Трудности социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
статья по психологии

Багирян Мария Викторовна

Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности развития навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, расстройства аутистического спектра (РАС), социально-бытовое ориентирование, навыки социально-бытового ориентирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bagiryan_statya_1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Багирян М.В., студент 2 курса магистратуры

ma26rus@yandex.ru

Научный руководитель: Сальникова О.Д., кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики

ФГАОУ ВО «СКФУ», г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности развития навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, расстройства аутистического спектра (РАС), социально-бытовое ориентирование, навыки социально-бытового ориентирования.

The difficulties of social and household orientation in older preschool children with autism spectrum disorders

Bagiryan M.V., 2nd year master’s student

ma26rus@yandex.ru

Scientific supervisor: Salnikova O.D., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of correctional psychology and pedagogy,

NCFU, Stavropol

Abstract: the article considers the main features of the development of social and household orientation skills in older preschool children with autism spectrum disorders (ASD).

Key words: older preschool children, autism spectrum disorders (ASD), social and household orientation, social and household orientation skills.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме социализации детей с особенностями психофизического развития в обществе. Это обусловлено тем, что за последние пять лет количество случаев выявления РАС в периоде дошкольного детства увеличилось в два с половиной раза, а также распространением инклюзивного подхода во всех сферах жизнедеятельности, в частности – в образовании [2].

Значительный интерес вызывает работа именно с категорией лиц, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС), т.к. этиопатогенетические механизмы данного нарушения до конца не изучены, вариативность проявлений довольно высока и индивидуальна [2].

Существенным аспектом, способствующим социализации детей с РАС, является развитие навыков социально-бытового ориентирования. Большинство навыков социально-бытового ориентирования, необходимых в повседневной жизни ребенку с РАС, как правило, трудно усваиваются. В связи с чем, появилось много интересных теоретических и экспериментально-методических работ,  разрабатываются и обновляются способы диагностики и коррекции.

Тем не менее, возникает достаточно трудностей с применением методик, способствующих формированию социально-бытовых навыков у детей с аутизмом. Разработка и апробация эффективных методов, способов, средств и инструментов коррекционной работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков социально-бытового ориентирования только набирают темпы своего развития [1].

Ввиду высокой актуальности и значимости, вопросы изучения РАС интересовали многих зарубежных и отечественных ученых. В  зарубежной  науке  это  такие  ученые,  как  Э. Блейлер, Т.Е. Вейс, К. Гилберт, Л. Каннер, М. Раттери. В отечественной науке изучением данной проблемы занимались О.С. Аршатская, В.М. Башина, Е.Р. Баенская, В.Я. Гиндикин,                      О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.Н. Павлий и другие отечественные исследователи [1].

Авторы подчеркивали, что РАС представляют собой группу нейронарушений, которые влияют на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и поведение детей и характеризуются дезориентацией и дезадаптацией, уходом от ситуации в собственный мир, страхами и как следствие ограниченностью поведения, а также формированием моделей нежелательного поведения.

Многие современные исследователи проблем аутизма, отмечают, что в контексте современной образовательной парадигмы  навыки социально-бытового ориентирования  являются первым шагом в адаптации к реальной жизни, но у детей дошкольного возраста с РАС не формируются естественным путем. Для этого необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС начиная с дошкольного возраста, специалистами  владеющими диагностическим и коррекционным методикам, применяемыми в работе с детьми с РАС. [2].

Процесс адаптации ребенка старшего дошкольного возраста с РАС к социуму требует систематической работы специалистов и занимает гораздо более длительный период формирования, чем при работе с детьми дошкольного возраста с нормотипичным развитием.

В коррекционной работе по формированию навыков социально-бытового ориентирования у детей с РАС дошкольный период имеет особую значимость, т.к. является фундаментом успешной социализации и дальнейшей интеграции в общество [1].

Современные условия требуют оптимизации образовательной программы и совершенствование методов и приемов обучения и воспитания учащихся с РАС. В связи с этим, в дошкольных образовательных организациях в рамках реализации адаптированных образовательных программ для детей с РАС элементом психолого-педагогического сопровождения представлена работа по развитию навыков социально-бытового ориентирования, в частности – для детей старшего дошкольного возраста.

