Доклад на муниципальном конкурсе: Практика по организации процесса воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мы вместе» «Социализация детей с ОВЗ посредством применения нейроупражнений»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Важно уделять особое внимание социализации детей с ОВЗ. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от нас взрослых, как педагогов, так и родителей.

Составленный нами комплекс методических материалов способствует активизации межполушарного взаимодействия, развитию речевых и коммуникативных навыков, умению детей взаимодействовать со сверстниками, что формирует стрессоустойчивость, предпосылки к учебной деятельности. Упражнения для мозга постепенно заставляет обе «половинки» работать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяют добиться применение нейроупражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Практика по организации процесса воспитания

для детей с ОВЗ и инвалидностью

«Мы вместе»

«Социализация детей с ОВЗ

 посредством применения нейроупражнений»

Воспитатель группы компенсирующей направленности:

Пислегина Л.Н.

Югорск, 2022

Актуальность и социальная значимость

В ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Поэтому  одно  из приоритетных  направлений   развития  системы образования направлено  на «обеспечение государством равных  возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Важно уделять особое внимание социализации детей с ОВЗ. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от нас взрослых, как педагогов, так и родителей.

      На протяжении 2-х лет в нашем ДОУ работает группа компенсирующей направленности для   детей с ОВЗ.

Логическая связность и реализуемость:

В процессе работы   мы пришли к выводу, что на ряду с различными методиками и технологиями, одним из эффективных направлений работы является применение нейроупражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих, а значить способствуют умению ребёнка свободно общаться, контролировать своё поведение, адаптироваться в социуме.

Цель: создание условий, способствующих успешной социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- способствовать оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала детей, снижению уровня агрессии и аутоагресии;

- развивать коммуникативные навыки для успешной социализации детей в социуме.

Задача социализации   детей с ОВЗ решается при одновременной реализации таких условий, как:

-  создание благоприятной развивающей среды (Приложение 1);

- гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей (Приложение 2);

- тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей (Приложение 3).

Составленный нами комплекс методических материалов (Приложение 4) способствует активизации межполушарного взаимодействия, развитию речевых и коммуникативных навыков, умению детей взаимодействовать со сверстниками, что формирует стрессоустойчивость, предпосылки к учебной деятельности. Упражнения для мозга постепенно заставляет обе «половинки» работать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяют добиться применение нейроупражнений.

Применение нейроупражнений в образовательной и совместной деятельности с детьми способствует улучшению памяти, самоконтроля поведения, повышению концентрации внимания, формированию пространственных ориентиров, повышению уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников. Такие упражнения дают детям с ОВЗ новые возможности для коммуникаций, новый игровой инструмент для развития.

Научная обоснованность

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. В основу нейропсихологических методов легли научные труды А.В. Семенович, А.Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Б.А. Архипова и других. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования личностно значимыми видами деятельности для детей дошкольного возраста являются общение, игра, познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, конструктивная, двигательная.  В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений с помощью вышеперечисленных видов детской деятельности. Все эти виды деятельности можно использовать в рамках применения нейроигр и упражнений, проводимых в ДОУ.

Эффективность представленной практики

Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в социум является для них сложным этапом социализации.

Социальная независимость ребенка с ОВЗ и ребёнка инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в доступной ему деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости особенных детей является одной из главных задач специалистов, работающих с этими детьми, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способности и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой деятельности.    

Диаграмма динамики уровня развития межполушарного взаимодействия у воспитанников с диагнозом «Умственная отсталость» позволяет понять, что использование нейропсихологических упражнений в развивающих занятиях с дошкольниками позволяет получить положительную динамику в развитии познавательных психических процессов (Приложение 5 – диагностический инструментарий).

Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. Для любого ребёнка наступает момент, когда он входит в новый неизведанный мир. Особенно трудно детям с ограниченными возможностями, они испытывают неуверенность и тревогу. Если ребёнку с ОВЗ не получает должного внимания со стороны родителей, он может на всю жизнь остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей.

Через группы в соцсетях и мессенджерах родители воспитанников, могут познакомиться с нейроупражнениями для занятий с детьми. Это фото и видеоматериал, который мы записали родителям, теперь они могут дома ежедневно заниматься с детьми.  Родители воспитанников делятся своими успехами, выкладывают свои фото, советуются друг с другом. Введение нейроигр и упражнений способствует возникновению разных форм общения родителей с детьми, меняться конструкция взаимодействия родителей с ребёнком, появилась новая тема для общения, стал меняться стиль взаимоотношений в семье, социализации ребёнка в обществе.

