Консультация логопеда"Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным"
консультация по логопедии на тему

КАБАТОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Предварительный просмотр:

Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-увеличить амплитуду движений;

-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.

Упражнения для губ:

- Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

- Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

- Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

- Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

- Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.

- Надуть обе щеки («толстушки»), затем  втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение описание. Например:

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Я слегка прикрою рот,

 Губы - «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.

Упражнения для развития движений мышц щек:

- Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Упражнения для развития движений языка:

- Упражнение «Змейка» - показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.

- Упражнение «Дразнилки» - показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.

- Упражнение« Часики» - переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

- Упражнение «Орешек» - кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.

- Упражнение «Вкусное варенье» - медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.

- Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.

- Упражнение «Ловкий язычок» - рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:

- Упражнение «Карусель» - рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.

- Упражнение «Лошадки» - открыть рот, пощелкать (поцокать) языком.

- Упражнение «Грибок» - открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.

При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

Артикуляционные упражнения:

« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла.  Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык.

                                                                                                   Консультацию подготовила:

Учитель-логопед

Кабатова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...

Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....

Показ выполнения артикуляционной гимнастики детьми, зачисленными на занятие с логопедом.

Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики ("Сказка о весёлом язычке") и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений....

Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); -улучшить подвижность артикуляционных органов (гу...

Артикуляционная гимнастика перед пением на музыкальных занятиях в детском саду

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонематического слуха....

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом каждый день....

Консультация для родителей «НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМА»

Часто можно услышать от родителей, что дети дома не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Для того, чтобы упражнения не были утомительными и скучными, есть игровые приемы ...