Картотека игровых упражнений по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
картотека по математике (средняя группа)

Флек Наталия Аркадьевна

Картотека игровых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igrovyh_uprazhneniy.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игровых упражнений по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

«Тактильные карточки»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Оборудование: развивающий набор «Тактильные карточки» с изображением животных

Ход: воспитатель индивидуально (с подгруппой) показывает карточку и начинает эмоционально комментировать изображение на ней, изображать звуки животного. Предлагает детям потрогать и повторить звуки, при этом воспитатель продолжает эмоционально комментировать.

«Цвета»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Оборудование: игра-малышка «Цвета» (детали паззла с разными животными, предметами и цветами)

Ход: воспитатель (индивидуально либо с подгруппой детей) достает детали паззла и задает вопрос ( в зависимости от детали паззла) «Какой цвет?» или «Что здесь нарисовано?». Ребенку необходимо соединить детали паззла между собой и назвать цвет и предмет. (голубой-дельфин)

«Найди предметы такого же цвета»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Оборудование: кубики, маленькие игрушки, цветные карточки А5

Ход: воспитатель (индивидуально или с подгруппой детей) раскладывает на столе предметы. После воспитатель эмоционально описывает эти предметы (посмотрите, какие яркие кубики и т.д.). Затем воспитатель показывает цветную карточку и просит дать предмет такого же цвета.

«Домино»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование:  цветное домино

Ход: воспитатель предлагает (индивидуально подгруппе) поиграть в домино. Детям необходимо соединять домино одного цвета. (красный- с красным и т.д.)

«Тактильная книга»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Оборудование: тактильная книга с изображением животных.

Ход: воспитатель индивидуально (с подгруппой) показывает книгу и предлагает ее посмотреть, эмоционально комментируя. Воспитатель показывает животных, изображая звуки животных, задавая уточняющие вопросы и предлагает детям их потрогать, сказать какой это цвет, и какая шерстка на ощупь.

«Формы»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Оборудование: игра-малышка «Формы» (карточки с фигурным пропуском посередине, маленькие карточки разной формы с изображением домашнего животного)

Ход: воспитатель индивидуально (с подгруппой) предлагает детям собрать «паззл» («Ребята, собачка потерялась, давайте поможем найти её дом»). Сначала воспитатель спрашивает, кто нарисован на этой картинке, какая это геометрическая фигура. А после предлагает ребенку найти домик для животного.

«Геометрические морковки»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Оборудование: картинки морковок разной формы на липучках , лист с картинкой зайчика и «тенями» морковок разной формы с липучками.

Ход: воспитатель (индивидуально или в подгруппе) дает детям морковку, и задает вопрос, какая это геометрическая форма. Когда ребенок ответит, какая это форма, воспитатель говорит: «Правильно, это …»И просит найти такую же. Когда ребенок находит правильную «тень», воспитатель эмоционально хвалит ребенка. После воспитатель предлагает следующую морковку.

«Досочки Сегена»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Оборудование: набор досочек Сегена ( досочки разных цветов с фигурными прорезями внутри и деревянные, цветные геометрические фигуры)

Ход: воспитатель (индивидуально или в подгруппе) предлагает посмотреть на досочки и назвать, какого они цвета. («Правильно, это красная досочка!). После воспитатель спрашивает, а какая геометрическая фигура пропущена, эмоционально комментируя ответ ребенка. Затем воспитатель предлагает вставить пропущенные фигуры, называя цвет и фигуру.

«Сортер»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Оборудование: сортер с фигурами (треугольник, круг, квадрат) синего, желтого, красного и зеленого цвета.

Ход: воспитатель предлагает ребенку разложить фигурки по местам. Воспитатель задает ребенку вопросы, какого цвета фигура и какая это фигура, и обязательно эмоционально хвалит и говорит «Правильно, это красный треугольник!». Затем предлагает ребенку разложить их на свои места.

«Логический куб»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

Оборудование: куб с прорезями разной формы и фигурки разной формы.

Ход: воспитатель показывает ребенку куб и говорит: «Смотри, что я принесла! Это куб! Смотри, какой он красивый, синий, красный, желтый и т.д. В нем есть дырочки, чего-то не хватает. А еще есть фигурки, назови, какого они цвета». Ребенок сам называет цвета или воспитатель помогает назвать,( «Правильно, это…) а после предлагает ребенку найти место этим фигуркам  в кубе. После того, как ребенок выполнит задание, воспитатель эмоционально хвалит ребенка.

«Собери матрёшку»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах величины ( большой, средний, маленький, больше, меньше)

Оборудование: матрёшка трёхсоставная, матрёшка четырёхсоставная

Ход: воспитатель показывает ребёнку матрёшку, эмоционально её описывая. Затем предлагает ребёнку разобрать матрёшку, после задает вопросы, где самая маленькая, а где самая большая, найди среднюю. Затем воспитатель предлагает расставить матрёшку  в порядке возрастания ( от самой маленькой к самой большой) и в порядке убывания ( от самой большой к самой маленькой).

«Разложи кубики»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах величины ( большой, средний, маленький, больше, меньше)

Оборудование: три цветных кубика разного размера

Ход: воспитатель предлагает ребенку посмотреть, какие красивы и разные кубики лежат на столе, потрогать их и назвать цвета. Затем предлагает ребенку назвать, какой кубик большой, какой маленький, какой средний, и какого они цвета. Затем один кубик убирает и спрашивает, какой из них большой, а какой маленький. После кладет перед ребенком три кубика и просит расставить их от самого большого к самому маленькому и наоборот. В конце эмоционально хвалит ребенка

«У кого хвост длиннее?»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах величины (большой, средний, маленький, больше, меньше)

Оборудование: изготовленное пособие (два кота с разными хвостами из мягкого материала: короткий и длинный)

Ход: воспитатель предлагает детям посмотреть на котов, потрогать их, сказать какие они наощупь. После спрашивает, чем отличаются хвосты. И говорит: правильно, у большого кота длинный хвост, у маленького кота, короткий хвост.

«Построим башню»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах величины (большой, средний, маленький, больше, меньше)

Оборудование: цветные кубики

Ход: воспитатель показывает ребенку кубики, предлагает их потрогать, назвать цвета. Затем начинает строить две башни большую и маленькую и предлагает ребенку сделать также. «Смотри, в этой башенки три кубика, а в этой два кубика. Какая из низ большая? А какая маленькая?» Просит назвать и показать. Затем воспитатель просит повторить тоже самое ребенка уже со своими кубиками. Можно усложнить и построить три башенки.

 «Большой кот и маленький котик»

Цель: продолжать формировать представления об эталонах величины (большой, средний, маленький, больше, меньше)

Оборудование: изготовленное пособие (два домика, маленький и большой, две рыбы большая и маленькая, два мячика большой и маленький, две тарелки большая и маленькая, два бантика большой и маленький, два кота большой и маленький)

Ход: воспитатель (индивидуально или в подгруппе) показывает двух котов и задает вопросы, какие они, а какой кот больше, какой меньше. После предлагает надеть  котам бантики и просит помочь детей. (Какой бантик подойдет большому коту, а какой маленькому) Тоже самое с мячиками, тарелками и рыбками. Воспитатель после ответа детей, обязательно эмоционально повторяет их ответ, для закрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....

Трудности социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности развития навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).Ключевые сло...

«Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет плохо спать, есть, капризничать не только в детском саду, н...

Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра - это расстройство развития, которое характеризуется глубоким нарушением коммуникативных навыков. Плохие коммуникативные навыки являются серьезной проблемой, ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...