Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В программу вошли:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- взаимодействие взрослых с ребёнком;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;
- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Доклад
на тему: «Разработка и реализация адаптированной
образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья
с расстройством аутистического спектра»
воспитатель: Пислегина Л.Н.
г. Югорск, 2019 год
Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
Дети с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» представляют собой группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
2-ой слайд
Различают четыре группы детей с РАС. Ребёнок, посещающий наше дошкольное учреждение, относится к четвертой группе. Для детей этой группы характерна чрезвычайная тормозимость, пугливость (особенно в контактах), ощущение несостоятельности, необходимость постоянной поддержки со стороны взрослых.
3-ий слайд.
- Ребёнок поступил 2017 году, в возрасте 3 лет 8 месяцев;
- семья полная;
- образование родителей – высшее;
- уровень жизни – удовлетворительный;
- в семье 2 ребёнка.
Родители отзывчивые и заинтересованные в квалифицированной помощи своему ребёнку.
На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребёнку был присвоен статус ОВЗ и рекомендованы специальные образовательные условия через использование адаптированной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на ребёнка с 2017 года, на каждый учебный год, она утверждается приказом заведующего и реализуется всеми специалистам детского сада и воспитателями группы. Данный ребёнок состоит на учёте ППМС центра и ПМПк сада. С ребёнком проводится индивидуальная коррекционная работа специалистами детского сада один или два раза в неделю в соответствии с заключением ПМПК.
4-ый слайд
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В программу вошли:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- взаимодействие взрослых с ребёнком;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;
- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)
5-ой слайд (фото)
Ребёнок с РАС посещает общеразвивающую группу старшего возраста (дети 5-6 лет). Наполняемость группы 23 ребёнка, из них: у двоих детей имеется статус ребёнка – инвалида и ОВЗ, образовательный процесс которых регулируется АОП (ребенок с РАС) и индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ – ребёнок инвалид).
Согласно АОП в части коррекционной работы для ребёнка с РАС, педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателями группы которую посещает ребёнок составлены индивидуальные коррекционные планы обучения, где учитываются возрастные особенности ребёнка, актуальные проблемы развития, связанные с диагнозом.
6-ой слайд
Реализация адаптированной образовательной программы проходит в группе общеразвивающей направленности по пяти образовательным областям в индивидуальной и групповой работе.
7-ой слайд
Также все специалисты ДОУ проводят образовательную и коррекционную работу с ребёнком как индивидуально, так и подгруппами, включая в работу с ребёнком со статусом ОВЗ детей, не имеющих особые образовательные потребности (норма развития).
8-ой слайд
При работе с ребёнком в образовательной деятельности используются следующие методы и формы обучения:
- дидактические игры и упражнения, направленные на формирование и развитие всех видов детской деятельности (самообслуживание, коммуникативно-речевая, игровая, познавательная, изобразительная, музыкальная, двигательная…)
9-10 слайд
- наблюдения, обследование предметов и действия с ними,
- чтение, беседы,
- экскурсии, эксперименты, опыты.
11 – 13 слайд
- закрепление усвоенных навыков и формирование способностей (на занятиях специалистов) у ребёнка происходит в специально организованных игровых ситуациях, сюжетно-ролевых играх.
Немного хотелось бы остановиться на работе воспитателя с данной категорией детей. И поделиться небольшим опытом работы.
Утром, принимая ребёнка мы сразу стараемся оценить её настроение, эмоциональное состояние. Если ребёнок кричит, не хочет заходить в группу, то мы предлагаем ей то, что её в данный момент может заинтересовать, стараемся как можно быстрее успокоить.
Если в течение дня у ребёнка возникает сильный страх, крик стараемся отвлечь, говорить о том, чего она не боится, обнять, успокоить.
Нас – воспитателей и детей нашей группы ребёнок уже пустил в свой мир, мы являемся частью её мира. Если в группу приходят другие люди появляется тревожность, крик, страх.
Еще небольшая особенность данного ребёнка, Арина сидит всегда только на своём месте, во время приёма пищи посуда с определённым рисунком, если помощник воспитателя ошибся – поставил не ту чашку, то снова крик и отказ сесть за стол.
В самом начале, как только ребёнок начал посещать наш сад, ее очень тяжело было пригласить и заинтересовать любым видом деятельности, сейчас ребёнок садится на занятие вместе с детьми отвечает на вопросы, выполняет задания. Вовремя НОД может пройтись по группе, порисовать, затем снова прийти и заниматься дальше.
Если у ребёнка хорошее эмоциональное состояние, то мы стараемся проводить коррекционно-развивающую индивидуальную работу, например, развиваем коммуникативные навыки: развиваем словарный запас, умение формулировать предложения, умение принимать помощь взрослого, выполнять просьбы.
Также в работу включаем и других ребят из группы для социализации ребёнка и развития умения общаться со сверстниками.
На занятиях физической культурой и музыкальном выполняет всё если нет страха и тревоги. Иногда просто сидит рядом с воспитателем. Боится громкой музыки.
14 – 19 слайд
Успешная реализация адаптированной образовательной программы, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями может быть достигнута только в том случае, когда родители понимают и принимают особенности развития своего ребёнка и всегда идут навстречу образовательному учреждению и своему ребенку. В данном случае родители ребёнка представляют именно такую модель поведения. Они активно учувствуют в жизни группы и детского сада, охотно предоставляют нам всю информацию о ребёнке вне ДОУ, рассказывают нам о рекомендациях и назначениях различных реабилитационных центров, которые посещает ребёнок в нашем городе и за его пределами.
20 -ый слайд
На данного ребёнка сформирован и утвержден маршрут межведомственного взаимодействия. Он реализуется уже третий год. Реализация проходит совместно с Советским реабилитационным центром (Солнышко), Дошкольным образовательным учреждением (Снегурочка), Югорской городской больницей, Центром здоровья и развития «Академия». Результат работы потрясающий, положительных моментов много. Начиная от постепенной социализации ребёнка и заканчивая небольшими победами, например, Арина вместе со старшей сестрой участвовала в городском конкурсе «Одаренные дети будущее России» в номинации «Праздник детства» в театрализованной постановке «Божья коровка» и заняли 3 место.
В рамках недели инклюзивного образования мы показали НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Там, в лесу растёт подснежник», где Ариша активно проявила себя и не все гости поняли, что занятие проводилось с ребёнком с РАС.
На следующий учебный год переходим в подготовительную к школе группу также будет разработана АОП, продолжится коррекционная работа с ребёнком и сотрудничество с социальными партнерами по реализации образовательной деятельности и социализации ребёнка в социуме.
Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/15/picture-1337775-1623770502.jpg)
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Использование интерактивного стола Smart Table для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Возможности использования интерактивного стола для развития когнитивных, моторных, социальных навыков у детей с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847040-1478687669.jpg)
Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-1070160-1543240040.jpg)
Конспект образовательной организованной деятельности (ООД) по физическому развитию «Арена чемпионов» для детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра (РАС).
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в группе компенсирующей направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1209971-1580119225.png)
Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...