Мастер-класс в рамках Дня открытых дверей на тему: «Детские страхи и пути их коррекции» (для родителей детей 3-7 лет)
методическая разработка

Киселева Валентина Леонидовна

Мастер-класс в рамках Дня открытых дверей

на тему: «Детские страхи и пути их коррекции»

(для родителей детей 3-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_v_ramkah_dnya_otkrytyh_dverey.docx201.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Мастер-класс в рамках Дня открытых дверей

на тему: «Детские страхи и пути их коррекции»

(для родителей детей 3-7 лет)

Киселева В.Л.

педагог -  психолог

г. Советский,  2022 г.

 «А я совсем и не боюсь.
Я не страхулька какая-то»
(Вика К., 3,5 года)

Цель: расширение знаний родителей об эффективных способах решение проблем возникновения страхов у дошкольников.

Задачи:

  1. Улучшение понимания детей, почему дети боятся, и что стоит за их страхами.
  1. Развитие эмпатии, способности глубоко прочувствовать то, что происходит сейчас с ребенком взаимодействия с ребенком.
  2. Выработка новых навыков, стратегии поведения, которая поможет ребенку справиться со страхом, формирование умения применять различные приемы, игры, которые эффективно и быстро нейтрализуют возрастные страхи детей.
  1. Активизация коммуникаций в семье.

Целевая аудитория:

  • Родители, которые воспитывают детей и замечают у них те или иные страхи.
  • Тем, кто хочет узнать, как не закрепить страхи детей своим поведением и что делать, чтобы страх исчез так же быстро, как появился.
  • Тем, родителям, которые хотят избавить ребенка от страха и открыть ему двери к успешной жизни.

Мастер класс состоит из двух частей:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материал и оборудование: бейджики (малярный скотч), фломастеры, восковые карандаши, мелки, гуашь, краски, пластилин, музыка для релаксации, куб эмоций, бумага для рисования, ножницы, свидетельство

Теоретическая часть

Приветствие. Знакомство.

 Страх – это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Не всегда ребенок открыто просит помощи и защиты, иногда о наличии тревоги, страха можно догадаться, видя агрессивность, непоседливость, рассеянность или навязчивую любовь и чрезмерное послушание сына или дочери. Детские страхи, если к ним правильно относиться, чаще всего исчезают бесследно. Как предупредить их, что предпринять, если они уже возникли, - это серьезный повод для разговора.

Сегодня речь пойдет не о том, как сделать ребенка бесстрашным супергероем, а о том, что предпринять, чтобы он как можно реже плакал, отчаивался и был способен чувствовать себя счастливым в будущем, став взрослым.

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Виды детских страхов.

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. 

Можно выделить 3 основные группы страхов у детей дошкольного возраста по происхождению:

Ситуативные (на основе собственного опыта). 

Такие страхи вполне логичны – они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала, болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет боятся попасть в такую ситуацию снова.

• Личностно-обусловленные (фантазийные).

Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.

• Внушенные. 

К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет»«Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты».

Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги, что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

По результатам исследования  А.И. Захарова можно выделить 29 основных страхов (детей дошкольного и подросткового возраста).

  1. когда остаешься один;
  1. нападения;
  2. заболеть, заразиться;
  3. умереть;
  4. того, что умрут твои родители;
  5. каких-то людей;
  6. мамы или папы;
  7. того, что они тебя накажут;
  8. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к этому списку добавляются страхи Невидимок, Скелетов, Черной Руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  9. опоздать в сад (школу);
  10. перед тем как заснуть;
  11. страшных снов (каких именно);
  12. темноты;
  13. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  14. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  15. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  16. когда очень высоко (страх высоты);
  17. когда очень глубоко (страх глубины);
  18. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  19. воды;
  20. огня;
  21. пожара;
  22. войны;
  23. больших улиц, площадей;
  24. врачей (кроме зубных);
  25. крови (когда идет кровь);
  26. уколов;
  27. боли (когда больно);
  28. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)".

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

  • Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
  • В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
  • В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
  • 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
  • В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец   принимает участие в воспитании,   не подавляется чувство «Я» (малыш   должен иметь возможность   выражать свои эмоции, переживания).
  • От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства.
  • В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
  • В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
  • Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
  • В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности (школьные страхи).

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Однако бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей.  Непреодолимый детский страх может привести к таким неприятным последствиям, как навязчивые движения, заикания, энурез, раздражительность, агрессивность, плохой сон.

Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психотерапевта), изменение стиля воспитания.

Сегодня мы с вами попробуем научиться несложным приемам снятия психо - эмоционального и физического напряжения, пути  устранения страхов в домашних условиях.

Мы будем играть!

