Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

«Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной деятельности                                                детей с синдромом Дауна»

            Консультация для педагогов

                                                  Подготовила:

                                                    учитель-дефектолог          

                                              Шарапова Анна  Сергеевна

                                      Рубцовск

                                                  2018

Научить ребенка всему, что ему потребуется в жизни, - естественное стремление родителей. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться, найти  дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны суметь сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.

Задачей развития познавательной деятельности или когнитивного развития является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели.

Ребенка можно обучать в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.

В занятиях за столом отрабатываются отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности перед ребенком ставится цель и подсказываются необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, с постепенным уменьшением участия взрослого, по мере того, как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самостоятельно поставить цель, спланировать цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном темпе для ребенка. Например, игра в поликлинику, во время которой  происходило (или должно произойти) с ребенком  во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.

 Случается так, что навык отработанный на занятии оказывается и востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно использует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может включить в свои игры более сложные навыки и построить развернутый сюжет. Например, медведь собрался в гости к бабушке. Сел в машину и поехал. По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом машина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трамвай, купить билет и т.д.

Сюжетной игре не случайно уделяется такое внимание: дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время, как именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.

При правильно построенном обучении, навыки, сформированные на занятии, в быту, в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях.

Понятие или навык действительно усвоены ребенком только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

  • В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
  1. Медленное формирование понятий и становление навыков:    
  • Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • Необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • Низкий уровень обобщения материала;
  • Утрата тех навыков, которые оказываются достаточно востребованными.
  1. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
  • Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т.е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
  • Трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;
  • Нарушения целеполагания и планирования действий.
  1. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
  2. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
  3. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает тесно связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  4. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем и

В основе программы когнитивного развития заложены: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения, и скорость обучения.

Как заниматься с ребенком

Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность, т.к. мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития его мышления. По этой причине надо стараться, чтобы деятельность ребенка была насыщенной и разнообразной. Каждый человек только часть знаний получает в процессе специальных занятий. Все, что происходит вокруг становится источником информации, обобщается и используется им. Ребенок, конечно, не является исключением, для него основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом – специально организованные дидактические занятия.

Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять ваши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослым. Например, вы даете ребенку чашку и просите поставить ее на стол, одновременно показывая, как вы ставите свою чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Как правило, дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2.5 – 3 лет.

В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, т.к. мышление в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть тот материал, с которым он «работает», чтобы ему было легче соотнести с словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий необходимо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми привлекательными. Для отработки одних и тех же навыков надо стараться использовать разные материалы. Использование картинок возможно только тогда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Всей семьей можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сядьте за столик напротив ребенка таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия.

Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдерживайте паузу, давая ребенку возможность подумать и ответить. Не торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, помогите ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например, показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае, постарайтесь, чтобы задание было закончено.

В каждое занятие за столом можно включать разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание может занимать 2 – 3 минуты, а все занятие – 10 – 15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность задания может быть увеличена до 5 – 7 минут, а продолжительность занятия – до 30 – 40 минут.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка

Прежде всего – занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Задание, по возможности, должно быть построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку, как средство достижения собственной цели. Его цель и ваша могут часто не совпадать. Например, вы предлагаете ребенку кидать монетки в копилку для развития мелкой моторики. Ребенок же делает это потому, что ему очень нравится звук, который раздается, когда монетка ударяется одно копилки. Не всегда удается сделать задание интересным для ребенка (особенно на первых этапах), и тогда он выполняет его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание! Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал!» и помочь ему выполнить задание до конца. Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза сидя за столом, предъявление пособия, особая «менторская» интонация голоса взрослого и т.д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть с вами интересно, и он действительно может сделать то, что вы просите, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Как обучать ребенка в игре

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже надо научить. Организовывая игру, вы можете принять на себя роль «продвинутого ребенка». Играя сами, вы показываете ребенку, что он может делать с игрушками. Возможно, первое время выбудете разыгрывать спектакль, а ребенок будет зрителем. Затем, подражая вам, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, вы можете подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Ваши высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!». И не следует говорить так: «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! Ну вот, я так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!». Если первый комментарий позитивно описывал действия малыша и ставил перед ним задачу, то второй содержит в себе напоминание о том, чего делать нельзя, и своей декларативной формой переводит игру в скучное обучение. В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, подумайте, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, вы учите ребенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены, предложите ему провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад возможности снова сломать их. После занятия-презентации, когда вы продемонстрировали ребенку модель поведения, оставьте игрушки в поле его досягаемости и дайте возможность самому попробовать играть ими.

Как обучать ребенка в быту

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья (руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.

Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражая вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами. Если у него что-то не получается, покажите ему правильные движения, действуя его руками. Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ним то, что вы делаете. Особенно выделяйте и интонационно подчеркивайте эмоциональные моменты: «Ой, лужа!» или «Ой, мокро (горячо, тяжело и т.д.)». Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за все, что он сделал, а также за попытки помочь вам. Комментируя и свои и его действия вы можете повторять и размер, и цвет и другие признаки предметов. Вы можете заниматься обучением счету, накрывая на стол, подбором пар, раскладывая носки после стирки. Маленькие дети с удовольствием помогают родителям по хозяйству, позже их труднее к этому приучить.

Почему нарушение чувствительности влияет на готовность ребенка заниматься

У многих детей с синдромом Дауна снижена болевая и тактильная чувствительность,  часто нарушения зрения и слуха, поэтому у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», т.е. им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны. Если у ребенка выраженный сенсорный дефицит, то он будет всячески стремиться получить разнообразные ощущения для того, чтобы его компенсировать: упорно стучать игрушками, раскачиваться и т.д. Дидактическое занятие, сидение за столом, использование карточек или картинок такого ребенка не привлекают, и он будет от этого уклоняться. Если родители, рассердившись, нашлепают ребенка, может быть, он будет доволен, поскольку ему, наконец, удалось получить достаточно сильные ощущения, которые он действительно почувствовал.

Для предупреждения сенсорного дефицита вы можете крепко обнимать ребенка, «возиться» и бороться с ним или, раздев, заворачивать в грубую махровую простыню, шерстяное одеяло, или засыпать его подушками, чтобы он сам из-под них выбирался. В подобные игры чаще играют с мальчиками, но они также полезны и девочкам. Во время таких игр важно, чтобы всем было весело, взрослые вели себя эмоционально, помогая ребенку сравнивать и оценивать новые ощущения.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Можно перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Летом при хорошей погоде у ребенка должна быть возможность поползать и полежать на песке, на траве, построить замки из песка, глины, камешек и веточек. Если ребенок отказывается от таких игр, взрослому стоит показать ему пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....