Артикуляционная гимнастика.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галина Мигалевна Плеска

Артикуляционная гимнастика

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил красиво, чётко, правильно. А поможет в этом специальная гимнастика, которая называется артикуляционная гимнастика. Она состоит из системы специально подобранных упражнений.  Артикуляция- произнесение звуков речи. Язык- главная мышца органов речи. Он должен быть хорошо развит, чтобы выполнять сложные, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чёткость произношения зависит  так же  и от движений губ, от состояния лицевых мышц, дыхания.

Приступая к выполнению упражнений, нужно уточнить вместе с ребёнком, где находятся и как называются органы артикуляции. Важно, чтобы ребёнок умел ориентироваться на своём теле. Игра «Покажи». Где у тебя верхняя губа, нижняя губа; верхние зубы- нижние зубы, правая-левая щека, верхняя-нижняя челюсть, подбородок. Где у языка кончик, боковые края, спинка, задняя часть. Игру нужно выполнять перед зеркалом. Для закрепления знаний поиграйте в игру «Назови». Взрослый пальцем показывает на какой-либо орган речи у себя, ребёнок называет его и показывает на себе.

Для детей выполнение упражнений для языка- это труд, работа. Чтобы они не отвлекались и не уставали, надо правильно организовать проведение процесса артикуляционной гимнастики.

  • Вы должны сами уметь выполнять упражнения, предварительно изучить материал
  • Начинать выполнение упражнений нужно перед зеркалом, сидя на одной линии с ребёнком. Причём, в зеркале ребёнок должен видеть и своё лицо и ваше.
  • Дозировать нагрузку в зависимости от возраста ребёнка. За одно занятие выполнять не более 4-5 новых упражнений, не стремиться выполнить все упражнения из книги сразу!
  •  Занятия желательно проводить ежедневно в течение 5-15 минут, в зависимости от возраста и заинтересованности ребёнка
  • Каждое упражнение нужно повторять 5-10 раз
  • Упражнения выполняйте медленно. Чётко. Ритмично. Под счёт.
  • В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение, в состояние покоя.
  • Шея и плечи ребёнка при выполнении упражнений должны быть расслаблены.
  • Гимнастику нужно обязательно проводить в игровой форме, чтобы удержать интерес ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...