Практический этап

Организация беседы по пиктограмме «Страх»

Посмотрите на эту картинку на кубе эмоций. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Это чувство страха.

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как Вы выглядит испуганный человек. Страх изобразите на своем лице (взрослые выполняют задание.) Молодцы!

Это чувство испытывал каждый и оно одно из первых, которое появляется у человека как только он рождается. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех. Только каждое чувство оставляет свой след на лице человека. Давайте посмотрим, какая из масок, является маской страха.

-  Предлагаю примерить эту маску и сказать, чего вы боялись в последнее время.

- Но намного приятнее быть радостным и счастливыми, примерьте маску «радость» и вспомните, чему вы радовались в последнее время. Я хочу, чтобы вы как можно чаще находились в этом состоянии.

- Как вы считаете, а испытывать чувство страха это хорошо или плохо?

Упражнение «Хорошо-плохо»

- Чем страх плох? (сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным).

Конечно, вы правы, есть страхи, которых мы боимся, нам от них плохо - это «вредные» страхи. Но вот оказалось, страхи могут быть и полезными.

  • Чем, страх хорош? (страхи помогают нам быть осторожными). Вы видели альпинистов? Можете представить их снаряжение? Очень прочные веревки-страховки, металлические крючки. Зачем? (Чтобы не упасть; очень высоко лезут.) Это и есть страх высоты, альпинисты знают, что если упасть, то могут разбиться, что-то себе поломать. И этот страх им помогает быть осторожными, аккуратными, при подъеме на гору.
  • Приходилось ли вам переходить с одной стороны дороги на другую? (Да... много раз... и в садик и домой.) А как мы это делаем? (Посмотрю налево, направо). К почему мы это делаем? (Чтобы машин не было.) То есть мы знаем что машины едут очень быстро, и если выйти на дорогу неожиданно, то водители остановиться не смогут  и собьют. Именно этот страх быть сбитым машиной заставляет нас смотреть по сторонам, когда мы переходим дорогу.
  • Убедились, что страхи, оказывается, бывают полезными? Если со страхами не бороться, они растут, а если бороться они уменьшаются. 

Упражнение «Я сильный - я слабый»

 Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения. Поделитесь на пары. Вытяните, пожалуйста, вперед руки. Один будет опускать руку вниз, нажимая на руки другого сверху, второй должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!». Теперь делаем то же самое, но будем говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло... (родители выполняют задание).

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

А теперь я бы хотела познакомить вас с некоторыми практическими приемами и методами коррекции детских страхов:

Индивидуально-групповые занятия 

Повышают уверенность в себе (самооценку). Развивают коммуникативные навыки.

Песочная терапия

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Дома можно использовать кинетический песок.

Закапываем страх

Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины/песка несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

Функциональная музыка. Релаксация 

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. Подготавливает тело и психику к деятельности, сосредоточивает на своём внутреннем мире.

Сказкотерапия

Существует как самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги), родители и специалисты используют только элементы сказкотерапии. В этом случае задача приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора. Пример из книжной клинической практики. Девочка боялась медведя. По представлению девочки, он мог ночью влезть в окно второго этажа и загрызть ее. Вместе с ребенком мы рисуем медведя на бумаге, а я попутно рассказываю ей о поведении этого животного в условиях дикой природы, тайги. Почитать басни Крылова «Медведь в сетях», «Трудолюбивый медведь», стихотворение «Топтыгин и лиса». Подвести! (но не навязать) ребенка к тому, что во всех сказках медведь представлен в образе неудачника, милого глупца, которого немного жалко.

Куклотерапия

Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др.

Для преодоления страха сказочных персонажей можно лепить из пластилина «Сказочный город» и его героев. 

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Этюд Страшный сон

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк-ведьма, робот - желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...

Телесная терапия 

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышает уверенность в себе, снижает страхи.

Массаж ушей

Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз.
Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию.
Упражнение «Черепашки»

Предложите ребенку сесть и представить, что он теперь – черепашка. Ему надо сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь. И начните проверять… Дотронетесь до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т. д.

«Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты – настоящая черепашка с твердым панцирем!»

Подержите ребенка в напряжении секунд 10, постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривая и побуждая его.

А теперь – солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.

И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.

Обратите внимание на мышцы шеи и лица! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить. Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить. «А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже сделать!»

Упражнение «Качели»

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет)

Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная. С более старшими детьми можно пробовать падение с предметов разной высоты.

Упражнение «Тень»

Один — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

Игротерапия

Игры,  которые могут быть проведены родителями для устранения страхов у малыша, давно известны. Ценность этих семейных игр заключается в том, что дети, испытывающие страхи легче раскрепощаются в игре с родителями, а не в группе детского сада.

Первая игра — «Пятнашки»  (преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний. С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, сиять накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми).

