Телесно-ориентированные игры и упражнения для агрессивных детей
статья по коррекционной педагогике

Алчинова Екатерина Леонидовна

Эти игры напрвлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telesno-orientirovannye_igry_dlya_agressivnyh_detey.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Телесно-ориентированные игры и упражнения для агрессивных детей

Эти игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Цветок

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. С детьми трех-четырех лет взрослый говорит о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.

Тряпичная кукла и солдат

Возраст. От четырёх лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем — застыть в этой позе и не двигаться... (ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы — подвижными...

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь — тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную...

Снова — солдата... (10 секунд)

Затем — тряпичную куклу...

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды. Затем надо стряхнуть капельки воды со спины... с волос... с верхней части ног и ступней...

Торт (к. Фопель, 1998)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Дети рассказывают, как надо печь торт, какие продукты надо использовать и в какой последовательности.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Рекомендации. Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

Солнечный зайчик (Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Поговорить с детьми о ласковом солнышке, о непоседливом и веселом солнечном зайчике, при возможности — поиграть с настоящим солнечным зайчиком.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Волшебный сон (Л. И. Петрова, 2008)

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Инвентарь. Кассета со спокойной музыкой.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый беседует с детьми о состояниях усталости, активности, фиксирует внимание на ощущениях в мышцах, в теле в этих состояниях, объясняет, почему человеку необходим отдых.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши руки

Целый день не знали скуки...

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали...

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон... {Дети слушают музыку.) Ручки, ножки тяжелеют...

Расслабляются... Теплеют... (Ведущий помогает улечься.)

Реснички опускаются...

И глазки закрываются...

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите...

(Дети в расслабленных позах молча слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает: Вот и стих хрустальный звон, И закончился ваш сон... А сейчас ко мне идите И про сон свой расскажите.

(Дети рассказывают о вЧом, что представляли под музыку.)

Рекомендации. На первых порах эту игру желательно проводить в небольших группах по два-три человека, чтобы у взрослого была возможность уделить внимание, помочь расслабиться каждому из них. Кроме того, в малых группах все дети могут высказаться после игры.

Дыши и думай красиво (Н. Л. Кряжева, 1997)

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Инвентарь. Не требуется.        \

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Взрослый говорит: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать.

Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи:

 „Я — лев", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — камень", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — цветок", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я спокоен", выдохни. Ты действительно успокоишься».

Рекомендации. Участие взрослого необходимо на первых этапах работы.

Маленькие черепахи (К. Фопель, 2005)

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т. д.).

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока. опасность не минует.

Содержание. Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Поднимите плечи, прижмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным? » Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, поглаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...

Телесно-ориентированный подход как современная технология коррекции речи детей дошкольного возраста

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкол...

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....

Игры для гиперактивных и агрессивных детей

Самые простые и доступные игры для снятия агрессии и стабилизации поведения...

Игры направленные на снижение агрессивности детей

Игры, направленные на снижение агрессивности детей....

Телесно-ориентированные игры и упражнения для гиперактивных детей

Игры и упражнения для коррекционной работы с гиперактивными детьми...

Игры, направленные на коррекцию агрессивности детей младшего дошкольного возраста

В статье представлены игры, в которые родители могут поиграть со своими детьми дома для снятия напряжения, снижения агрессии....