Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Переверзева Алла Николаевна

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бросового материала. В статье рекомендованы игры, в которые можно играть и дома, и в дошкольном учреждении с ребенком РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы развития  мелкой моторики у детей старшего дошкольного  возраста  с расстройством  аутистического  спектра.

 В  «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» отражена проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, уверенным в себе и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. 

В. А. Сухомлинский писал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Мелкая  моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростковМелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, которые так важны при обучении в школе.

В современном мире возросло число рожденных детей с расстройством аутистического спектра. Поэтому и в детских садах стало появляться всё больше и больше  детей аутистов. Ребенок аутист, посещающий дошкольное образовательное учреждение, должен постоянно находиться с педагогом – тьютором.  Такие дети испытывают, конечно же,  трудности коммуникации с окружающими людьми, у них нарушены поведенческие и двигательные стериотипы. Но они также   нуждаются в общении и обществе,  хотят, чтобы их поняли, но не все взрослые  знают, как правильно это сделать без вреда для ребёнка. Задача  педагогов, с которым он проводит почти весь день - помочь найти контакт с окружающим его  миром. Работая в ресурсной группе ДОУ с ребенком РАС старшего дошкольного возраста, я увидела, что у таких детей  очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации,  преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение . Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма, речи  и других видах детской  деятельности. Трудности ребёнка аутиста во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем.

Понимая важность этой проблемы для ребенка, с которым работаю, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек, используя как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы.  В своей работе применяю разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному».

Для того,  чтобы ребенок с РАС, пойдя в школу, мог выполнять самостоятельно многие разнообразные бытовые и учебные действия, такие как, например: одеваться, держать ручку, столовые приборы,  рисовать, застегивать пуговицы и др., эти навыки у него  должны быть отработаны в дошкольном возрасте на достаточном уровне,  иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

Для решения этой проблемы, в ресурсной  группе нашего образовательного учреждения  создана предметно - пространственная развивающая  среда  для развития мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра. Многие пособия и игры сделаны руками педагогов, работающих с такими  детьми. В группе есть материал для творчества и исследований, исходя из запросов каждого ребенка аутиста.  Благодаря широкому выбору можно суметь заинтересовать  ребенка. В группе есть такие игры как мозаика, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, игры на сортировку, игры  с крупой ( фасоль, макароны, соль, манка, гречка, рис), различные баночки и тюбики для откручивания и закручивания крышечек, игры с прищепками, а также игры с буквами, слогами, цифрами  и др.. Все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.  

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка группы. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.

 Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками.

Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС провожу систематически, по 5-10  минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.

В своей работе  всегда следую  определенным  правилам:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

7.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию.

8. Избегать переутомления ребенка.

9.Систематически проводить игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка.

10. Последовательно  проводить игры и упражнения — «от простого к сложному».

11. Всегда оценивать любое достижение ребенка , так как  для

любого человека, независимо от его возраста, значим результат.

Всю работу по развитию моторики рук ребёнка  выполняю по следующим направлениям.

1. Массаж и самомассаж : без предметов - поглаживание, разминание, постукивание, похлопывание; с предметами - разные массажеры, рукавички, грецкие орехи, шишки, шестигранные  карандаши , разные  виды  мячиков – Су-Джок, массажные мячики ).

2.  Пальчиковые игры (с предметами, с « чудо-крышками»,  со стихотворным сопровождением, на основе сказок, с элементами самомассажа).

3. Игры с предметами и материалами (резинки,  камешки, счетные палочки, прищепки, пуговицы, вода, бумага, песок).

4. Изодеятельность (лепка, « штампики», работа с ножницами, с карандашом, выкладывание по контуру разными мелкими  предметами, рисование пальчиками, ватными палочками).

5. Письмо (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда).

Особое внимание уделяю нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук. Это самомассаж кистей и  пальцев рук с помощью грецких орехов,  шишек, шестигранных карандашей, разных видов мячиков (Су-Джок терапия, массажные мячики); игры с пальчиками с использованием разнообразного  материала бросового, природного, хозяйственно - бытового (« чудо – крышки » для автоматизации звуков, крупы, прищепки, пуговицы, нитки, трубочки и др.), рисование пальчиками,  ватными палочками,  листиками и др..

Для родителей в социальных сетях постоянно размещаю рекомендации по организации предметно-пространственной  среды дома  по развитию мелкой моторики рук.  Родители изготовили из различного бросового материала пособия, игры, дидактический материал для занятий с ребенком в домашних условиях. В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Примеры упражнений с грецким орехом.

1. «Здороваемся с орешком».

Ребенок должен сначала крепко сжимать в кулачке грецкий орех, а затем разжимать. Повторять данное упражнение каждой рукой не менее 3раз.

2.«Побежал орешек по дорожке».

Руку нужно положить на стол. Пальчики должны находиться вместе. На запястье укладывается орешек и накрывается другой ладонью. Суть упражнения состоит в том, чтобы катать орешек до кончиков пальцев и обратно – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой.

3. «Пересыпь орешки».

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

Упражнения с шишками.

1.Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

2.А еще можно пальчиком поступать по шишке. А какой у нас звук?

3.Катаем шишку по ладошке в одну сторону и  считаем: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, затем в другую.

Упражнения с« Чудо –крышками».

1. Составь картинку по образцу.

2.«Выложи узор по схеме»

Упражнения с шестигранным  карандашом.

1." Послушный карандаш" 

Вот какой послушный наш                     

славный добрый карандаш.

Я в руках его качу.

Вперед назад и как хочу.

(катаем между вертикальными ладошками)

2. «Карандашик не роняй».

Карандаш бежит вперед                             

А потом наоборот, эй ребята не зевайте!

Карандашик не роняйте

(катаем между горизонтальными ладошками)

Игры с массажными мячиками и Су-Джок терапия.

 1.Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2.«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

Пальчиковые игры с крупой

1. В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2.Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия, мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.

Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия у детей с расстройством  аутистического спектра посредством нетрадиционных форм и методов позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры  головного мозга, лучше адаптироваться  в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....

Трудности социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности развития навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).Ключевые сло...