Проект по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО.
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Вовченко Оксана Викторовна

В этом материале описан наш проект по развитию речи ребенка раннего возраста в повседневном общении и в спациально организованных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект
«Планирование и построение образовательного процесса
в условиях введения ФГОС ДО  (образовательные области
«Познавательное развитие,  «Речевое развитие»)

Тема : Развитие речи ребенка раннего возраста в повседневном общении

            и в специально организованных играх.

       

Оглавление

Содержание проекта        3

План  работы слушателя в рамках практикума        4

Форма отчета        5

Примерные темы выпускных аттестационных работ        6

Требования к оформлению работы        7

Рекомендации по проектной деятельности        8

Перечень рекомендуемой литературы        14

Приложение 1. Образец титульного листа        15

Содержание проекта.

           Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

           Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.

         Ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.

         Эта проблема и легла в основу моего проекта «Речь и игра рядом всегда»

Проблема:

Недостаточно развита речь у детей впервые пришедших в детский сад.

Проект: практико – ориентировочный.

Проект: длительный, групповой.

Участники проекта: дети, педагог, родители.

          Цель и задачи проекта:

Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию образовательных областей.

*целенаправленное развитие и обогащение речи детей посредством игровой деятельности.

* развитие активной речи.

* формирование потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.

* формирование способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы.

* учить понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

          Этапы проекта:

*1. Выявление проблемы.

*2. Организация работы над проектом.

* 3. Практическая деятельность по решению проблемы.

*4. Презентация проекта.

        1 этап - выявление проблемы.

 Обследование детей с целью выявления отставания в развитии речи.

Обследование детей показало такие результаты:

* Развитие общей моторики – развита у 100% (18д.)

* Развитие мелкой моторики – развита 45% (7д.)

* Плохо развита -  55% (11д.)

* Развитие импрессивной речи – 100% (18д.)

* Развитие экспрессивной речи - развита 61% (11д.)

*Плохо развита 39% (7д.)

2 этап. .

*Заинтересовать детей.

*Создать яркие положительные эмоции.

* Мотивировать детскую деятельность.

* Развитие речи ребенка без ущерба для него.

3 этап. Изготовление дидактических пособий:

*Игры на развитие мелкой моторики руки – «Зашнуруй сапожок», «Собери бусы», «Собери грибок».

*Игры на развитие цветового восприятия - «Собери солнышко», «Помоги спрятаться зайчику», «Посади бабочку на цветок», «Подбери бабочке крылышко».

Игры на восприятия величины – «Собери грибы», «У кого больше? »

*Игры для ознакомления с окружающим миром – «Одежда», «Посуда», «Разрезные картинки»

Этапы проекта:

*2 этап – организация работы над проектом.

Игровая ситуация «Полянка настроения» – настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального настроя.

Подвижные игры «Заинька серенький», «Как у нашего кота» - учить производить движения под художественный текст.

Игровая ситуация «Зайку бросила хозяйка» - вызвать сочувствие к одинокому зайке, желание помочь.

Игровая ситуация «Этот пальчик – я» - содействовать усвоению малышом первых знаний о себе.

Игра «Птицеферма» – учить детей при выдохе произносить 2-3 слова.

Игровая ситуация «Помоги Мишутке собрать грибы» - различение понятий «большой – маленький, один – много».

Игровая ситуация «Поможем Кате сложить кубики» - учить видеть беспорядок, и самим устранять его.

Развлечение «Слов мы много знаем, с ними поиграем» - доставить удовольствие, произношение под музыку слов и фраз.

Рассказывание сказки «Рукавичка» – проговаривать текст вместе с взрослым, выполнять действия по тексту.

Продуктивная деятельность ««Солнечные зайчики» - рисование нетрадиционным методом.

Проведение пальчиковой гимнастики «Апельсин», «Ладошки», «Ежик», «Дом», «Два медведя», «Как живешь?», «Паучок» - развитие мелкой моторики, учить производить движения под текст.

*Проведение артикуляционной гимнастки «Лошадка», «Кошечка облизывается», «Конфетка за щекой», «Часики», «Достань кончиком язычка до носа». «Индюк» - укрепление мышц органов речи.

Проведение всех видов дидактических игр:

Настольно – печатные «Картинки – половинки», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Чей домик?».

*Использование словесных игр «Коза рогатая», «Конь», «Петушок», Птички», «Уточка», «Солнечные зайчики» – игры для развития речи детей.

*Использование подвижных игр со словом «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Поезд», «Пчелки», «Совушка - сова»

Использование сюжетно – ролевых игр: «Знакомство с куклами», «Печем пирожки», «Дом», «Купание куклы», «Машина едет по улице», «Играем с Жучкой» и другие - развитие разговорной речи.

Использование игр – драматизаций «Прыг – скок», «Кыш», «Кисонька мурысонька», «Репка», «Заинька» - развитие коммуникативных навыков детей.

1. Консультации «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей»,

«Речевое развитие на третьем году жизни» - консультация для родителей.