Центр здоровья и развития «Академия», Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями также являются участниками практики через оказание консультационной помощи и обмен опытом.

Инновационность:

Разработка и реализация индивидуального маршрута по осуществлению успешной социализации у детей с особыми образовательными потребностями через применение нейроупражнений – это эффективная инновационная практика, уникальность которой состоит в том, что ребёнок, играя в нейро игры, выполняя нейроупражнения учится взаимодействовать со сверстниками, говорить, у него снижается уровень агрессии, появляются положительные эмоции. Кроме того, применяя нейроупражнения в сопровождении речевого материала (элементы артикуляционных упражнений, небольшие четверостишия, скороговорки, речевки и т. п.) либо элементов физических упражнений (мяч, нейроскакалка, балансир) способствует активизации обеих полушарий головного мозга, задания постепенно усложняются и увеличиваются в объёме, задействованы сразу несколько анализаторов, что благотворно влияет на процесс социализации ребёнка. 

Масштаб реализации практики:

В результате реализации работы в группе компенсирующей направленности для детей с диагнозом умственная отсталость можно сделать выводы об его эффективности через следующие результаты:

- снижение детской агрессии, аутоагрессии;

- улучшение навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков;

- формирование речевого аппарата: появление фразовой речи;

- формирование умения рассказывать стихотворения, опираясь на схему

- появление предпосылок к учебной деятельности.

Использование на практике нейропсихологических игр служит эффективным дополнением к классическим технологиям и методикам. Нейроупражнения способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала, несомненно, соответствует задачам сохранения здоровья детей.

Творчески варьируя сочетаемость разных нейропсихологических игр и упражнений, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Данная работа доступна для применения другими педагогами: других профилей или других учреждений.

Литература:

Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. – 415с.

Кукушкина, Елена Юрьевна Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации / Кукушкина Елена Юрьевна. - М.: Сфера, 2019. - 485 c.

Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.

Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям. - Источник: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga

Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. –

Карпогоры, 2020. – 20 с. Назимова Л.В. Нейрогимнастика для детей и взрослых. - Источник: http://www.slideboom.com/presentations/2139765/Назимова-Л.В. Нейрогимнастика

Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2018. -487с Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и

оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой учёный. — 2016.

— №24. — С. 523-526. — URL https://moluch.ru/archive/128/35542/

Н.В. Поликашевой «Социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Диагностический инструментарий к организации процесса воспитания

для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мы вместе»

Задание № 1 Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы.

Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

Степень сохранности премоторной зоны

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу).

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Задание № 2 Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребёнку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за воспитателем воспроизводить различные положения пальцев:

Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

-1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

-2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

-2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

-2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

-2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

-1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Критерии оценки:

3 балла - правильно и быстро;

2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;

Задание № 3 Речевой вариант пробы Хеда

1.  Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2.  Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2        балла — выполнена только простая ориентировка;

1        балл — не выполнено   ни одного задания.  



Предварительный просмотр:

Приложение 4

«Нейропсихологический подход как метод успешной социализации детей с ОВЗ»

Нейропсихологические упражнения помогают развить у детей с особыми образовательными потребностями память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю, а значит даёт возможность детям социализироваться в обществе.

Существует несколько видов нейроупражнений:

- глазодвигательные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- нейроупражнения на развитие слухового внимания;

- артикуляционные упражнения; -

двигательные упражнения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

- занятия проводятся по 10-15 минут;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

- педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

В своей практике я применяю 3 блока нейроупражнений:

- Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга». Данные упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед занятием, во время продуктивной деятельности, как элемент утренней гимнастики, в режимных моментах. Для данных упражнений не нужны специальные условия, инвентарь, а по времени они длятся не более одной минуты. Мотивация очень простая - «А ты так можешь?»

- Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде, во время семейного отдыха.

- Блок упражнений комплексного характера. Упражнения проводятся систематически, постепенно усложняются и увеличиваются в объёме. Для проведения данные упражнений требуется тщательная подготовка.

Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга»

1. Упражнение, которое называется «Нейрофитнес».

