Мир глазами особого ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Грешникова Ольга Леонидовна

Просвещение педагогов и родителей в области коррекционно – образовательной работы с целью повышения уровня их педагогического образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_osobogo_rebyenka.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мир глазами особого ребёнка»

                                                                                                                    Мир «особого» ребенка
                                                                                                                   Интересен и пуглив.
                                                                                                                   Мир «особого» ребенка
                                                                                                                   Безобразен и красив.
                                                                                                                   Неуклюж, порою странен,
                                                                                                                   Добродушен и открыт
                                                                                                                   Мир «особого» ребенка.
                                                                                                                   Иногда он нас страшит.
                                                                                                                   Почему он агрессивен?
                                                                                                                   Почему он так закрыт?
                                                                                                                   Почему он так испуган?
                                                                                                                   Почему не говорит?
                                                                                                                   Мир «особого» ребенка –
                                                                                                                   Он закрыт от глаз чужих.

                                                                                                                    Мир «особого» ребенка

                                                                                                                    Допускает лишь своих!

Каким видит мир особый ребёнок? Попробуйте сами ответить на этот вопрос, попробуйте попасть во внутренний мир ребёнка, и изнутри, взглянуть на мир его глазами.

Чтобы  разобраться в этом вопросе, для начала, обратилась к ребёнку без нарушения интеллекта – своему шестилетнему внуку, и задала ему вопрос: «Какими глазами ты видишь мир?», на что он ответил: «Серыми, а ты, бабушка карими».  И тут я поняла, что и вопросы то надо продумывать. Мы очень часто учимся у детей. Тогда  спросила: «Тёма, расскажи, каким ты видишь мир?»

Мой внук стал рассказывать о том, что непосредственно было у него перед глазами, во всех деталях, цветах, что он видит спереди, сзади, справа, слева, и его было не остановить, и закончил он словами: «Бабушка, чтобы мне рассказать, какой мир, мне нужно сесть в космический корабль, посмотреть сверху на Англию, Францию, Турцию, и тогда я тебе расскажу, какой мир».

Тогда спросила внука: «Как видит мир ребёнок, который или очень плохо видит, или совсем ничего не видит?»  Внук ответил: « Он видит его носиком (вдыхает запах), ручками, и даже, может быть ножкой»

Вот так внук помог мне разобраться в этом сложном вопросе, он дал мне начало.

Дети без нарушения интеллекта, зрения, слуха и т.д. видят мир таким, какой он есть на самом деле – реальным, и могут рассказать о нём, нарисовать его, каждый на своём уровне, соответственно возрасту, и это им интересно. То же самое, в принципе, происходит и с детьми, имеющими нарушение зрения, слуха, если на данный момент у них есть помощники: очки и слуховые аппараты, и при этом сохранен интеллект.

Каким может видеть мир ребёнок с нарушением интеллекта, если у него нарушены все звенья анализаторов? А каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д), нерва-проводника и центра в коре головного мозга.

Для того чтобы понять внутренний мир ребёнка, любой педагог должен знать не только индивидуальные, но и психологические особенности детей, с которыми он работает. Поэтому, прежде всего, я постараюсь описать психологические особенности дошкольников с легкими интеллектуальными нарушениями.

Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, то теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.

Ребенок учится смотреть и видеть. То, что он умеет своими глазами увидеть, это результат определенного жизненного опыта. Точно так же и слуховые восприятия ребенка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребенок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т. д. Ухо ребенка-это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребенок вообще слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры. Это очень важное положение общей психологии нужно хорошо осознать, так как повседневный опыт взрослого человека создает у него иллюзию противоположного характера.

Открыв глаза, мы сразу все видим, а обладая нормальным слухом, все можем услышать. Создается впечатление, что так было всегда. Это происходит потому, что забываются, не поддаются осознанию периоды обучения видению, слышанию, вообще всем видам восприятия. Так, взрослый человек, глядя на глаза младенца, испытывает иллюзию того, будто малыш тоже видит. Между тем это не так. Новорожденный ребенок не видит и не слышит. Его реакции на яркий свет и звук носят оборонительный, безусловно, рефлекторный характер. Часто говорят - видит, но не понимает. Это тоже неверно. Именно не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры, сочетания пятен и тонов, пока не научится различать звуки. Для того чтобы младенец научился из отражающихся в его глазах туманных пятен выделять лицо матери, а в дальнейшем лица своих близких, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться дифференцированные условные связи, а затем динамические стереотипы, т. е. системы таких связей. То же самое должно стать основой различения убаюкивающего голоса матери, а также иных звуков, запахов, прикосновений и т. д. Ощущения и восприятия - это деятельность первой сигнальной системы (в дальнейшем также и второй), в основе которой лежит система условных рефлексов.

Детская психология располагает большим количеством экспериментальных данных, относящихся к тому, как ребенок в первые годы жизни учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностями. Так, например, восприятие пространства происходит благодаря совокупной деятельности зрительного, двигательного и кожного анализатора. В восприятии времени принимают участие слуховой, двигательный и интероцептивный анализаторы.

У ребенка лишь постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения и т. д.

И. М. Сеченов уже давно сформулировал эту мысль, сказав, что в каждом восприятии содержится узнавание. Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта.

Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с пораженной нервной системной ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Значение этого ядерного симптома олигофрении трудно переоценить. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни.  Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная - для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.

Темп зрительных восприятий у детей с легкими интеллектуальными нарушениями интеллекта  (далее ЛИН) замедлен. Для того, чтобы узнать знакомый предмет на картинке, им требуется гораздо больше времени, чем нормальному ребёнку.

Замедленность темпа восприятий сочетается у  детей со значительным сужением объема воспринимаемого. В одном и том же видимом через окно городском пейзаже дети с ЛИН "усматривают" меньше предметов, чем нормальные дети. Это дает основание  говорить о том, что многопредметный участок действительности оказывается для наших детей малоприметным.

Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, Дети с нарушением интеллекта – последовательно. Ребенок с ЛИН, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает, меньше видит, чем его сверстник - нормальный ребенок. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. При обозрении действительности дети плохо усматривают связи и отношения между объектами.

Дети с ЛИН не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Вообще, понимание сюжетных картин и пейзажей, или, как говорят, "чтение" картин, представляет значительную трудность для этой категории детей детей: они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий и т. д. Эти факты подводят нас ко второй существенной особенности ощущений и восприятий детей с ЛИН, а именно к их выраженной недифференцированности.

Дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Так, например, принимают белку за кошку, компас-за часы и т. п.

При узнавании предметов  дети с ЛИН считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми. Они не подмечали тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам. Дети испытывают выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это значит, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. Им, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника. Эти дети относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами, объединяют в одну группу такие геометрические фигуры, как квадрат и прямоугольник.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда умственно отсталому ребенку показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?" - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой группы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый, заточенный карандаш.

Недостаточная активность восприятия  детей с ЛИН особенно отчетливо обнаруживается, когда детям предлагают узнать знакомые картинки в перевёрнутом виде. Дети, либо не могут узнать эти изображения, либо ошибочно принимают их не за то, чем они были в действительности. Им не хватает той активности восприятия, которая необходима для мысленного распознавания положения предмета в пространстве, для его мысленного "переворачивания". Они очень часто узнают в картинке, показанной им "вниз головой", какой-либо иной предмет, находящийся якобы в обычном, правильном положении в пространстве. Эти факты свидетельствуют о недостаточной активности восприятия детей с ЛИН. Недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям.  Так, блюдце с чашкой узнается как гриб. При этом дети не замечают такой существенной детали, как ручка у чашки, и не делают попыток проверить свое решение.

Дети с ЛИН недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках.

Понимание сюжетных картинок представляет значительные трудности для детей с нарушением интеллекта. Они, в частности, обусловлены тем, что дети неправильно понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изображенных на картинках людей, медленно обозревают картинку в целом. Они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует  и неумение всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент яркую и привлекательных сторон воспринимаемого.

Своеобразие зрительного восприятия дошкольников с ЛИН отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев — и неадекватным. Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать замысел слова по нескольким буквам.

У всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки природы, бытовые шумы и звуки  речи возникает с затруднением и опозданием. Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Очертания внешнего мира предстают перед ребенком размытыми, расплывчатыми, фрагментарными и лишь немногое пробивается внутрь и фиксируется в его представлениях.

Дошкольники с ЛИН характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. «Заторможенные» дети, как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, некоторое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются самостоятельно узнать о предмете что-то новое. Их действия с предметом состоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или полу. Нередко дошкольники безжалостно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их.

Многие  дошкольники с ЛИН произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным далеко не полностью.

К этому времени дошкольники хоть и с трудом, но пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более сложными оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного или пережитого события. Мало разговаривая, дети любят слушать читаемые им детские рассказы и с еще большим удовольствием смотрят любимые телевизионные программы. Хотя они мало что понимают, им нравятся движущиеся на экране фигуры и музыкальное сопровождение.

Направленность на речевое общение с окружающими у дошкольников с ЛИН снижена. Там, где это возможно, они предпочитают пользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему.

Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что им говорят окружающие, и соответственно ведут себя не так, как следовало бы. Вместе с тем эти дети не умеют сколько-нибудь связно высказать свои предложения или просьбы, не могут должным образом общаться даже диалогической речью. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея предложением, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный им вопрос. Их общение проходит в условиях житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.

Конечно,  дети с нарушением интеллекта — слышащие и говорящие. Это обстоятельство существенно облегчает работу с ними. Однако из-за недостатков произношения их речь бывает мало понятна и общаться с ними не всегда легко, что вызывает недовольство и насмешки со стороны окружающих. Это приводит к тому, что ребенок, не умея говорить иначе, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, нередко прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает обиды и порицания. Вместе с тем сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается.

Отклонение от нормы имеет место и при усвоении детьми словарного состава родного языка. Словарь старших дошкольников беден. Он состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Среди имен существительных преобладают слова, обозначающие хорошо знакомые детям предметы. Глаголы большей частью бесприставочные. Имена прилагательные занимают незначительное место в общем составе словаря. Они представляют собой малоконкретные характеристики типа «большой, маленький, хороший, плохой». Очень редко встречаются прилагательные, характеризующие личностные свойства и качества человека.

Слова, которыми располагают дети, используются ими в приближенных, неспецифических значениях. Так, «туфли» — это и туфли, и тапочки, и босоножки, и кроссовки. Словом «шил» могут обозначаться такие действия, как «зашил, пришил» и т. п. Слово «хороший» употребляется в значении «добрый, веселый, красивый, послушный, чистый» и др.

Для речи детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Другими словами, они понимают более или менее правильно значительно большее количество слов, чем употребляют.

Предложения, которыми пользуются дети, являются преимущественно простыми, состоящими из 1—4 слов. Построены, они бывают, не только примитивно, но и часто неправильно. В них наблюдаются различные отклонения от норм родного языка — нарушения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов. Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения начинают употребляться дошкольниками обычно в школе, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним свидетельством грубого недоразвития мышления дошкольников.

Вывод: Анализируя специфические психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта, я выделяю основные, а именно: снижение интеллекта, общее системное недоразвитие речи, нарушение внимания (неустойчивость, узкий объём, трудность распределения, переключаемость), нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, узость, снижение объема восприятия), конкретность, некритичность мышления, малопродуктивность памяти, недоразвитие познавательных интересов, нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность),  дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности,  замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость.

Э.Сеген писал, что умственно отсталый ребенок... ничего "не знает", "не может" и "не хочет". При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей"

Попробуем понять мир ребёнка через его рисунок

Ребенок часто самым непосредственным образом переносит на свой рисунок мысли, тревоги, желания, страхи и даже свои суждения о мире и о своем месте в нем. Возможно, он никому не говорит о своих мыслях и ощущениях, возможно, они даже им самим не очень осознаны, но подсознательно делаются выводы: "я плохой", "я ничего не умею", "я должен притворяться, чтобы всем нравиться" или наоборот: "меня любят", "если постараться, то все получится". Эти выводы во многом определят его дальнейшую судьбу и его проблемы в ближайшем будущем. Поэтому очень важно сделать так, чтобы выводы, а,  следовательно, и душевное состояние малыша, были по возможности оптимистическими.

Попробуем понять, каким видит мир ребёнок без нарушения интеллекта и ребёнок с ЛИН с помощью специальных заданий - тестов.

Несколько общих правил при тестировании детей

  1. Не проверяйте ребёнка сразу по всем тестам, т. к. работоспособность, в том числе и умственная, невелика. Ребёнок быстро утомляется, и результаты могут оказаться неверными.
  2. Используйте для тестирования время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён и не переутомлён, не голоден, но и не сразу после еды.
  3. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если эти занятия будут проводиться в виде игры.
  4. Никогда не говорите ребенку, что он ответил неправильно: тест есть тест, а вот желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.

Многое о ребенке может рассказать его рисунок. Это очень важный и интересный психологический тест. С него и начнем.

Тест-рисунок наиболее прост в проведении, но одновременно сложен для расшифровки, поскольку здесь требуются проницательность, а также наличие некоторых специальных знаний и опыта.

Итак, задание: ребенку можно предложить НАРИСОВАТЬ СВОЮ СЕМЬЮ.

Это задание можно дать малышу, например, когда он в очередной раз захочет порисовать. Подскажите ему тему: "Нарисуй всю свою семью". При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует семью так, как ее себе представляет. Только попросите рисовать сначала простым карандашом (так легче оценить силу нажима на карандаш — это важно!), а потом раскрасить рисунок. Лист используется обычный, альбомный.

Здесь надо дать некоторые разъяснения. Когда ребенок рисует семью, в его рисунке отражается то, как он себя в семье чувствует, как оценивает свое место в ней.

Оценка эта скажется уже в самом отношении к заданию. Так, в случае неудовлетворенности семейной ситуацией у малыша может появиться защитная реакция ("хочу рисовать другое!"), он может и вовсе отказаться рисовать людей.

Но предположим, что задание выполнено, перед вами рисунок вашего малыша. Что же на нем можно увидеть?

Особо пристального внимания всегда заслуживает искажение реального состава семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт, это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребенка. Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что "забытый" автору рисунка неприятен или же совсем недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы схематично, без лица, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за мамино, папино тепло и внимание.

В некоторых случаях ребенок рисует зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто так изображаются братья и сестры, чье значение в семье ребенок хочет преуменьшить. Если же на рисунке вместо людей изображены животные, значит, маленький художник испытывает недостаток эмоционального общения, у него преобладает ощущение собственной отверженности.

Бывает так, что, рисуя семью, ребенок вообще не изображает себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с членами семьи.

Расположение и размеры изображенных фигур указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений, как их себе представляет (вернее, как их ощущает) ребенок. Например, кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье; кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении. Если же малыш нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчужденности.

Следует присмотреться и к расположению членов семьи в ограниченном пространстве (маленьком доме, комнате). Близкое расположение персонажей на рисунке может указывать на попытку ребёнка объединить, сплотить семью.

Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками, а когда отношения плохие, детский рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью.

Ребенок, которого наказывают физически, угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей — с оскалом зубов, длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук, он как бы стремится вытеснить их из своего сознания. Возможно, что родители вовсе не чрезмерно строгие и требовательные. Просто ребенок может быть очень чувствительным, нежным, ранимым и любое наказание, в том числе и справедливое, воспринимать как излишне строгое, а родителей при этом считать злыми.

Дошкольник познает мир через ощущения своего тела. Для него крайне важны подвижные игры, "бессмысленная" беготня. При этом руки — важнейшее средство воздействия на мир и окружающих.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка — слабовольный ребенок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.

Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник "забывает" их нарисо¬вать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально малень¬ким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье.

Когда дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это указывает на серьезные нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость).

Малыш нарисовал себя с очень длинными ногами — это может означать потребность в независимости. Большие, выделенные ноги подразумевают потребность в безопасности. Фигура без ног означает нестабильность, отсутствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.

Вполне вероятно, многое из того, что мы узнаем через рисунок, для нас не будет новостью. Но, поверьте, далеко не все! Ведь в рисунке ребенок изображает свой внутренний мир таким, каким он его понимает на данный момент, причем многое из нарисованного, он даже не сможет объяснить словами. Это мир его глаз, рук, обоняния и вообще всего его тела. Вот и попробуем увидеть и понять этот мир.

Анализ множества детских рисунков, изображающих семью, позволяет сделать выводы о характерных особенностях рисунка в зависимости от психологического климата в семье, от душевного состояния ребенка. Эти соответствия можно представить так:

Ребёнку дома хорошо: Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен изолированно. Линии рисунка равномерные, с нормальным нажимом, рисунок внутри контура не затушеван, не заштрихован.

Ребенок ощущает обстановку дома, как враждебную себе: Позы фигур — агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые.

Ребенка волнуют происходящие дома конфликты: Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других. Величина отдельных фигур несоразмерна (слишком большие или слишком маленькие). На рисунке преобладают изображения вещей. Некоторые члены семьи отсутствуют. Кто-то из членов семьи изображен стоящим спиной к зрителю.

Ребенку уделяют мало внимания: Автор рисунка изображен непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Автор изображен неподвижным, в то время как другие члены семьи — в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.

Состояние ребенка тревожное: Рисунок внутри контура заштрихован, затушеван, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.

А теперь обратите внимание на то, какие цвета были использованы вашим ребенком при раскрашивании рисунка.

У детей выбор определенного цвета зависит от настроения и отношения к рисуемому или раскрашиваемому объекту. Тот человек, который ему ближе, больше нравится, раскрашивается в те же цвета, что и он сам. Мальчики, как правило, раскрашивают себя в тот же цвет, что и папу, девочки стараются сделать себя похожими на маму.

Кстати, присмотритесь к тому, какие цвета предпочитает ваш малыш, расписывая книжки-раскраски, какова его манера раскрашивания.

•        Если ребенок использует преимущественно теплые тона, значит, он ощущает внутренний подъем, активность, настроен на действие и подвижные игры — то есть ему нужно выплеснуть избыток энергии.

•        Если он использует преимущественно холодные цвета, то в данный момент склонен к размышлению, созерцанию, его состояние достаточно стабильно, он уравновешен.

•        Если используются спектрально контрастные цвета, да еще в сочетании с резкими, угловатыми линиями, если штрихи рисунка "мохнатые", то это говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации. Попробуйте выяснить, что тревожит малыша, но будьте осторожны, не настаивайте: возможно, причина — в ваших с ним отношениях. Если контрасты цвета светлые, насыщенные, а линии плавные, округлые, то ребенок ищет "золотую середину", стремится к целостности и гармонии.

Вы замечаете, что карандаш вашего малыша при раскрашивании рисунка, как правило, выходит за границу контура, линии получаются размашистыми? Это значит, что ребенок стремится к свободе и независимости, что он чувствителен к подавляющему влиянию взрослых. Если он слишком аккуратен в раскрашивании, часто даже не доходит до границ контура, то не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе.

Конечно, полное и профессиональное толкование рисунка может дать только психолог, но и для нас рисунки наших детей могут стать градусником, измеряющим «температуру» семьи того или иного ребёнка, его душевное благополучие.

Представление детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Дети значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники овладевают предметным рисованием.

Характерные черты таких рисунков − примитивность, схематичность, статичность, стереотипность.

Примитивность и схематичность изображений представляются в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощаются, существенные части и детали опускаются. Рисункам, в значительной мере, свойственны: условность и декоративность. Они лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам.

Как уже говорилось, ребёнку с нормальным интеллектом можно просто задать вопрос: «Каким ты видишь мир?». Он расскажет о том, что происходит вокруг, и с помощью наводящих вопросов сможет эту тему раскрыть.  Ребёнок с нарушением интеллекта никогда не ответит на этот вопрос, в лучшем случае, посмотрев вокруг, назовёт цвет или предмет, который находится у него перед глазами.

Ребёнку с нормальным интеллектом можно предложить следующее задание:

Предложить ребёнку лист бумаги с нарисованным земным шаром, фломастеры и карандаши. Затем предложить закрыть глазки, поспать, а проснувшись, нарисовать то, что приснилось. Обычно дети, «проснувшись», рисуют сразу. В рисунках отображается то, что им близко: мама, папа, компьютер, солнце, цветы, машинки и т.д.

Ребёнок с нарушением интеллекта такое задание не выполняет. Отсутствует воображение.

Учитывая психологические особенности таких детей, можно упростить задание. Смысл останется тем же. Предложить ребёнку нарисовать себя в центре листа, а вокруг всё то и тех, что и кого он любит. Тоже задание предлагается детям с нормальным интеллектом. В силу своих психологических особенностей, дети с умственной отсталостью рисуют то, что им на самом деле близко (мама, папа, сестра, тётя), или, (только птиц, если лексическая тема: «Птицы»), что говорит об узости восприятия. Через некоторое время задание предлагается то же самое, и опять, дети, которые рисовали семью, снова её рисуют, а те, которые рисовали птиц, теперь рисуют посуду (тема лексическая: «Посуда»).

Детям с нормальным интеллектом даётся лист бумаги, разграфлённый на 9 частей. Они по- прежднему рисуют разные картинки, наиболее близкие им на сегодняшний день. Цвета дети выбирают сами. По предпочтению цвета, также делаются определённые выводы.

Чтобы понять какими глазами дети с нарушением интеллекта видят свой дом, родителей, свой детский сад, мною было предложено следующее задание:

Я предложила детям 2 листа бумаги с нарисованными пиктограммами (радость, грусть) и разноцветные геометрические фигуры. Предложила составить «радостный» и «грустный» цветок.

Таким образом, определила, с какими цветами дети ассоциируют такие эмоции, как радость и грусть.

Далее, предложила детям разграфлённый листок бумаги, в левой части которого были надписи: мама, папа, дом, детский сад, и др. (каждому ребёнку свой лист), в

Мама

Папа

Дом

Детский сад

зависимости от состава семьи) и такие же  цветные геометрические фигурки.

Таким образом, проведя цветовой анализ, я поняла, как чувствует себя ребёнок дома, в детском саду, как он относится к своим родственникам.

Также в своей работе, использую проективную методику «Дерево». Она, также помогает мне лучше понять детей и дать рекомендации родителям.

Проективная методика «Дерево».

Рисунок дерева – это само портрет человека. В нем отражаются отношения к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. Оцениваются следующие проблемы:

1) Общий размер дерева. Отражает значимость и эмоциональное  ощущение. Ценности собственного «Я».

Если дерево крупное (больше 2/3 листа)- уверенность в себе, полнота жизни, энергетическое богатство.

Размер дерева (меньше 1/3 листа)- отсутствие уверенности в себе, ощущение собственной не значимости, ненужности, сниженная энергетика.

2) Положение дерева. Если дерево сдвинуто к верхней части листа - мечтательность, отсутствие склонности к активным действиям, если к нижней части листа - приземленность, прагматичность. Сдвинуто влево - тяготеет к матери, находится под ее влиянием. Сдвинуто вправо - тяготеет к отцу, находится под его влиянием.

3) Толщина ствола отражает форму и силу собственного «я».

4) Форма ствола. Если ствол в виде морковки, острым концом вверх - это ифантильность, если острым концом вниз взрослость, понимание жизни, приземленность. Такие дети часто указывают родителям, как им жить, и занимают по отношению к родителям снисходительную позицию, дают дельные советы.

5) Тип дерева. Лиственное дерево – нормальное взаимоотношения с людьми, хвойное дерево - «колючие» отношения, пальмы и т.д.- демонстративные отношения.

6) Соотношение кроны  и величины дерева - в целом потребность в отношениях. Крона 1/3,2/3 величины дерева - потребность соответствует норме. Увеличение или уменьшение кроны показывает снижение потребности общения в отношении нормы.

7) Листья. Наличие листьев  или замкнутые кроны - потребность в общение удовлетворяется. Отсутствие листьев, несколько листочков на голых ветках, опавшие листья - потребность в общении не удовлетворяется.

8) Дупло. Интерпретируется в тех случаях, если в дупле кто-то сидит. Сова  - «мудрость». Дупло, как наличие неуправляемых импульсов, склонности совершать поступки, совершенно не характерны для поведения ребенка.

9) Солнце. Если солнце слева – это влияния матери, ее авторитета. Если справа – влияние отца и его авторитета.

10) Облака. Слева – потеря контакта с матерью. Справа – с отцом. Сплошные облака по всем верху листа, тучи грязно серого цвета - полное нарушение эмоционального контакта с родителями.

11) Пень. Резкие изменения в жизни ребенка. Не видит перспектив в будущем. Некая конфликтная ситуация в жизни. Если пень рядом с деревом – резкая перемена жизни. Если толщина пня больше толщины дерева  - то ребенок не очень пострадал. Если меньше, то очень.

12) Ветки. Если ветки поникшие, тонкие, то дети чувствительные, впечатлительные, тревожные. Если толстые – то дети уверены в себе и чувствуют себя комфортно. Если в нижней части ствола , ниже кроны находится одна или две ветки, то у этого ребенка есть замещающая деятельность, позволяющая ему чувствовать себя уверенно( пример: хороший спортсмен, но учиться плохо).

13) Яблоки. Тесный контакт с матерью, зависимости от ее мнения, следования ее влиянию. Сучки – вид деятельности забросили.

14) Цвет.  Яркие цвета – нормальное эмоциональное состояние. Черные цвета, грязно – синий, грязно - серый – депрессия, тревожность, невротические страхи.  

Очень прямые деревья, расщепленные до основания, или из них вырастают дополнительные деревья, в целом, деревья, непохожие на деревья свидетельствуют о психическом недоразвитии ребенка.

И всё-таки, по моему глубокому убеждению, дети с нарушением интеллекта, видят мир нашими глазами, нашими руками, нашими поступками, и наша задача – помочь им, имеющим глаза, но ничего не видящими, имеющими уши, но ничего не слышащими, увидеть и услышать этот прекрасный мир.

Как бы не был бы сложен ответ на вопрос: «Какими глазами видит мир особый ребёнок», постараться найти ответ можно. Для этого нужно просто любить детей, изучать их индивидуальные и психологические особенности, играть с ними, давать необходимые им знания, умения, навыки, уметь слышать и видеть их такой тонкий, безобидный, и по - своему счастливый мир.

                                                                                                                                                     « …Мы просто другие,

                                                                                                                                                            Мы живем на другой

                                                                                                                                                            глубине.

                                                                                                                                                            Мы просто такие.

                                                                                                                                                            Неизвестно, по чьей вине.

                                                                                                                                                            Нам себя уже не изменить

                                                                                                                                                            И такими, как вы, не стать.

                                                                                                                                                            Так попробуйте рядом быть,

                                                                                                                                                            Попытайтесь нас просто  

                                                                                                                                                           понять..»                

                                                                                                                                  (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима

                                                                                                                                  Борисова

                                                                                                                                 «Мы просто другие»)

Приложение

Стихи, написанные детьми с ограниченными возможностями, родителями особых детей и лечащих их врачей, любящих и чувствующих своих пациентов, и порой, говорящими за них

(материалы из Интернета http://www.eka-mama.ru/forum/part56/topic244906/; http://rebenok.by/community/index.php?topic=148906.0)

Стихи на страничке в «Контакте» в разделе: «О себе»  Е.Л. Сорокиной – мамы нашего Никитушки.

Я мама! Это много или мало?

Я мама! Это счастье или крест?

И невозможно все начать сначала,

И я молюсь теперь за то, что есть:

За плач ночной, за молоко, пеленки,

За первый крик, за первые слова,

За всех детей! За каждого ребенка!

Я мама, и поэтому права!

Я - целый мир. Я - жизни возрожденье.

И я весь свет хотела бы обнять.

Я - мама. Мама! Это наслажденье.

Никто не в силах у меня отнять…………..

«Глаза больных детей, что может быть тревожней? Никто не может с сердца камень снять. Работать здесь, поверь, лишь по призванью можно. Готов ты этим детям руки подставлять! Они зовут тебя, они кричат безмолвно, и в тех глазах дрожит не детская печаль. Я так хочу всех приласкать их, безусловно, помочь пытаюсь. Мне детей безумно жаль! У них,  у всех, есть чувство радости и грусти, порой, совсем не просто к ним подход найти. Такой ребенок не всегда к себе подпустит: напрягся, плачет, значит лучше отойти. Чужих детей, поверь, на свете не бывает. Как чья-то боль, совсем не может быть чужой... Им, обделенным, нашей ласки не хватает, не созерцания, а участи живой... Глаза больных детей, что может быть тревожней, когда беду они не в силах превозмочь? Увидев раз, забыть их просто невозможно, жалея их, попробуй чем-нибудь помочь! Их каждый тяжкий миг и в будущем и в прошлом, наполнен муками, страданием и слезой, и ожиданьем чуда, что придет, быть может, и им подарит в жизни ключик золотой. Чтоб в храм здоровья навсегда раскрылись двери, и полноценной оказалась эта жизнь. Да будет так! Они всем сердцем в чудо верят, надежду, веру поддержать в них торопись! Да, к излечению не так легка дорога-без высшей силы, здесь, поверь не обойтись: и я молюсь за них, я умоляю бога! Чтоб хоть немножечко облегчил детям жизнь!»

   (Стихи Фриды Полак-поэта, медсестры и массажиста. Ее стихи можно прочитать в сборниках: "эпизоды" и "мозаика",  выпущенные израильским издательством"ами").

Мир глазами ребёнка с задержкой речевого развития

«Мне страшно. Голова гудит. Там мечутся слова и просятся уйти.

"Пусти нас, Соня, в мир пусти"! Но рот мой на замке, а ключ к замку-в мозгу - и как его достать?

Ну, помогите ж мне! Я не хочу немой остаться, но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят в мирах, что в голове я создаю...

И вот в конце - концов и умирают, чтобы им жить, их надо в мир, вовне пустить... Но как?

Скажите мне! А вдруг, их люди не поймут?

Сквозь рот мой, проходя, изменятся слова их мир не примет, оттолкнет, а вместе с ними - и меня?

 Как жить? Мне страшно. Голова гудит...»

(Стихи Сони Шаталовой)

Соня Шаталова(1993г. р).  Диагноз - тяжелый РДА (ранний детский аутизм). Отсутствует звуковая речь, глубоко нарушена вся сфера произвольного поведения, а так - же эмоциональная сфера. Соня пишет стихи с 6 лет, тогда же сама научилась читать, хотя ее ни кто не учил, даже близкие считали, что у девочки полностью утрачен интеллект. Соня пишет: "мышление вовсе не так жестко связанно со звуковой речью. Стихи мои читают, и они влияют на людей, хоть я молчу. А значит, я говорю и помогаю"

Мир глазами аутичного ребёнка

«Другая жизнь-вторая я. Ваш мир мне видится иначе. Вторая я у вас своя, а первая в нем горько плачет. Мне вскоре радость надоела от похвалы моих стихов. Я жду не слов, мне нужно дело - молитвы дело и трудов. Вторая я-как есть малышка, почти что девяти годов. И в жизни, и во всяких книжках, портрет ее давно готов. Другая жизнь работать заставляет, не сколько сердцем, сколько головой. Вторая я прекрасно это знает, но аутизм не даст быть деловой. Мне дан талант слогать слова. Зачем я это понимаю?  Вторая я обычно не права, когда меня другой быть призывает.... (Стихи Сони Шаталовой). Стихи этой талантливой девочки можно прочитать в ее сборнике стихов: "Из плена времени побег".

Аутист (Андрей В.) 

Для ребенка мир огромен,
Непонятен и проблемен.
Страшен он для аутиста,
Перевернут, непроверен.
Звуки, песни, шум голосый –
Все слилось в сплошное эхо.
Нелогичен и запутан
Мир его эхолаличный.
Словно шум морской, он страшен,
Бездной смотрит он в пространство.
Осторожно! Там опасно!
Осторожно! Я напуган!
Вы совсем мне непонятны!
Строки, тексты, цифры, буквы!
И мелодии невнятны,
Непонятны… Непонятны!!!
Если я эхолаличен,
То не значит – нелогичен.
Ноты с цифрами скрепляю,
Есть и знаки для общенья.
Мир мой сложен – аутичен,
Мир мой попросту отличен.
Достучитесь, дозовитесь!
Протяните мне вы руку.
Нелогичен… Аутичен…
Просто ВАМ Я недоступен.

 «В давно привычной жизни нет меня, я не грущу, а говорю серьезно. Спасти меня, наверное, не поздно, но стоит ли? Вы видите меня, но вы хотите все, в который раз, держать в руках, то теплое, живое, что видимо, когда то было мною, но кончилось. Не открывая глаз, я вижу, как качаясь, отступает мой мир теней. И берег проступает навстречу. Нет, там беспомощно, останусь в вашем мире. Что угодно, но лишь бы кто нечаянно не спас. Нам совершенно не важно, ни сны, ни междометья. Нам абсолютно не нужны, все истины на свете. И мы друг - другу не должны, и нам не нужен третий. Расстаться лучше, чем сейчас, не подобрать причину. Любой, для каждого из нас, чужой наполовину. Вдвоем остаться в самый раз, но что - то дует в спину. Берется жизнь. Она в запас не выдается лишней, на языке она сейчас, как косточка от вишни. Войди-не открывая глаз, как бы чего не вышло. Так и останешься… Решать, уйти или остаться, закономерностью дышать, решив не поддаваться. Нам никого не удержать, и ни чего не избежать, и лучше не пытаться...»

(Стихи Аси Климоновой из цикла "дети дождя")

Мир глазами умственно-отсталого ребёнка

«Я прикасаюсь к маленькому чуду»

(посвящается Анне Львовне Битовой)

Я прикасаюсь к маленькому чуду,
Дотрагиваюсь кончиками пальцев.
Я догадалась, как тебя «озвучить»,
Я просто так взяла – и догадалась.
Господь открыл мне маленькую тайну
Большого мира умственно отсталых.
Он приподнял свою завесу в малом –
Открыл он смысл любви и пониманья.
…………………………………………..
Нам нужно в жизни многого добиться:
Построить дом, создать семью и счастье,
А им от нас нужна такая малость:
Нужна любовь, что даром нам досталась.

                                               (мама о дочке)

 * * *

 Только специалисты поймут, что стоит за этим простеньким, забавным стишком. Почти полтора года во время «терапевтического круга» Маше пытались объяснять, что она – Маша, прикладывали маленькую ее ладошку к груди, здоровались с безучастным ребенком. И вот, наконец, удалось преодолеть такую маленькую и незначительную для «посторонних», но такую важную для Маши и ее друзей ступеньку.

Маняшка (Машенька П.)

– А где у нас Маша?
– Здесь.
Теперь-то я знаю, что здесь!
Теперь-то я знаю, что Маша есть.
Мне все еще непонятно здесь,
Но знаю я точно: Маша есть!
И лица знакомые любят меня,
И Маша – это, конечно же, Я.
И руки Мои у Меня,
Только не слушаются пока.
Но самое главное, что есть у меня –
Это МАМА моя!

* * *

Мир глазами ребёнка с тяжёлой степенью умственной отсталости

Мой диагноз - имбицильность, это как бы "гениальность".

Я большой, но как ребенок, имбицильность, как "специальность".

 Я не складывают цифры, не могу прочесть я слоги,

 Не улавливаю рифмы, не могу пройти "пороги".

Но могу всем доказать я, что умею жить и верить.

 В доброту, в большое солнце, в ветер шумный и задорный.

А еще умею плакать, и грустить, и петь, и помнить.

Я всегда приду на помощь и к тому, кто всех слабее.

И отвечу я любовью. Тем кто хоть чуть-чуть поверил,

Что я Думаю, Мечтаю, и Люблю…. Не понарошку.

Что живу я как ребенок, в вашем сложном мире взрослых...

(Стихи Калиман Натальи  Адамовной (врача и поэта из Оренбурга))

Мир глазами ребёнка с синдром Дауна

Синдром Дауна-среди всех хромосомных болезней встречается чаще всего. В основе данного заболевания лежит аномалия хромосом, их 47, вместо обычных, 46. Это врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и др. физическими аномалиями. Таких детей называют - солнечные дети, за их доброту и любовь ко всему миру. А само название болезни в народе звучит-синдром сердца, в котором обида не живет.

Мы приходим в мир случайно,
И несем набор отличный,
Генный он и нетипичный.
Мы похожи друг на друга:
Монголойдны, неуклюжи,
Добродушны и открыты,
Понимаем смысл дружбы.
Просто мы с другой планеты,
Где ЛЮБОВЬ всего дороже,
Где добро всего ценнее,
Дружба где всегда возможна.
Помогите нам пробиться.
Помогите выжить, влиться
В вашу жизнь большой планеты,
С нами в мире больше света!

(Стихи Калиман Натальи  Адамовной (врача и поэта из Оренбурга))

Отец-отцу. «Хотелось бы сказать о том, как же непросто быть отцом... Когда рождается дитя смятенье душу бередя. Когда врачи твердят: постой, ведь твой ребенок не такой. А ты так молод и силен, и пред тобой возник вопрос. За что? Откуда? Под откос? Но в жизни есть один секрет: она на все дает ответ... И взяв дитя свое на руки, ты забываешь все те "муки", которыми себя терзал и душу кровью обливал. Ребенок твой!!! И ты в ответе!!! За то, как будет жить на свете, как радоваться и страдать, учится, знать и понимать, терзаться, мучатся, искать!!! Поверь все будет в вашей жизни-улыбки, первый поцелуй, и детский лепет самый нежный и первый шаг, такой успешный, в твоей душе оставит след... И слово "папочка" в ответ. На то, что ты сейчас вернулся, на то, что ты так улыбнулся... И взгляд прекрасных, умных глазок, тебя вернет в мир добрых сказок! Ты должен, ты обязан жить, чтобы ребенку мир дарить!!! Пусть даже этот мир-другой любовь в нем плещется волной! В нем нет ни места для подвоха, но разве это так уж плохо. Пойми, кто есть ты для ребенка... И не спеши уйти в сторонку, вы связанные одной судьбою, так дай же шанс ему с тобою, по жизни рядышком идти. Поверь на жизненном пути, ему ты нужен так, как воздух... Поверь, ведь это очень просто!...

(Стихи написаны папой ребенка с синдромом Дауна).

Мир глазами ребёнка с ДЦП

 (Посвящается Кириллу Х.) 

ДЦП – диагноз страшный.
Мир наш очень ограничен.
Все становится пространство
Неприступным, непривычным.
Одеваться утром трудно.

Трудно сесть, и встать мне прямо.
Петь. Ходить. Тренироваться.
Только, к счастью, я упрямый!
И всегда во мне упорство
Не дает сковать все тело.
Верьте! Я смогу добраться.
Верьте – и я буду смелым.
Говорить я стану лучше,
Ведь и вы не все умели.
Помогите! Поддержите!
Дайте мне дойти до цели.

(Стихи Калиман Натальи  Адамовной (врача и поэта из Оренбурга))

_____________________________________________________

….Моему сыночку 7,5 лет, у нас синдром Лежена. Это посвящено ему, конечно….(стихи мамы)

Отражая солнышка лучи,

Его взгляд мне тихо напевает-

Говоря про то, о чём молчит:

«Как мне хорошо с тобою, МАМА….»

Радуясь весеннему дождю,

Языком, ловя снежинок стаю,

Ты мне словно говоришь «Люблю»

Ручками так нежно обнимая.

