Программа межведомственного взаимодействия для ребенка (РАС) «Содействие»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Романовская Анна Сергеевна

Программа  сопровождения  ребёнка  с ограниченными возможностями   

здоровья  (РАС)

«Содействие»

 

        Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

Особенности программы

- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей с ОВЗ, а в случае необходимости - коррекционной ).

- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.

- предоставляется опыт межведомственного взаимодействия в решении проблемы включения  ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sodeystvie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  сопровождения  ребёнка  с ограниченными возможностями    

здоровья  (РАС)

«Содействие»

2013- 2015г.

  Программа составлена:

Педагогом — психологом ПМПС  центра диагностики и консультирования                                                                                                                                                                                         Ларионовой Т.П.

Педагогом по сопровождению детей с ОВЗ                                                                                                                                     Алексеевой В.В.

Педагогом — психологом МБДОУ №4 «Солнышко»                                                                                                                            Романовской А.С.

Содержание:

1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность, противоречия, проблема...................................................3

1.2  Цели и задачи программы..........................................................................4

1.3 Принципы построения программы............................................................5

1.4. Особенности программы...........................................................................6

2. Содержание программы:

2.1. Модель взаимодействия специалистов сопровождения.........................9

2.2. Этапы реализации программы …...........................................................10

3. Список литературы......................................................................................13

4. Приложения:

Приложение  1         выписки из протокола заседания психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк) №1,№2

 Приложение 2  Дневник – Таблица сформированности основных навыков

Приложение 3. рабочая программа   «Развитие познавательной, коммуникативной сфер»

         Приложение 4. рабочая программа «Развития зрительно- моторной координации и мелкой моторики»

Приложение  5 рабочая  программа по преодолению страхов  у дошкольников  с использованием игр на песке

Приложение  6 расписание занятий

                                             

                                           Пояснительная записка

        Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

 Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Однако,  в нашем городе на сегодняшний день нет ни одного специального дошкольного учреждения, реализующего программы обучения детей с особыми образовательными потребностями. В результате чего мы  можем констатировать внедрение в образовательные учреждения нашего города  стихийного инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных детских садах вместе с обычными детьми.

           Таким образом, в современной образовательной практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных дошкольных учреждениях  выявились противоречия:

- между увеличением в общеобразовательных детских садах количества детей с ограниченными возможностями здоровья (например, в нашем учреждении 15 чел.) и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с обычными детьми;

- между необходимостью перехода на ФГОС ДО  и отсутствием, как общеобразовательных программ, так и  программ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, соответствующих ФГОС ДО.  

-между запросом родительской общественности на внедрение инклюзивного подхода в образование и недостаточной разработанностью условий его реализации;

- между необходимостью специальной подготовки педагогов для работы детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточным количеством программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в данном направлении (педагоги детского сада зачастую не знают, как подойти к ребенку с ОВЗ, не говоря о том, чтобы подготовить окружающих (остальных детей и родителей) к принятию особого человечка).

Данные противоречия актуализируют проблему, которая заключается в недостаточной разработанности теоретико-практических  основ реализации инклюзивного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГО ДО и специальных условий их обучения в общеобразовательном саду.

       Для разрешения данных противоречий, нами, совместно со специалистами ППМС центра (диагностики и консультирования)  была  составлена рабочая программа сопровождения ребёнка с ОВЗ, далее - программа, регламентирующая образовательную деятельность педагога-психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса. Данная программа разработана для ребенка с РАС (расстройство аутистического спектра), однако ее можно использовать и для  других категорий детей, исходя из образовательных потребностей.

Программа разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО и нормативно – правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в  развитии детей с нарушениями аутистического спектра и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Цель: создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Задачи программы:

1. Обеспечивать разностороннее развитие ребёнка (коррекция познавательной, речевой, эмоционально — личностной сфер), социальную адаптацию;

2. Сохранять и укреплять психическое здоровье и индивидуальные особенности на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ;

3. Обеспечивать равные стартовые возможности ребёнка с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;

4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.

В основе программы лежат следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы (Д.Б.Эльконин, 1989). А постоянный контроль изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний помогает вовремя скорректировать и оптимизировать программу работы с воспитанником

2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены (А.Н. Леонтьев, 1977)

3. Деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной, в трудах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина.. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционного - развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка (М.И.Лисина,1986).

4. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б.Эльконина и др.).

5. Принцип коррекции “снизу вверх” предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне “актуального развития” ребенка.

6. Принцип коррекции “сверху вниз” и принцип развивающего обучения, выдвинутый Л.С. Выготским (1958), раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание “зоны ближайшего развития”, а также своевременное формирование психологических новообразований

7. Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении.

8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется ролью, которую играет семья, детский сад в коррекции и развитии ребёнка Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними (А.Л.Венгер и др.).

Особенности программы

- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей с ОВЗ, а в случае необходимости - коррекционной ).

- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.

- предоставляется опыт межведомственного взаимодействия в решении проблемы включения  ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Составляющие механизма внедрения инклюзии в нашем учреждении:

        Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения: руководитель ДОУ, методист,  педагог – психолог, логопед, воспитатели), специалисты городского центра психолого-медико-социального сопровождения), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп;

         Во-вторых, организация ПМПк, семинаров и практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, видам дизонтогенеза, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;

        В-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение праздников, особая система домашних заданий для родителей). 

                         Модель  взаимодействие специалистов сопровождения

Особое значение в работе мы уделяем  организации взаимодействия  узких специалистов и воспитателей ДОУ и специалистов  ПМПС центра диагностики и консультирования.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала  по сопровождению ребёнка с ОВЗ, в снятии противоречий во взаимодействии специалистов, повышении профессиональной компетентности педагогов, в изменении родительских установок и  обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода, поэтому  процесс сопровождения представляет   собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики,  музыкотерапии, логоритмики, пескотерапии и т.д.).

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

Модель взаимодействия специалистов представлена графически:

РЕБЁНОК

         Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения  и ППМС центра в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система сопровождения:

1. Диагностика детей ( специалисты, воспитатель), подведение итогов, проведение  ПМПк.

       Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности, заполняют дневник сформированности основных навыков (Приложение 1).

      Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Коррекционно-развивающая работа специалистами ДОУ

3. Реализация коррекционной работы в социально – значимых для ребенка мероприятиях.  Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Подключение  специалистов ППМС центра при  необходимости.  

5. Тесное  взаимодействие  с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям  необходимость ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты и воспитатели,  важность соблюдения единства требований педагогов и родителей, что является залогом достижения положительных результатов.

Этапы реализации программы:

1 этап.  «Первый круг помощи: воспитатель – родитель»

 2013 – 2014 учебный год

Период

Мероприятие

Цель

Ответственные

Примечания

Сентябрь 2013

ПМПк

(выписка Приложение 2) 

- определение направлений работы (линий развития)

Руководитель МБДОУ, педагог – психолог, воспитатель.

Октябрь 2013

 ПМПК

- Определение образовательного маршрута.

 Председатель ПМПК

Октябрь 2013

Составление программы сопровождения

- определение компенсаторных механизмов, координация действий специалистов.

2 этап. Специализированная помощь  в ДОУ (педагог-психолог, медицинский работник, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители)

2013-2014 учебный год

Период

Ноябрь-

апрель

Формы реализации программы:

Направление:

Ответственные

Содержание

Групповые занятия

Развитие эмоционално — личностной сферы.

Педагог — психолог МБДОУ

Индивидуальные занятия

Развитие познавательной сферы (Мышление,память, внимание,мелкая моторика)

Педагог — психолог МБДОУ

Рабочая программа согласно общеобразовательной программе МБДОУ, с целью закрепления знаний групповых занятий воспитателя

Индивидуальные/ групповые занятия

Коррекция нарушений  грамматического строя речи, звукопроизношения, семантики, просодических компонентов речи.

Учитель — логопед МБДОУ

Изучение материала на инд. занятии,  отработка навыка на групповом

Апрель 2014

ПМПк

- обсуждение результатов работы

Руководитель МБДОУ, педагог – психолог,восп.

Октябрь2014  

ПМПк

- организация межведомственного взаимодействия со специалистами ППМС центра диагностики и консультирования

Руководитель МБДОУ, педагог – психолог, заведующая ППМС центра

             

              Качественные изменения ребёнка в результате проведения

                            мероприятий по сопровождению ребёнка.

       В результате освоения программы в 2013 – 2014г. (1 и 2 этапы), наблюдается положительная динамика развития Максима Ш.: стал устанавливать контакт глаз,  повысился уровень развития внимания, мышления,  общей осведомленности, появилась сюжетно — ролевая игра, улучшились показания  мелкой моторики (стал держать карандаш, выполнять простые узоры), снизился уровень тревожности, в речевом развитии -   снизились «эхолалии»,  стал отвечать на вопросы, повысился уровень коммуникативных навыков.

                            3 этап.  Интегративная специализированная помощь

в ДОУ, ПМПк ДОУ,   центр – ППМС

2014-2015 учебном году.

Групповые занятия

2 раза в неделю

Подготовка к школьному обучению, коррекция эмоциональных нарушений, повышение психологического статуса.

Педагог — психолог МБДОУ

Программа

(Приложение 3)

Индивидуальные занятия

2 раза в неделю

Коррекция нарушений  грамматического строя речи, звукопроизношения, семантики, просодических компонентов речи.

Учитель — логопед МБДОУ

Индивидуальные занятия

2 раза в месяц

Подготовка к школьному обучению, развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, ориентации в пространстве.

Руководитель ППМС центра диагностики и консультирования

Программа «Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики» (Приложение 4)

Индивидуальные занятия

2 раза в месяц

Устранение неэффективного психологического напряжения, формирование положительной самооценки и образа Я.

Педагог — психолог ППМС центра диагностики и консультирования

Программа

По преодолению страхов   у дошкольников с использованием игр на песке. (Приложение 5)

ПМПК

 - отслеживание результатов, определение дальнейшего образовательного маршрута (младший школьный возраст).

Руководитель ППМС центра диагностики и консультирования

Май 2015г

Примерный прогноз ребёнка, ожидаемые результаты

При организации системы коррекционных занятий со специалистами сопровождения ДОУ,  ППМС центра, а также при поддержке образовательного процесса  со стороны родителей  и соблюдении рекомендаций  специалистов прогноз для ребёнка благоприятный. Ребёнок сможет обучаться в общеобразовательной школе по  адаптированной  программе  для детей с ЗПР.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.
  3. Веракса А.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.
  5. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3. http://www.pedlib.ru/Books/4/0003/index.shtml
  6.  Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.
  7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010
  8. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования».
  9. Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия

Тема: Формирование здорового образа жизни у воспитанников и обручающихся образовательных учреждений в условиях межведомственного взаимодействия  О.Г. Иванова, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровск...

План межведомственного взаимодействия

План  реализации совместного со школой проекта «Целевые ориентиры – основание преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках внедрения ФГОС ДОО и НОО»...

Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей безопасного поведения на дороге

Межведомственное взаимодействие в воспитании у детей навыков безопасного поведения на дороге Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом орг...

статья на тему: "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС в дошкольное образование.

Статья на тему "Межведомственное взаимодействие: модели включения ребенка с РАС  в дошкольное образование. В  данной статья прописан алгоритм взаимодействия социальных институтов по раб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...