Вторая игра — «Жмурки» (преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства).

Третья игра - «Прятки» (преодолеваемые в игре страхи  темноты, одиночества и замкнутого пространства. Направлена на коррекцию избытка родительского беспокойства ("Где мой ребенок?).

«Зверушки в норке» (преодоление страха темноты для детей 3-4 лет.) 

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

Арт-терапия.

Способствует актуализации страхов, повышению уверенности в себе, развитию мелкой моторики, снижению тревожности.

Первым этапом в преодолении  чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страха поможет ребенку избавится от неопределенности и выплеснет наружу то, сто тревожит и мучает. Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, "страх", чем описать его словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше. Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха - моделирование выхода из сложившейся ситуации.

Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не спрячется от нас. Он назван и изображен. Поэтому с ним можно очень мягко договориться. В конце концов страх тоже не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Давай научим страх быть красивым и умным.

Для «борьбы» со страхом можно использовать следующие методы:

  • "растворение" (добавление животному новых - мягких, снимающих страх черт, дорисовать к глазам "девичьи" ресницы; если морда у собаки острая, то можно ее немножко округлить и сделать ее "щенячьей").
  • "превращение" (ребенок может "превратить" страшное животное в другое-похожее, но безопасное. Например, если ребенок боится змеи, то, дорисовав ножки  и корону на голове, ее легко превратить в царевну-ящерицу).
  • "узнавание" (получение более полной информации о жизни животного, что делает его более понятным и не страшным).

дорисовка "Защитного объекта" ("перебросить в другое измерение" или " посадить в бочку с клеем, чтобы он насовсем приклеился"). 

Можно изготавливать защитные амулеты, волшебные палочки

Волшебная палочка

На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

  • закрашивание "Страшного".
  • уничтожение "Зла" (скомкать, порвать, выбросить, делаем из страха пазл - для этого рисунок страха разрезаем ножницами на кусочки, из которых ребенок составляет другие ошибочные комбинации).
  • дорисовка интересных интригующих деталей ("приручить" собаку, дать "ей будку и сосиску").
  • видоизменение рисунка, превращение "страшного" в "смешное"; необычно и забавно раскрасить животное (розовыми горошинами, зелеными звездочками и т.п.).
  • украшение мрачного, преобразование в красивое (Бабу Ягу отправить в модный салон).

Возможно, конкретная ситуация подскажет вам свои собственные варианты решений. Следите за тем, чтобы ребенок не закрашивал самого себя, "Уничтожал" не конкретного человека-противника, а лишь зло, которое тот причиняет. Главное правило: "зло" не должно побеждаться "злом", на это есть "добро".

Помните о том, что ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя. Будьте самими собой и не пренебрегайте возможностью окунуться в детство, играя со своим чадом.

А сейчас я хочу вручить вам свидетельство: в  том, что каждый из вас научился побеждать, преодолевать страхи и теперь умеет владеть собой в любой ситуацией. Свидетельство предъявлять детям, родителям, друзьям. Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.

        

Свидетельство

Выдано _________________________________

 (фамилия, имя)


 В том, что он(а) научился(лась) побеждать, преодолевать страхи и теперь умеет владеть собой в любой ситуацией.

Свидетельство предъявлять детям, родителям, друзьям.

Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.

« 6 » октября 2022 г.

 педагог-психолог Киселева В.Л.

                                                 

Свидетельство

Выдано _______________________________

 (фамилия, имя)


 В том, что он(а) научился(лась) побеждать, преодолевать страхи и теперь умеет владеть собой в любой ситуацией.

Свидетельство предъявлять детям, родителям, друзьям.

Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.

« 6 » октября 2022 г.

педагог-психолог Киселева В.Л.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u194507/t1524515562aa.jpg

                                                                                     СВИДЕТЕЛЬСТВО

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u194507/t1524515562aa.jpg

        

                                                                                                                                                                                СВИДЕТЕЛЬСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Тема: «Детские страхи и способы их коррекции»

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....

Конспект мастер - класса в рамках Недели открытых дверей с родителями и воспитанниками I младшей группы на тему :Сказка – шумелка" Колобок" Воспитатель: Нурадилова У. С

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интелл...

Мастер-класс для родителей "Детские страхи и пути их коррекции"

Мастер-класс поможет повысить психологическую компетентность родителей по вопросам профиластики и коррекции детских страхов у дошкольников....

Буклет для родителей "Детские страхи и пути их коррекции"

В буклете собран материал для родителей по коррекции детских страхов....

Мастер-класс для родителей в старшей группе «Детские страхи и пути их коррекции»

Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;-отработать на практике приемы снятия страхов;-стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с...

Мастер - класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: "Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ"

Мастер – класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: «Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»....