Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В программу вошли:

- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;

- взаимодействие взрослых с ребёнком;

- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;

- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Доклад

на тему: «Разработка и реализация адаптированной

образовательной программы

для детей с ограниченными возможностями здоровья

с расстройством аутистического спектра»

воспитатель: Пислегина Л.Н.

г. Югорск, 2019 год

Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»

 Дети с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» представляют собой группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.  

2-ой слайд

Различают четыре группы детей с РАС. Ребёнок, посещающий наше дошкольное учреждение, относится к четвертой группе. Для детей этой группы характерна чрезвычайная тормозимость, пугливость (особенно в контактах), ощущение несостоятельности, необходимость постоянной поддержки со стороны взрослых.

3-ий слайд.

- Ребёнок поступил 2017 году, в возрасте 3 лет 8 месяцев;

- семья полная;

- образование родителей – высшее;

- уровень жизни – удовлетворительный;

- в семье 2 ребёнка.

Родители отзывчивые и заинтересованные в квалифицированной помощи своему ребёнку.

                На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребёнку был присвоен статус ОВЗ и рекомендованы специальные образовательные условия через использование адаптированной образовательной программы.

                Адаптированная образовательная программа разрабатывается на ребёнка с 2017 года, на каждый учебный год, она утверждается приказом заведующего и реализуется всеми специалистам детского сада и воспитателями группы. Данный ребёнок состоит на учёте ППМС центра и ПМПк сада. С ребёнком проводится индивидуальная коррекционная работа специалистами детского сада один или два раза в неделю в соответствии с заключением ПМПК.

4-ый слайд

Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В программу вошли:

- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;

- взаимодействие взрослых с ребёнком;

- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;

- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)

5-ой слайд (фото)

                Ребёнок с РАС посещает общеразвивающую группу старшего возраста (дети 5-6 лет). Наполняемость группы 23 ребёнка, из них: у двоих детей имеется статус ребёнка – инвалида и ОВЗ, образовательный процесс которых регулируется АОП (ребенок с РАС) и индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ – ребёнок инвалид).        

                Согласно АОП в части коррекционной работы для ребёнка с РАС, педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателями группы которую посещает ребёнок составлены индивидуальные коррекционные планы обучения, где учитываются возрастные особенности ребёнка, актуальные проблемы развития, связанные с диагнозом.

        6-ой слайд 

                Реализация адаптированной образовательной программы проходит в группе общеразвивающей направленности по пяти образовательным областям в индивидуальной и групповой работе.

        7-ой слайд 

                Также все специалисты ДОУ проводят образовательную и коррекционную работу с ребёнком как индивидуально, так и подгруппами, включая в работу с ребёнком со статусом ОВЗ детей, не имеющих особые образовательные потребности (норма развития).

        8-ой слайд 

                При работе с ребёнком в образовательной деятельности используются следующие методы и формы обучения:

- дидактические игры и упражнения, направленные на формирование и развитие всех видов детской деятельности (самообслуживание, коммуникативно-речевая, игровая, познавательная, изобразительная, музыкальная, двигательная…)

9-10 слайд 

 - наблюдения, обследование предметов и действия с ними,

- чтение, беседы,

- экскурсии, эксперименты, опыты.

11 – 13 слайд 

- закрепление усвоенных навыков и формирование способностей (на занятиях специалистов) у ребёнка происходит в специально организованных игровых ситуациях, сюжетно-ролевых играх.  

                Немного хотелось бы остановиться на работе воспитателя с данной категорией детей. И поделиться небольшим опытом работы.

                Утром, принимая ребёнка мы сразу стараемся оценить её настроение, эмоциональное состояние. Если ребёнок кричит, не хочет заходить в группу, то мы предлагаем ей то, что её в данный момент может заинтересовать, стараемся как можно быстрее успокоить.

                 Если в течение дня у ребёнка возникает сильный страх, крик стараемся отвлечь, говорить о том, чего она не боится, обнять, успокоить.

                Нас – воспитателей и детей нашей группы ребёнок уже пустил в свой мир, мы являемся частью её мира. Если в группу приходят другие люди появляется тревожность, крик, страх.

                Еще небольшая особенность данного ребёнка, Арина сидит всегда только на своём месте, во время приёма пищи посуда с определённым рисунком, если помощник воспитателя ошибся – поставил не ту чашку, то снова крик и отказ сесть за стол.

                В самом начале, как только ребёнок начал посещать наш сад, ее очень тяжело было пригласить и заинтересовать любым видом деятельности, сейчас ребёнок садится на занятие вместе с детьми отвечает на вопросы, выполняет задания. Вовремя НОД может пройтись по группе, порисовать, затем снова прийти и заниматься дальше.

                Если у ребёнка хорошее эмоциональное состояние, то мы стараемся проводить коррекционно-развивающую индивидуальную работу, например, развиваем коммуникативные навыки: развиваем словарный запас, умение формулировать предложения, умение принимать помощь взрослого, выполнять просьбы.

                Также в работу включаем и других ребят из группы для социализации ребёнка и развития умения общаться со сверстниками.

                На занятиях физической культурой и музыкальном выполняет всё если нет страха и тревоги. Иногда просто сидит рядом с воспитателем. Боится громкой музыки.

                14 – 19 слайд 

Успешная реализация адаптированной образовательной программы, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями может быть достигнута только в том случае, когда родители понимают и принимают особенности развития своего ребёнка и всегда идут навстречу образовательному учреждению и своему ребенку. В данном случае родители ребёнка представляют именно такую модель поведения. Они активно учувствуют в жизни группы и детского сада, охотно предоставляют нам всю информацию о ребёнке вне ДОУ, рассказывают нам о рекомендациях и назначениях различных реабилитационных центров, которые посещает ребёнок в нашем городе и за его пределами.          

                20 -ый слайд 

                На данного ребёнка сформирован и утвержден маршрут межведомственного взаимодействия. Он реализуется уже третий год. Реализация проходит совместно с Советским реабилитационным центром (Солнышко), Дошкольным образовательным учреждением (Снегурочка), Югорской городской больницей, Центром здоровья и развития «Академия». Результат работы потрясающий, положительных моментов много. Начиная от постепенной социализации ребёнка и заканчивая небольшими победами, например, Арина вместе со старшей сестрой участвовала в городском конкурсе «Одаренные дети будущее России» в номинации «Праздник детства» в театрализованной постановке «Божья коровка» и заняли 3 место.

                В рамках недели инклюзивного образования мы показали НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Там, в лесу растёт подснежник», где Ариша активно проявила себя и не все гости поняли, что занятие проводилось с ребёнком с РАС.

 На следующий учебный год переходим в подготовительную к школе группу также будет разработана АОП, продолжится коррекционная работа с ребёнком и сотрудничество с социальными партнерами по реализации образовательной деятельности и социализации ребёнка в социуме.

        

Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...

Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...