Попадая в дошкольную организацию, дети с РАС сталкиваются с множеством трудностей, включая ограничения в области социально-бытового ориентирования. В связи с этим, оказание квалифицированной коррекционной помощи детям данной категории становится одним из актуальных направлений современного специального дошкольного образования.

Первостепенной задачей в процессе формирования навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста  с РАС в дошкольной организации является создание мотивационной установки у ребенка на выполнение небольшой, но конкретной цели [3].

Специфика работы с детьми дошкольного возраста с РАС в дошкольной организации заключается в том, что программа по формированию навыков социально-бытового ориентирования составляется индивидуально для каждого ребенка, опираясь на данные диагностики, с постепенным усложнением и расширением навыков в социуме. Данный процесс является очень длительным, и требует от специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей и ребенка терпения и целеустремленности. Положительная динамика рассматривается по наличию не количества социально-бытовых навыков, которые удалось сформировать у ребенка, а по овладению им хоть каких-то элементарных операций, на базе которых можно в дальнейшем планомерно развивать и другие навыки.

Сложность обучения навыкам социально-бытового ориентирования в  большой  степени  связана  с  нарушениями  контакта, трудностью  произвольного  сосредоточения  и  страхами.  Иногда  ребенок старшего дошкольного возраста с РАС при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию  самостоятельно,  но  крайне  редко  это  получается  у  него  через подражание другому человеку. Так как дети с РАС с трудом осваивают операцию подражания, что затрудняет формирование жизненных навыков ребенка и в конечном итоге подготовку к самостоятельному обслуживанию себя. Но даже успешное овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость.

Характерно, что трудности овладения навыками социально-бытового ориентирования не стоят у родителей  детей с РАС на первом месте. Гораздо большее беспокойство вызывает у них то, что ребенок отстает в речевом и интеллектуальном развитии, имеет проблемам психологического характера, чем то, что у ребенка нет основных бытовых привычек и культурно-гигиенических навыков (не умеет одеваться, умываться или самостоятельно есть). Такой подход затрудняет работу специалистов, поскольку ребенок с РАС ко времени поступления в дошкольную организацию уже привыкает к тому, что все бытовые моменты ложатся на плечи взрослых, которые находятся рядом. Это приводит к тому, что отсутствие сформированных навыков бытового самообслуживания тормозят процесс адаптации и  социализации даже тех детей с РАС, у которых отмечен относительно высокий уровень интеллектуального развития. Поэтому еще одной из особенностей, является обязательное, максимально активное подключение к коррекционной работе педагогов и родителей, и других членов семьи, в которой растет ребенок дошкольного возраста с РАС.

Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы В.М. Башиной, М.Ю. Ведениной,  С. Гринспен,  Е.А. Екжановой, О.Г. Нугаевой, О.Н. Окуневой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Шульженко                  и С. Уидер [3] показал, что, несмотря на значительный интерес к проблематике, вопросы развития системы подходов к работе по развитию навыков социально-бытового ориентирования у детей дошкольного возраста с РАС, остаются актуальными. Вместе с тем, подчеркнем, что без определения особенностей указанных навыков невозможно подобрать инструментарий и выстроить коррекционную работу в максимально эффективном векторе.

Литература:

  1. Пешкова Н.А. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / Н.А. Пешкова, С.Г. Лещенко. – М.: Мир науки, 2020. – 107 c.
  2. Сальникова О.Д. Развитие навыков социального взаимодействия у детей с рас в условиях ресурсного класса / О.Д. Сальникова, А.В. Кухлеева, Г.А. Бородинов // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-1. – С. 255-258.
  3. Шалагина Д.С. Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра / Д.С. Шалагина // Вестник магистратуры. – 2023. – № 6-2 (141). – С. 7-9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....

Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра - это расстройство развития, которое характеризуется глубоким нарушением коммуникативных навыков. Плохие коммуникативные навыки являются серьезной проблемой, ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...