«Роль семьи в развитии речи ребенка». Родительское собрание.

2. Индивидуальные беседы по развитию речи детей.

3. Изготовление совместно с родителями дидактических игр, атрибутов к театрализованным играм.

3 этап - практическая деятельность по решению проблемы.

Работа по запланированному материалу.

Изготовление с родителями фотоальбома: «Играем и дома и в детском саду» - можно использовать для адаптации детей (рассказывание или беседы по фото)

2. Сбор материала на тему: «Говорят дети».

4 этап - презентация проекта.

1. Обследование речи детей на заключительном этапе, сравнение с начальным обследованием.

2. Развлечение «Волшебство из сундучка».

Привлечение родителей к участию в развлечении.

            Планируемые результаты:

 для детей:

1. Умение детей самостоятельно играть в игры.

2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.

3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Родители:

1. Активность родителей, вовлеченность.

2. Сближение с детьми и педагогами групп.

3. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитателей:

1. Новые знания о развитии речи детей раннего возраста.

2. Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

3. Повышение самообразования.

4. Желание работать в данном направлении.

         Методическое обеспечение проекта:

• Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», - М. : Просвещение, 1991.

• «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская и др. под ред. С. Л. Новоселовой, - М. : Просвещение, 1985.

• «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др., под ред. Г. М. Ляминой, - М. : Просвещение, 1981.

• «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др., – М. : Просвещение, 2007.

• «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», под ред. С. Л. Новоселовой, - М. : 1978г.

• Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.

• «Как играть с ребенком». Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..»Обруч» 2012

Анализ психолого-педагогической литературы.

             Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

          В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

         Прежде чем познакомить читателей с результатами нашего исследования в указанной области, обратимся к истории этого вопроса в отечественной педагогике.

         После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов   социалистического общества — общества нового типа, а также освобождения женщины, ликвидации ее неравенства с мужчиной, создания для женщины возможности зарабатывать, внося вклад в бюджет семьи.

        Каким образом решался вопрос о взаимодействии семьи и дошкольных учреждений в первые десятилетия советской власти? После революции дошкольное воспитание было поставлено под контроль государства. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отделами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания. А в декабре 1917 г. вышло распоряжение дошкольного отдела народного комиссариата, в котором подчеркивалось, что включение дошкольного воспитания в систему народного образования должно положить начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития, что будет способствовать формированию физически и умственно развитого, трудоспособного и полезного члена общества.

         В апреле—мае 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. В числе его основных задач провозглашались организация дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе; определение общей идеологической установки и выбор пути, по Которому должна идти дошкольная работа. Подчеркивалось, что дошкольное воспитание — это часть воспитания человека вообще, поэтому нельзя определить цели дошкольного воспитания, не определив одновременно и задачи воспитания на всех дальнейших ступенях. Съезд выдвинул вопрос об обязательном общедоступном дошкольном воспитании, считая это неотложной задачей советского строительства вообще. На съезде в докладе председателя дошкольного отдела народного комиссариата Д. Л. Лазуркиной «Задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни» были выдвинуты следующие положения:

  • учреждения дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач семейного и общественного воспитания;
  • дошкольное воспитание, осуществляя единые со школой задачи, должно воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества;
  • основным типом дошкольного детского учреждения должен быть детский сад-очаг с длительным сроком пребывания в нем детей, чтобы помогать раскрепощению женщины и эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей.

         Идея подчинения дошкольного воспитания целям государства и изменения в связи с этим его задач было отражено в резолюции I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. В ней говорилось, что «основной задачей учреждений по дошкольному воспитанию является создание для детей дошкольного возраста... условий жизни, способствующих гармоническому развитию члена трудового общества».

       Это отражало основную тенденцию в дошкольном воспитании в первые годы советской власти. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование прежде всего гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Так, например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

         Так, оценивая воспитательные возможности школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно-воспитательное    учреждение должна раньше,  чем  социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи   при  направляющей  роли школы и ее влияния на семью.

         Дальнейшее  развитие   подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница  государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние родительского авторитета, всего уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, т. е. не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему. Так, А. С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Итак, можно сделать вывод:

Педагогика того периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взгляду на семью как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

          Подобный взгляд на семью определялся и тем, что семьи, естественно, разные, а будущие строители  общества в соответствии с советской идеологией должны были быть, если можно так сказать, унифицированными, индивидуальные различия не приветствовались. В период становления советской власти семейное воспитание не приветствовалось еще и потому, что далеко не во всех семьях смена общественного строя была воспринята положительно, и влияние таких семей на детей было не таким, каким его хотелось бы видеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»

С 1 сентября вступил в силу ФЗ «Об образовании» «273-ФЗ, который внёс ряд существенных изменений в систему образования РФ, в частности в дошкольное образование. «Закон» выделяет дошкольное образование...

Кадровое обеспечение образовательного процесса в условиях введения ФГОС в ДОО

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Особенности построения образовательного процесса  в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.      В настоящее вре...

КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"

КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...