Психолого-педагогическая характеристика детей с разными степенями умственной отсталости. МКБ-10
консультация по коррекционной педагогике

Гилева Ольга Петровна
  • F 70 - легкая (IQ 40-69)
  • F 71 - умеренная (IQ 35-49)
  • F 72 - тяжелая (IQ 20-34)
  • F 73 - глубокая (IQ < 20)
  • F 78 - другие виды умственной отсталости, используется, когда, оценка степени умственной отсталости затруднена сопутствующими нарушениями, например слепотой, глухотой, тяжелыми нарушениями поведения.
  • F 79- неуточненная умственная отсталость, используется в том случае, если имеющейся информации недостаточно для отнесения пациента к какой-то определенной группе

МКБ-10

К указанным обозначениям могут добавляться цифры:

.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;

.01 – инфекция, интоксикация;

.02 – травма;

.03 – фенилкетонурия;

.04 – хромосомные нарушения;

.07 – недоношенность;

.09 – неуточненные причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_o.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика детей с разными степенями умственной отсталости.

МКБ-10

  • F 70 - легкая (IQ 40-69)
  • F 71 - умеренная (IQ 35-49)
  • F 72 - тяжелая (IQ 20-34)
  • F 73 - глубокая (IQ < 20)
  • F 78 - другие виды умственной отсталости, используется, когда, оценка степени умственной отсталости затруднена сопутствующими нарушениями, например слепотой, глухотой, тяжелыми нарушениями поведения.
  • F 79- неуточненная умственная отсталость, используется в том случае, если имеющейся информации недостаточно для отнесения пациента к какой-то определенной группе

МКБ-10

К указанным обозначениям могут добавляться цифры:

.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;

.01 – инфекция, интоксикация;

.02 – травма;

.03 – фенилкетонурия;

.04 – хромосомные нарушения;

.07 – недоношенность;

.09 – неуточненные причины.

Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте

Теория развития

Гипотеза сходной последовательности доказывает, что все дети, с умственной отсталостью или без нее, проходят стадии когнитивного развития в одинаковом порядке; различаются лишь их темп и верхний предел развития.

Теория различий

Гипотеза сходной структуры предполагает, что дети, страдающие умственной отсталостью, демонстрируют то же поведение и лежащие в его основе процессы,

что и нормально развивающиеся дети, находящиеся на их уровне когнитивного функционирования.

МЫШЛЕНИЕ.

  • Ограничена способность к абстрактному мышлению
  • Относительная сохранность наглядно-образного мышления
  • Отсутствие элементарных процессов мышления
  • Отсутствует обобщение
  • Непонимание скрытого смысла
  • Механическое заучивание
  • Хаотично
  • Бессистемно
  • Отсутствие смысловых связей

ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ.

  • Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания,

произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.

  • Внимание и память не развиты.
  • Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.
  • Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.

РЕЧЬ.

  • Запаздывание развития речи и речевых компонентов
  • Речь заменяется нечленораздельными звуками.
  • Запаздывание речи на 3-5 лет,косноязычие,бе дный словарный запас.
  • Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.

ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ.

  • Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.
  • Психика на низких ступенях развития.
  • Отстает развитие зрительного,слухового, тактильного атализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно, не отличпют съедобное от несъедобного.
  • Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.
  • Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
  • В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления.
  • Интерес направлен на текущую деятельность
  • Эмоции отстают в развитии.
  • Нестабильность чувств (у дебилов отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый).
  • Самооценка подвержена контрастным изменениям.
  • Уровень притязаний понижен.
  • Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств.

Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Дифференциальная психолого-педагогическая диагностика умеренной и тяжёлой умственной отсталости у детей

(И. М. Бгажнокова)

Дети с умеренной умственной отсталостью. Могут поддерживать ситуативный контакт со взрослыми, но контакт непродолжительный. Для поддержания контакта требуется положительная стимуляция, мимическое и жестовое подкрепление: улыбка, знаки одобрения, поглаживание. В ряде случаев дети идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию.

Дети с тяжелой умственной отсталостью. Самостоятельно контакт не инициирует. Установление контакта по инициативе взрослого крайне затруднен из-за не понимания обращенной речи. Требуется многократное мимическое и жестовое подкрепление. Для детей характерно пассивное подчинение, могут проявлять негативизм.

Дифференциальная диагностика детей с умственной отсталостью по уровню обученности (И. М. Бгажнокова)

Первая подгруппа «Милосердие»: дети с тяжёлыми множественными нарушениями.

Основные направления работы:

  • Комплексное сопровождение и обеспечение всех видов жизнедеятельности (уход, кормление, прогулки и т.д.)
  • Активизация и закрепление сенсорных реакций с использованием зрительно-слуховых ощущений, телесного контакта, речи, музыки; организация направленного общения с воспитанниками при проведении режимных моментов и специальных занятий в группе.
  • С учетом индивидуальных показателей и рекомендаций врача – включение детей-инвалидов в общегрупповые мероприятия: коллективные виды занятий, праздники и пр.

Вторая подгруппа.

Основные направления коррекционного воспитания.

  • Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, коррекционно-развивающих мероприятиях.
  • Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», формирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность, помощь другому и пр.
  • Развитие познавательных действий и интереса к окружающему миру во время коррекционных занятий, прогулок, поездок, праздников и др. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий, конструктивного праксиса, др. развивающих видов коррекционных мероприятий (по плану).
  • Закрепление и расширение коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений, в том числе – с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения.
  • Систематическое использование приемов поощрения любых проявлений самостоятельности, создание положительной мотивации к взаимодействию с окружающими людьми.

Третья подгруппа детей, проявляющих устойчивые интеллектуальные предпосылки. Наряду с указанными выше направлениями коррекционного воспитания:

  • Организация системы доступного обучения с элементами учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, индивидуальный труд с возможным переводом на допрофессиональный (профильный, прикладной).

Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности

Группы учащихся с умственной отсталостью, по-разному относящихся к учению

  • Дети с положительным устойчиво-продуктивным отношением
  • Дети с неустойчиво-продуктивным отношением
  • Дети с индифферентным отношением
  • Дети с малопродуктивным отношением
  • Мотивация

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается. Дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.

Особенности развития познавательной сферы.

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Многие ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению.

Особенности поведения детей с умственной отсталостью.

  • Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен.
  • Заторможенные умственно отсталые как бы, не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания.

Дети с сохранным поведением.

Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки, ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.Стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дети безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности трудового воспитания детей с выраженной степенью умственной отсталости

Вопросы трудового воспитания детей с умственной отсталостью всегда стоят на первом месте. Овладение навыками трудовой деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным ...

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Программа коррекционных занятий для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по Катаевой А.А., Стребелевой Е.А....

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю...

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю. Цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9, изменены имена воспитанников....

Особенности развития силовых способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются вопросы особенностей развития двигательного анализатора у умственно отсталых школьников....

Средства и методы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе

В разработке представлены приемы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе...