Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов.
картотека по коррекционной педагогике

Ткачева  Алина  Александровна

Картотека  игр и игровых упражнений по развитию психических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  игр и игровых упражнений по развитию психических процессов.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязки.

Описание игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него: тот же старается уйти от водящего и при этом звонит в колокольчик.

«Жмурки с голосом»

Цель: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: повязки.

Описание игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей.  Дети тихонько переходят или перебегают с одного места на другое. Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

«Угадай, кто это»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условным образом: «кукареку» или «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг, тот кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается еще раз водить.

«Узнай по звуку»

Цель: развитие фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, бумага, дудка и тд.).

Описание игры: играющие сидят спиной к ведущему. Он производит и звуки разными предметами. Тот кто догадывается чем ведущий производит шум поднимает руку и не оборачиваясь говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, мять бумагу и тд. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

«По грибы»

Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько обьектов одного цвета, закреплять результат обобщающим словом.

Оборудование: грибы из счетного материала, корзиночки для сбора грибов.

Описание игры: дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать такие же грибы, как лежат в корзинках. Дети собирают грибы а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове все желтые, все красные.

«Сделай целое»

Цель: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование: разрезные картинки 2-6 частей, предметы и игрушки соответствующие изображениям на картинке.

Описание игры: перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого ребенку предмета. Ребенку предлагают сложить картинку так чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один изображен на разрезной картинке, другой посторонний, например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает провести сравнение, используя обводящие движения. При повторном проведении игры ребенку предлагают собрать более сложные картинки.

«Угадай, о чем я рассказала»

Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование: игрушки различные по цвету, форме и назначению.

Описание игры: дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе 4 знакомых детям игрушки и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говориться. Если после описания предмета, дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве предмета. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли при этом. Предметы, про которые составляются загадки должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и понимать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающее создавать единый образ со словом.

«Забор вокруг дома»

Цель: учить использовать имитирующие орудия труда; продолжать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, развивать согласованность действий рук.

Оборудование: пластмассовые домик, кубики, инструменты (гвоздики, молоток, отвертка).

Описание игры: на столе стоит пластмассовый домик. Рядом находится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка, гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.

«Достань игрушку»

Цель: учить решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель, анализировать окружающую обстановку.

Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.

Описание игры: педагог предлагает ребенку достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так что стоя на полу ребенок не может его достать. Для этого ему надо использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели : можешь рукой достать игрушку ?, что нужно сделать, чтоб достать ее ?. педагог помогает ребенку осознавать промежуточную цель- освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Взрослый следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным материалом. После выполнения задания педагог обобщает действия ребенка говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.

«Что случилось ?»

Цель: учить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование: картинка, на которой изображена игрушечная машинка без одного колеса – оно откатилось в строну, в машине сидит мишка, около машины стоит мальчик, у не растерянный вид.

Описание игры: педагог говорит: мальчик хотел покатать мишку, но что-то случилось, мишка чуть не упал. Расскажи, что случилось у мальчика. Если ребенок не может объяснить надо создать реальную ситуацию и попросить ребенка покатать мишку. Затем обратить внимание на то почему машина не едет. Когда ребенок найдет причину, педагог вновь предлагает объяснить, что же случилось с машиной у мальчика и сказать, как устранить причину, чтобы машина поехала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

МБДОУ «Лямбирский детский  сад № 3 комбинированного вида»        Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) будет эффективным только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошко...