Мастер-класс «Телесно-ориентированный подход, как метод профилактики агрессии у детей дошкольного возраста"
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Мастер-класс «Телесно-ориентированный подход, как метод профилактики агрессии у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.12 КБ
Файл kovalevskaya_n.n.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Ковалевская Н.Н.

                                                                                                               педагог-психолог высшей      

                                                                                                               квалификационной категории

                                                                                                               МБДОУ  «Детский сад «Радуга»

Мастер-класс «Телесно-ориентированный подход, как метод профилактики агрессии у детей дошкольного возраста"

Слайд 2

 Что же такое агрессия и агрессивность?

 Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред.

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным.

Слайд 3

Психологический портрет агрессивного ребёнка

  • Чувствует себя ненужным. Ребёнок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, но не всегда знает, как это сделать.   
  • Подозрительность и настороженность. Агрессивные дети склонны перекладывать вину за ссору или драку на других.   
  • Не может оценить свою агрессивность. Такие дети не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.  
  • Ограниченный эмоциональный мир. В палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено.  
  • Неумение адекватно оценивать своё поведение. Агрессивные дети не могут посмотреть на себя со стороны и оценить своё поведение.   
  • Высокий уровень мышечного напряжения. Особенно оно отмечается в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота.  

 Причин, из-за которых ребенок является агрессивным, достаточно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Главное понять, что детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.  

Слайд 4

                       Алгоритм взаимодействия с агрессивным ребенком

  • Спокойно относиться к незначительной агрессии. Если ребёнок проявляет гнев в допустимых пределах, можно позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.  
  • Акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка. Оценивая поведение ребёнка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что.  
  • Контролировать собственные негативные эмоции. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность негативных переживаний, которые возникают при взаимодействии с агрессивным ребёнком.  
  • Обсуждать проявления агрессии, не оставлять проступок без внимания. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.  
  • Устанавливать с агрессивным ребёнком обратную связь. Для этого используют такие приёмы, как констатация факта, констатирующий вопрос, раскрытие мотивов агрессора и другие. 
  • Обучать конструктивным способам выражения гнева. Например, можно предложить ребёнку подраться с подушкой, использовать физические силовые упражнения, рвать бумагу и так далее.  
  • Помогать осваивать иные способы разрешения конфликтных ситуаций. Это можно делать, например, в игре, через сочинение историй. 

Слайд 5

Практическая психология предлагает различные методы профилактики и устранения агрессивного поведения у детей. С детьми дошкольного возраста хорошо показал себя телесно-ориентированный подход.  

Основателем европейской школы телесно-ориентированной психотерапии является Вильгельм Райх.  Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Он считал, что благодаря физическому воздействию на организм можно освободиться от «мускулистой оболочки», восстановить душевное равновесие и удовлетворённость, вернуть человеку гармонию с внешним миром. 

Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

Давайте, уважаемые коллеги, сейчас обратимся к вашему личному опыту. Испытывали ли вы мышечные зажимы, в каком либо из данных сегментов и  с какими эмоциями это было связано?

Так же бывает и у детей, это их реакция на проявление внешнего негатива. Работа с сегментами тела — телесно-ориентированная терапия, направленная на последовательную проработку сегментов тела. «Задавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек.  

Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.

Вообще дети злятся тремя способами: первый это ртом, когда кричит или сжимает зубы; второй способ – это руками, когда махают или сжимают  в кулак; и ногами, когда топают или делают выбросы ногами. Поэтому, важно понять, как злится ребенок, через какую часть тела выходит его злость.

Как вы думаете, какие телесные игры, подойдут для снятия напряжения агрессии выраженной через рот?  Руки? Ноги?

Слайд 6

Телесные игры для снятия агрессии с помощью рта: игра-тренажёр «Аэробол», «Надувание воздушного шарика», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Стаканчик или мешочек для крика»

 Снятие напряжения с помощью ног: массажные дорожки, мяч фитбол.

Упражнения для снятия напряжения с помощью рук – рисование, крупы, пластилин, суджок, «Подушка - колотушка», «Коробочка злости»

 Массаж тела с помощью массажных мячиков, сухой дождь

Приложение

«Шалтай-болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины и груди.

Содержание. Педагог: «Давайте поставим ещё один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-болтай".

Шалтай-болтай

Сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз».

«Надоедливая муха»

Ведущий предлагает представить, что все лежат на пляже, загорают, солнышко ласково согревает нас. Вдруг прилетела и села на лоб муха. Чтобы её прогнать нужно, пошевелить бровями. Муха кружиться возле глаз – нужно поморгать, похлопать ими, прищуривать поочерёдно левый и правый глаз. Затем муха перелетает на щёку с одной на другую – ими тоже нужно подвигать, надувать и сдувать по очереди, затем на рот, ртом нужно тоже подвигать влево вправо, попытаться сдуть муху. И наконец, муха садиться на подбородок – нужно подвигать челюстью, покрутить головой, помотать.

Игра «Колючий ежик»

Цель: снятие агрессии, мышечных зажимов.

Техника проведения: ведущий (педагог) предлагает детям мысленно представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность.

Для этого им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». А, когда опасность минует, «неприятели» разбегутся, ежики соберутся в круг (дети собираются в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе.

Игра повторяется 3 раза.
«Щенок отряхивается» (трясение)

Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: снятие мышечного напряжения

Техника проведения: дети садятся на коврик, и скрещивают ноги, ведущий (педагог) показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше, при этом мышцы шеи будут сильно напряжены, это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. А теперь расслабьтесь… слушайте, повторяйте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад « Радуга» Мастер-класс «Телесно-ориентированный подход, как метод профилактики агрессии у детей дошкольного возраста" Подготовила : педагог – психолог высшая квалификационная категория Ковалевская Н.Н . Исилькуль - 2025

Слайд 2

Ч то же такое агрессия и агрессивность? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия – это разовый поступок. Эмоциональная основа агрессии – гнев. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом . Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции

Слайд 3

. Психологический портрет агрессивного ребёнка Чувствует себя ненужным . Подозрительность и настороженность . Не может оценить свою агрессивность . Ограниченный эмоциональный мир . Неумение адекватно оценивать своё поведение Высокий уровень мышечного напряжения . Агрессивное поведение детей дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами, включая нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной или нравственной сферах личности ребёнка, а также нарушения эмоциональных связей детско-родительских отношений, стиля воспитания или плохое физическое развитие ребёнка.

Слайд 4

Алгоритм взаимодействия с агрессивным ребенком Спокойно относиться к незначительной агрессии . Акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка . Контролировать собственные негативные эмоции . Обсуждать проявления агрессии , не оставлять проступок без внимания. Устанавливать с агрессивным ребёнком обратную связь . Обучать конструктивным способам выражения гнева . Помогать осваивать иные способы разрешения конфликтных ситуаций .

Слайд 6

Телесные игры и упражнения для снятия агрессии

Слайд 7

В рамках телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе детьми активно используются: • Подвижные и малоподвижные игры, • Элементы психогимнастики • Приёмы массажа и самомассажа • Дыхательные упражнения • Растяжки • Релаксационные упражнения В телесно-ориентированном подходе большое количество упражнений направлено на активизацию двигательной активности, что актуально для детей дошкольного возраста,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

У ДЕТЕЙ ДО 2-Х ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ, Т.Е. ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ СВОД СТОПЫ. ЭТО АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНО, ВЕДЬ У МАЛЫШЕЙ КОСТНАЯ ТКАНЬ МЯГКАЯ И ЭЛАСТИЧНАЯ, В НЕЙ ЕЩЕ МАЛО МИНЕРАЛЬ...

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как один из методов психотерапии с детьми старшего дошкольного возраста»

теневой театр для детей старшего возраста, как метод психокоррекции для детей с ОНР...

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников....

Мастер класс для педагогов: “Кубики историй” как метод развития речи у детей дошкольного возраста”

Цель мастер-класса:-Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «с...