Сенсорное обогащение и интеграция для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Сенсорное обогащение и интеграция для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное обогащение и интеграция для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)
Цель занятия: Обеспечить сенсорное насыщение и стимуляцию всех каналов восприятия, развивать умение регулировать сенсорные реакции и формировать адаптивные поведенческие стратегии.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Ознакомить детей с разнообразными видами сенсорных материалов и игр.
- Развивать осознание собственного тела и ощущений, возникающих при взаимодействии с окружающей средой.
Развивающие:
- Стимулировать развитие тактильной чувствительности, проприоцептивной системы, вестибулярного аппарата и визуального восприятия.
- Улучшать координацию движений, баланс и общую моторику.
Коррекционные:
- Помогать детям справляться с гиперчувствительностью или недостаточной чувствительностью к различным видам сенсорных раздражителей.
- Учить детей самостоятельно выбирать подходящие способы саморегуляции и успокоения.
Воспитательные:
- Создавать условия для развития уверенности в собственных силах и повышения самооценки.
- Способствовать формированию положительного отношения к процессу познания и исследования окружающего мира.
Материалы и оборудование:
-Тактильные материалы: мешочки с крупами, бобами, песком, водой, мягким наполнителем, массажные мячики, щеточки, щетки, наждачная бумага разной зернистости.
- Вестибулярные стимулы: подвесные качели, батут, карусель, гимнастические маты, туннели, подушки.
- Аудиоматериалы: музыкальные записи различной интенсивности и ритма, звуки природы, метроном.
- Визуальные стимулы: лампы с цветными фильтрами, гирлянды, светящиеся палочки, зеркала, калейдоскопы.
- Осязательные игры: тесто для лепки, пластилин, глина, краски, пальчиковая краска, масса для моделирования.
- Обонятельные стимулы: ароматизированные масла, натуральные специи, травяные сборы, фрукты и овощи с ярким запахом.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Педагог встречает детей спокойно и уверенно, создаёт комфортную обстановку. Используются знакомые детям ритуалы начала занятия, такие как приветствие, песня или короткая разминка.
2. Основные этапы занятия:
Этап 1. «Чувства-помощники»
Педагог знакомит детей с органами чувств, используя наглядные пособия и простые объяснения.
— Ребята, давайте посмотрим друг на друга глазами. Вы видите лица, улыбки, глаза. А сейчас закройте глазки и послушайте музыку... Что вы слышите ушками?
Затем дети выполняют простые упражнения на узнавание предметов на ощупь, запах, звук.
Этап 2. «Сенсорная тропа»
Педагог предлагает детям пройти по специально оборудованной сенсорной дорожке, включающей разные поверхности и материалы (гравий, песок, гладкий пол, мягкий ковёр, деревянные бруски), сопровождая процесс комментариями и вопросами.
— Почувствуйте ногами, какая поверхность под вами. Мягкая или твёрдая? Холодная или тёплая?
Этап 3. «Весёлые качели и прыжки»
Дети осваивают вестибулярные ощущения, прыгая на батуте, раскачиваясь на качелях, катаясь на карусели. Педагог следит за безопасностью и эмоциональным состоянием детей, вовремя останавливая игру, если ребёнок перегружен.
Этап 4. «Творческая мастерская»
Дети работают с материалами, стимулирующими осязание и визуальное восприятие. Лепка из теста, рисование пальцами, работа с глиной и красками позволяют развить мелкую моторику, тактильную чувствительность и пространственное мышление.
— Попробуйте слепить из глины шарик. Чем он отличается от кубика? Какие ощущения вы испытываете, когда мнёте тесто?
Этап 5. «Магия ароматов»
Педагог предлагает детям понюхать различные вещества (фрукты, травы, эфирные масла), называя их названия и свойства. Например, лимон — кислый, апельсин — сладкий, лаванда — успокаивает.
3. Заключительная часть:
Педагог помогает детям переключиться после активной сенсорной нагрузки, предложив спокойные расслабляющие занятия: прослушивание тихой музыки, дыхательную гимнастику, лёгкие поглаживания или объятия.
Завершается занятие ритуальным прощанием, которое даёт детям ощущение завершённости и стабильности.
Итоги занятия:
Педагог оценивает уровень вовлеченности ребёнка в деятельность, его реакцию на сенсорные стимулы, степень концентрации внимания и способность к саморегуляции. Занятие способствует снижению тревожности, улучшению координации движений, развитию мелкой моторики и общей двигательной активности, а также повышает эмоциональную устойчивость и чувство собственной успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....

Трудности социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Аннотация: в статье рассмотрены основные особенности развития навыков социально-бытового ориентирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).Ключевые сло...

Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра - это расстройство развития, которое характеризуется глубоким нарушением коммуникативных навыков. Плохие коммуникативные навыки являются серьезной проблемой, ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...

Картотека игровых упражнений по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Картотека игровых упражнений...
Социализация детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Социализация детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)....
