Опыт работы "Дидактические игры с цветными крышками"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Обобщенный опыт использования пластиковых крышек в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich_igry_s_kryshkami.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с цветными пластиковыми крышками

в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы

Крышки от пластиковых бутылок, пачек сока, йогуртов, кетчупов, лекарств - предмет простейший, но обладающий таинственным притяжением.  Их всегда жалко выбрасывать. Так и копятся во многих семьях их коллекции. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но подсознательно убеждены, для чего-то они пригодятся. А это хороший материал для детского и семейного творчества.

В своей работе с детьми мы используем этот необычный материал.

Крышки разных цветов и разного размера можно использовать в играх с детьми с самого раннего возраста. С их помощью развивать восприятие формы, величины, положения предметов в пространстве. Дети играют и в то же время учатся различать и называть цвета. И, конечно, развивают мелкие мышцы рук, зрительно-двигательную координацию.

Я хочу поделиться с Вами опытом, как я использую пластиковые крышки в обучающем процессе ДОУ, и как можно использовать крышки в играх с детьми дома.

Чтобы было более понятно, мы ознакомимся с играми практически, поиграем с вами.

НАЗВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ / ЦЕЛЬ

1.

«ДОМИНО»

- Закрепление знаний о цветовой гамме и оттенках цветов.

- Развитие восприятия, внимания, мышления, конструктивных умений, смекалки.

- Закрепление знаний геометрических фигур.

Подбираются крышки большого диаметра. Верх каждой крышки закрашивается или заклеивается самоклеящейся бумагой по секторам. На два сектора крышки наклеиваются разные геометрические фигуры, составляются цепочки, соблюдая принцип «домино».

2.

«ЛОТО»

- Закрепление представлений  о четырех основных цветах.

- Учить детей выделять цвет.  

- Развивать мелкую моторику пальцев.

Предметные карточки, которые можно использовать в работе: машина, бабочка, ёлка, цветок,  гусеница и т.д.

Дети выставляют крышки на специально   нарисованные кружочки.

Выполняя задания, дети играют и в то же время учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по  определенному признаку (цвету).

3.

«ГУСЕНИЦА»

Материалы: крышки, веревка с узелком на одном конце.

Группировка предметов по цвету, нанизывание крышек на шнурок.

Подбираются крышки одного цвета и образуют «туловище» гусеницы.

4.

«БУСЫ

ДЛЯ КУКОЛ»

Выбрать «бусинки» двух цветов.

- Учатся различать и называть цвета (Какого цвета бусинки?)

- Развитие внимания, сенсорного восприятия (цвет).

5.

«КАРТОЧКИ

С РИСУНКОМ»

Материал: карточки с картинками (цветок, гусеница и т.д.)

Выставляют крышки на специально нарисованные кружочки.

Предложить самим придумать  узор по словесной инструкции взрослого, используя крышки.

6.

«ЦВЕТНЫЕ ВАГОНЧИКИ»

Подбирают колеса по цвету вагона, учатся различать по цвету.

7.

«ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН»

- Развитие мелкой моторики рук.

- Формирование умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов ("много"- "один"). Считать предметы, сравнивать (сколько? больше – меньше, на сколько больше (меньше)?)

- Развитие умения соотносить, различать и называть основные цвета.

Детям показываются крышки различных цветов; круг определённого цвета и предлагается назвать такой же предмет по цвету на тренажёре и прикрутить крышку соответствующего цвета.

Дети на тренажёре находят «шарики», определяют их форму, цвет; обводят пальчиками отверстия на тренажёре.

Затем прикручивают крышки, проговаривая цвет каждого шарика и количество предметов.

8.

«ПРИДУМАЙ УЗОР»

Конструирование узора из крышек.

- Развивать творческое воображение детей.

- Учить создавать изображение предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов (разноцветных крышек).

Материал: цветные крышки в достаточном количестве.

Предложить ребенку самому придумать красивый узор из цветных крышек.

9.

«УКРАСИМ САЛФЕТОЧКУ»

- Составлять узор из цветных крышек на пустой «салфеточке», ориентируясь на «образец».

Материал: «салфеточки»-образцы, «салфеточки» с пустыми клетками, разноцветные крышки.

