Практикум для педагогов по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
материал

Носенко Ирина Валентиновна

Практикум для педагогов по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики

                                                                         Подготовили: учителя-логопеды

                                                             И.В.Носенко, О.В.Демина

Цель: совершенствование практических навыков педагогов в вопросе формирования знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.

Задачи:

-  формировать знания педагогов по применению артикуляционной гимнастики на практике;

-   дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;

- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности: умение объединять простые движения в сложные.

План практикума:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия.

Ход практикума.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы проводим практикум по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Практикум состоит из 3 частей: теоретической, практической и рефлексии. Теоретическую часть мы предлагаем вам провести в виде вопросов – ответов.

Вопрос: что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы.

- Что относится к органам речи? 

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык, губы,      зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость);

- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, боковые края, спинка, корень).

Вопрос: цель артикуляционной гимнастики?

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата через умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Вопрос: какими бывают артикуляционные упражнения? (статические, динамические)

Вопрос: какие упражнения называются статические (неподвижные); динамические (подвижные)? Приведите пример статических (динамических) упражнений.

На какие группы делятся артикуляционные упражнения?

1 группа – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.);

2 группа – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных);

3 группа – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Теперь мы поговорим об организации проведения артикуляционной гимнастики:

 - Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, карточки, знать, как правильно выполняется упражнение).

- Верно, педагог рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, знакомя его с новым упражнением. Необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить детям упражнение «Вкусное варенье»? – (сластена Карлсон, который любит варенье…).

- Педагог показывает выполнение упражнения, применяя методические указания.

- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

- Если не получается какое-то движение, помогать чистым пальцем ребенка. Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на не произвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становятся интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат, а это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче. Главное подходить к выполнению упражнений творчески. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно! Лучше его подбодрить.

Игровых приемов для проведения артикуляционной гимнастики великое множество. Любая история, предметы, картинка, сказка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируются все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии. В своей работе, мы предлагаем вам использовать пособия: «Нескучные артикуляционные упражнения»,  «Гимнастика со Смешариками», «Сказка о веселом язычке», «Сказочные истории из жизни язычка», «Денискина зарядка».

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики мы подготовили в виде памятки.

И так, приступаем ко второй части нашего практикума. Мы приготовили для вас рукавицы Деда Мороза. Выберите для себя рукавицу (Каждый педагог получает рукавицу,  на которой с обратной стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению).

- Назовите артикуляционное упражнение, изображенное на рукавице и покажите как оно выполняется.

Уважаемые педагоги, сегодня мы затронули важный актуальный вопрос – артикуляционная гимнастика в работе воспитателя, которая является основой правильного звукопроизношения. Призываем вас серьезно относиться к выполнению артикуляционной гимнастики и ежедневно включать ее в план своей работы! Наша встреча подошла к концу, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить, если вопросов нет, мы предлагаем вас подойти к мольберту и прикрепить на него веселый смайлик - если наш практикум был для вас полезным и вы взяли для себя что-то новое – прикрепите смайлик; грустный смайлик - если вы  считаете, что потратили время зря.  Благодарим за внимание!

C:\Users\Ирина\Desktop\МОЯ  АТТЕСТАЦИЯ+ФОТО\IMG_20171221_135249.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масстер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Артикуляционная гимнастика, её значение и требования к выполнению".

Данный масстер-класс был проведён для воспитателей и других педагогов ДОУ с целью ознакомления с различными гимнастиками, выявления значения их проведения,а также ознакомлениями с основными требования...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Практикум для молодых специалистов Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей «Методика выполнения дифференцированной артикуляционной гимнастики»

Дифференцированная артикуляционная гимнастика направлена на развитие определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также их целостный двигательный комплекс. Это гимнастика создае...

Советы родителям по выполнению детьми артикуляционной гимнастики!

Ключевые моменты и пояснения родителям при выполнении артикуляционной гимнастики ребёнка в домашних условиях! ...

Рекомендации по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики

Рекомендации по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики...

Консультация для родителей «НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМА»

Часто можно услышать от родителей, что дети дома не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Для того, чтобы упражнения не были утомительными и скучными, есть игровые приемы ...