Воспитание умения внимательно слушать.
материал по коррекционной педагогике

Антипова Татьяна Ивановна

 Воспитание умения внимательно слушать.

(по В.Рождественской и Е.Радиной)

   Развитие правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто мешает пониженный слух. Необходимо проверять состояние слуха у каждого ребенка. Для проверки слуха можно провести игры: "В поручения", "Кто лучше слышит" и т.п.

   Взрослый становится от детей на расстоянии 5-6 м и шепотом произносит несложные поручения, например: "Катя, положи мячик на полку!", "Рома, открой дверь!" и т.п. Можно предложить детям закрыть глаза или отвернуться. Подобные игры требуют от детей большой сосредоточенности, поэтому они должны длиться не более 3-5 минут.

   Такие игры имеют значение не только для проверки слуха детей, но и для воспитания умения слушать. Развитие слухового восприятия способствует воспитанию чистой речи. Искажения звуков и слов (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, употребление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым восприятием.

   Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные занятия и игры.

   Большое значение имеет слушание музыки, а для старших детей слушание детских радиопередач. Полезны такие игры, как "Узнай по голосу, кто позвал", "Эхо", поиски спрятанного предмета под тихую и громкую музыку. Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, "о чем говорит комната, улица". Дети услышат тиканье часов, доносящиеся с улицы гудки автомобиля, голоса людей, звонок трамвая, чирикание воробьев и т.п. Еще большее богатство звуков  в лесу, поле, в саду: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора работающего трактора или стук топора и много, много других.

   В процессе игры можно предложить некоторым детям изобразить звуками то, что они слышали, остальные должны угадывать. Дети поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки, например жужжание мухи, пчелы и шмеля. Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_umeniya_vnimatelno_slushat.docx12.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание умения внимательно слушать.

(по В.Рождественской и Е.Радиной)

   Развитие правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто мешает пониженный слух. Необходимо проверять состояние слуха у каждого ребенка. Для проверки слуха можно провести игры: "В поручения", "Кто лучше слышит" и т.п.

   Взрослый становится от детей на расстоянии 5-6 м и шепотом произносит несложные поручения, например: "Катя, положи мячик на полку!", "Рома, открой дверь!" и т.п. Можно предложить детям закрыть глаза или отвернуться. Подобные игры требуют от детей большой сосредоточенности, поэтому они должны длиться не более 3-5 минут.

   Такие игры имеют значение не только для проверки слуха детей, но и для воспитания умения слушать. Развитие слухового восприятия способствует воспитанию чистой речи. Искажения звуков и слов (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, употребление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым восприятием.

   Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные занятия и игры.

   Большое значение имеет слушание музыки, а для старших детей слушание детских радиопередач. Полезны такие игры, как "Узнай по голосу, кто позвал", "Эхо", поиски спрятанного предмета под тихую и громкую музыку. Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, "о чем говорит комната, улица". Дети услышат тиканье часов, доносящиеся с улицы гудки автомобиля, голоса людей, звонок трамвая, чирикание воробьев и т.п. Еще большее богатство звуков  в лесу, поле, в саду: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора работающего трактора или стук топора и много, много других.

   В процессе игры можно предложить некоторым детям изобразить звуками то, что они слышали, остальные должны угадывать. Дети поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки, например жужжание мухи, пчелы и шмеля. Подобные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность кружка в том, что дети познают народные традиции, учатся внимательно слушать песенки, потешки, запоминают небольшие и простые по содержанию считалки. Совершенствуется грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь.

Организация работы кружка:Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 20 мин. (средний до...

Советы родителям "Научите своего ребёнка внимательно слушать"

Советы родителям«Научите своего ребёнка внимательно слушать!»    ...

Учимся внимательно слушать задание

Статья подготовлена по материалам книги Елены Молчановой "300 игр для развития слухового внимания ребенка".Ребенку-дошкольнику важно научиться слушать и понимать задания с первого раза. Очен...

Консультация для родителей: «Учимся внимательно слушать задания»

Предложенные игры помогут быть внимательным в разных ситуациях, научат воспринимать речь собеседника без лишних пояснений и повторений, отлично разовьют слуховую память....

Консультация для родителей " Как научить ребенка внимательно слушать."

Развитию правильной и чистой   речи у дошкольников часто мешает пониженный слух. родителям необходимо знать о состоянии слуха у своего ребенка. Для проверки слуха можно провести игры «...

Шесть советов, чтобы дети внимательно слушали родителей

Шесть советов, чтобы дети внимательно слушали родителей...