«Салфеточка» представляет собой квадрат, разделенный на 9 клеток.

10.

«ВОЛШЕБНАЯ БАБОЧКА»

- Сенсорное развитие, развитие речи, мышления, логики, внимания памяти, восприятия, мелкой моторики, Усидчивости, самостоятельности,  расширяется кругозор детей.

Представления о форме, величине, цвете – как постоянных признаках предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

  •   Учатся сопоставлять, сравнивать множество (по 3, столько же, поровну).

11.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ»

- Представления о цвете, геометрических фигурах.

Сначала ребенок выкладывает по шаблону, а затем (сложнее) выкладывает геометрическую фигуру по памяти.

12.

«ЧЕГО

НЕ ХВАТАЕТ?»

- Представления о логической цепочке, последовательности.

Ребенок должен увидеть, догадаться, куда положить крышку какого цвета.

14.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

- Развитие сенсорного восприятия, внимания.

- Совершенствовать навыки порядкового счета.

- Развивать зрительное восприятие и внимание.

- Активизация словаря: ступеньки, крышка, закрутить, открутить, синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый.

  • Порядковый счет (первая, вторая…)
  • Пространственная ориентировка (внизу-вверху)
  • Счет (каких больше – меньше, на сколько?) – проговаривать, развивается речь.

15.

«ТАКТИЛЬНЫЕ КРЫШЕЧКИ»

- Развивать тактильное восприятие, активизировать словарь, развивать память, внимание, мелкую моторику.

 На крышки большого диаметра (из-под бутылированной воды) наклеиваются разнофактурные ткани, мех, кожа,  бисер, наждачная бумага и т.д.

Варианты игр:

  • Положить крышки в «волшебный мешочек» и попросить ребенка определить фактуру по тактильным ощущениям.
  • «Угадай, кто я»: мех – лиса, наждачная бумага – ежик, гладкая кожа – лягушка и т.д.

16.

«МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ»

(части суток, недели, месяца).

  • Модель суток

Материал: крышечки голубого, желтого, серого и черного цветов.

Для закрепления последовательности частей суток дети совместно с воспитателем соотносят цветные крышки с частями суток (утро-голубая, день-желтая, коричневая-вечер, черная-ночь) и называют их в определенной последовательности. В этой же последовательности нанизывают крышки на цветной шнурок. Между сутками помещают прокладку из картона.

  • Модель недели

Материал: крышечки голубого, желтого, серого,черного, красного, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового цветов цветов, прокладки из плотного картона, цветные шнурочки

Цветовое обозначение дней недели:

1) красный - понедельник

2) оранжевый - вторник

3) желтый - среда

4) зеленый - четверг

5) голубой - пятница

6) синий - суббота

7) фиолетовый - воскресенье

Дети выбирают и выкладывают последовательность дней недели. Между крышками-«неделя» помещают прокладку из картона.

  • Модель месяца

С помощью цветных крышек дети выстраивают «недельные» цепочки, используя цветовые обозначения дней недели или частей суток; самостоятельно выбирают и выкладывают последовательность: утро-день-день-ночь; день-вечер-ночь-утро и т.д. Между крышками-«сутками» (или неделями) нанизывается разделяющая прокладка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические игры с цветными крышками.Наверное, у каждого  воспитателей своего рода профессиональное заболевание: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение.Как же можно п...

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические и логические игры с цветными крышками. (КАРТОТЕКА ИГР)...

Игры с цветными крышками.

Учить детей определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, развивать мелкую моторику рук и готовить руку к письму....

Игры с цветными крышками для развития мелкой моторики.

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут возможность запомнить величины (большой, средней, маленький, способствуют развитию мелкой моторики рук,научат решать лог...

Дидактическая игра "Цветные крышки" для детей 2-4 лет

Дидактическая игра «Цветные крышки»     Цель: знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными свойствами предмета: величина (большой-маленький), форма (круг), цве...

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические игры с крышками – это игры, которые научат детей в игровой форме, ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать разв...

Дидактические и логические игры с цветными крышками

Дидактические игры с крышками – это игры, которые научат детей в игровой форме, ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать разв...