- Нарисуйте круг в воздухе правой рукой, затем левой, а теперь двумя руками одновременно в разных направлениях, левой 4 круга, а правой 2;

- Сидя, медленно вдохнуть через рот до ощущения наполненности в легких. Выдох через рот со звуком "шшш...".

- Помашите мне правой рукой и стоя поприветствуйте меня на английском языке;

Сейчас вы выполнили упражнения, предназначенные для занятий с детьми дома их можно использовать для занятий с детьми разного возраста.

2. Упражнение «Ветерок». Глубокий вдох и сильный долгий выдох. Чувствуем, как мозг насыщается кислородом (3-4 секунды).

3. Упражнение на развитие силы воздушной струи «Дуем в трубочку», чей шарик быстрее докатится до ворот?

4. Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

5. Упражнение «Ухо – нос». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

6. Упражнение «Змейка». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребёнок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

7. Упражнение «Колечко». Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома.

Данные упражнения требуют минимального оборудования или не требуют вообще.

  1. Упражнение: «Зеркальное рисование». Понадобится лист бумаги, поделённый на 2 части, 2 маркера. Рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные волнистые линии и фигуры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  2. Упражнение «Когда это бывает?» Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал: тематический набор картинок (части суток).
  3.  Игра «Сутки», Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
  4. Упражнение «Карикатура», выбирается один ребёнок. Семья обсуждает, какие качества личности они ценят в этом ребёнке, а какие им не нравится. затем группе предлагается нарисовать ребёнка в шутливом виде. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
  5. Упражнение «Кулачок», способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации. 
  6.         Упражнение «Зоркий глаз» - берём яркую игрушку, двигаем ею в различных направлениях – вверху, внизу, вправо, влево (горизонтальная восьмерка). Задача ребёнка - следить за игрушкой глазами не поворачивая головы. Упражнение помогает расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. (2 мин)
  7. Упражнение: «Сомни листочек».  Одновременно двумя руками ребёнок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребёнок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение
  8.         Упражнение: «Кулак, ребро, ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше сидя за столом. Время завтрака отлично подойдет. Но можно при желании делать и на весу.
  9. «Совместные настольные игры» в ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения, социализируются.

Блок упражнений комплексного характера

Нейроупражнения из блока комплексного характера требуют определенной подготовки и времени.

  1. Упражнение «Нейродорожки»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем одновременно двумя синхронно. Затем усложняются – выполняются одновременно двумя руками разные дорожки. Когда ребёнок научится выполнять упражнение можно добавить элемент артикуляционного упражнения – цоканье язычком, как лошадка и т. п.

  1. Упражнение «Цветные дорожки» выполняется по такому же принципу – ребёнку нужно пройти по дорожкам определённого цвета одновременно двумя руками. При этом можно предложить проговорить скороговорку или небольшое четверостишие.
  2.  Нейроупражнение «Дружные ладошки» - игра многофункциональная, она способствует снижению утомляемости ребёнка, улучшению произвольного контроля.

1-й вариант: Ребёнку предлагаем образец выкладывания ладошек сначала справа налево с обеих сторон одинаково. Затем выполняем упражнение одновременно двумя руками.

2-й вариант: далее усложняем: выкладываем симметрично от центра и выполняем.

3-й вариант: Обе стороны выкладываем по предложенному образцу и выполняем одновременно двумя руками.

4. Волшебный шар для взрослых название нейрошар. Детям мы предлагаем рисовать линии на шаре. Способствует снятию ограничений, формированию внутренней гармонии.

5. Упражнение «Пение звуков». Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь звуки. Звук А - снимает напряжение, физическую и умственную усталость.

Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.

Такие упражнения дают детям новые возможности для коммуникаций, новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что, придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»

Нейроупражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка, вызывают положительные эмоции. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала, успешной социализации, укреплению и сохранению здоровья воспитанников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...

Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "

Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе детского творчества по противопожарной безопасности"Дети-творцы безопасности"

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе детского творчества по противопожарной безопасности"Дети-творцы безопасности"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

В статье рассматривается вопрос актуальности  создания условий в ДОУ для обеспечения благополучия и социализации детей раннего возраста в  игровой деятельности....

МО доклад презентация "Образовательное событие , как способ организации совместной деятельности детей и педагогов"

Выступление на МО  «Образовательное событие, как способ взаимодействия детей и педагогов» На сегодняшний день детские сады используют большое количество инновационных педагогичес...