем окне»

-Беседы «Ешьте больше овощей – будете здоровы!», «Лук ,чеснок –здоровья залог», «Витаминная семейка»

  1. Решение педагогического совета

  • Педагогам всех возрастных групп продолжать изучать нормативно – правовые документы,  регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО

Срок выполнения – в течение учебного года.

  • Педагогам всех возрастных групп внедрять в образовательный процесс различные формы организации детской деятельности (проектный метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация»)

Срок выполнения – в течение учебного года.

  • Подготовить презентацию своего проекта и выступить с защитой.

Срок выполнения – в течение месяца.

       Контроль за выполнением решения педсовета возложить на ст. воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»

С 1 сентября вступил в силу ФЗ «Об образовании» «273-ФЗ, который внёс ряд существенных изменений в систему образования РФ, в частности в дошкольное образование. «Закон» выделяет дошкольное образование...

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

Педагогический совет «Развитие речи детей в соответствии с требованиями ФГОС»

Педагогический совет «Развитие речи детей в соответствии с требованиями ФГОС»...

Использование педагогических технологий в построении образовательного процесса

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13835567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13835...

Проект по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО.

В этом материале описан наш проект по развитию речи ребенка раннего возраста в повседневном общении и в спациально организованных играх....

Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...