Мы прошли сквозь множество тревог

Временами плакали на пару,

Только смысл жизни - в паре строк:

«Как мне хорошо с тобою,

 МАМА….»

Отзыв:

Очень красивые стихи и очень славный мальчик у вас. Девочки, мамы особых детей пишите свои стихи и рассказы, пишите о своих детях, какой этот мир их глазами, как они вас любят. Пусть те родители, которые столкнулись с первыми трудностями, знали, что каким бы не был диагноз, чтоб не говорили врачи, наградой им всегда будут детская улыбка, родные глаза и ручки обнимающие за шею и слово «мама», которое каждый ребенок говорит по своему, но говорит. Глазами, губами, руками - дети говорят: «Мама, я тебя люблю. Папа я тебя люблю. Спасибо вам, что вы рядом!»

Мир глазами ребёнка с задержкой умственного и физического развития

(Посвящается моему Китону и другим особенным ангелочкам в мире умственно и физически отсталым всех возрастов и разных полов...)

НЕ НАДО. Не надо смотреть на меня с жалостью и с отвращением. Не думайте, что я заразный. Не думайте, что во всем виноваты мои родители. Не думайте, что моя мама наркоманка. Не думайте, что папа бил ее, когда я был у нее в животе. Не жалуетесь, что у вас болят ноги, оттого что вы целый день на ногах... Может, я этой боли никогда не узнаю. Не стоните, что устали ходить по офису... Может быть, у меня такого шанса не будет. Не говорите, что устали говорить по телефону... Возможно, я никогда не буду говорить. Не сердитесь, когда ваш ребенок во все лезет, когда он только начал ходить... Мои родители заплакали бы от радости. Не шикайте на ребенка, если он слишком много болтает... Мама заплакала бы от счастья. Не ругайте ребенка за то, что он вас целует, когда вы заняты... Папа бы меня за это крепко обнял. Мои родители восприняли бы это как настоящее чудо. Я не мертвый, Я не немой, Я не ничто, Я чувствую, мне больно. Я думаю. Я люблю. Я - в этом теле! У меня есть права! Не отдавайте меня никому  И, не вешайте голову в горе. Говорите со мной, прикасайтесь ко мне. Любите меня, Но пожалуйста, не надо...

(мама говорит за своего сына)

* * *

Задохнуться от жалости. Глаза спрятать в пол. Тихие радости. Тихий стон. Глаза ангелов... Теплота души. Жить как то надо. Глаза ландыши... Я- ребенок который не умеет говорить. Я ребенок с которым "невозможно" жить... Я ребенок, который вряд ли поймет. Я ребенок, который никогда не пойдет. Я никогда не смогу без пеленок. Я не смогу тебя даже узнать. Но я все равно твой ребенок. И без тебя мне не жить и не встать!

(мама от имени сына)

* * *

(Посвящается лежачим и не только).

Люди, что склонились надо мной, От меня безумно далеки. Я могу пошевелить рукой.  И, коснутся маминой руки. Мама вышла. Мамочка, где ты? Рядом нет, а все таки близка... Я могу глотать, попить воды, Знаю вкус конфет и молока. Я могу смеяться и реветь, Хмурить брови, морщить нос, кивать. Люди, что пришли меня жалеть, Обступают вновь мою кровать. Пред собою видят только ту, На которую косились полчаса. Различаю свет и темноту Чую запахи и слышу голоса. И могу я в сущности не мало Этого достаточно вполне, Чтобы я, откинув все ,летала В недоступной вам пока стране. Я там бегаю, скачу и кувыркаюсь, Горя нет и боли тоже нет. И больными там всегда считались Люди злые, кто не выбрал Свет. Но какое этим злючкам дело до рассказов о моих мирах. В их глазах, что на меня смотрели, Вовсе не сочувствие, В них Страх...

(Стихи неизвестного автора из цикла "Мир особого ребенка")

Дети с синдромом Хантера

Укрепляется вера, отступает отчаянье. Мой малыш пришел в мир, много позже венчания. В благовещенье он постучался в наш дом. Много радости светлой он принес нам потом. Испытания разные на земле уготованны и не знаем заранее сможем ли и готовы ли. *** Жизнь прекрасна и удивительна! И придется себе доказать, что приходит рассвет восхитительный, для того чтобы деток спасать. И рассвет и закат все размеренно, все расчитанно на земле. Победим мы-я в этом уверенна, протяни свои ручки ко мне...

(Стихи мамы ребенка с синдромом Хантера)

Так видит мир глухой ребенок-подросток

НАШ МИР

У мира тишины свои проблемы.

Вам кажется, что все для нас молчит,

Неправда, ведь картины тоже немы,

Но холст живет и чувствами кричит.

Звучит печаль в полотнах Левитана,

И плещет Айвазовского волна,

Скрипят деревья Шишкина Ивана,

Гремит с полотен Грекова война.

Мир тишины - не значит мир глухого,

Нас потрясают музыка огней

И караоке видимое слово,

А нежность рук заменит крик страстей.

Весна приходит ярким гимном света

Поют раздольно летние луга,

Романс осенний с золотом рассвета

Сменяют нежной скрипкою снега.

И в тихом мире молнии сверкают,

В нем гимн любви и нежности звучит,

Мы знаем все, что слышащие знают,

И сердце так же в радости стучит.

Т.Н. Нужина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)

Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ, ПОСЕЩАЮЩИМ ГРУППУ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» (РЕБЕНКОМ С ДИАГНОЗОМ: «ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»)

В детском саду № 179 в этом году открыта группа «Особый ребенок». В этой группе воспитываются и обучаются дети с нарушением интеллекта. Основная задача групп для детей с нарушением интелле...

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".

Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры....

Особый ребенок- особый подход!

Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стор...

Особый ребенок - особый подход

Особый ребенок - особый подход...