Мастер-класс для родителей "Детские страхи и пути их коррекции"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белёнова Яна Владимировна

Мастер-класс поможет повысить психологическую компетентность родителей по вопросам профиластики и коррекции детских страхов у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rodit_2022-2023.docx50.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 г. Шебекино Белгородской области

Мастер-класс для родителей

«Детские страхи и пути их коррекции»

Подготовил педагог-психолог Белёнова Я. В.

Шебекино 2022г.

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики и коррекции детских страхов в дошкольном возрасте

Задачи:

-познакомить родителей с возрастными особенностями  проявления страхов, их причинами , последствиями;

-отработать на практике приемы снятия страхов;

-стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с педагогом –психологом;

-оптимизировать детско-родительские отношения.

Ход мастер-класса.

Педагог-психолог: Сегодня я хочу вам рассказать об очень важной детской проблеме, о том, как узнать, что ваш ребенок чего-то боится. Не всегда можно увидеть по поведению ребенка, что ему бывает страшно. Не всегда ребенок просит помощи справиться с тревогой, с беспокойством или неспокойным сном. Что такое страх? Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь
ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
1. Упражнение «Конкурс боюсек»
Цель: предоставить родителям возможность актуализировать знания о страх и
тревогах.
Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи,
которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.
2. Сообщение психолога «Возрастные особенности страхов»
Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.
- Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
-В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии
матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
- В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно
женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года
жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение,
болезненные процедуры, т.д.).

-2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли,

транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
- В 3 года появляется страх перед наказанием.

-От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу
Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и
в то же время излишне принципиальны.
-В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется
не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает
страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
- В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые:
боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
-В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее
состояние тревожности.
Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

3. Экспресс-тест «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка
от формирования страхов»
Инструкция. Психолог зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения.

Утверждения ведущего

Движения

Я считаю, что современные агрессивные мультики и
передачи -один из источников страхов, и не разрешаю
ребенку бесконтрольно смотреть телевизор

Хлопнуть в ладоши

Я стараюсь контролировать собственные страхи и не
«заражать» ими малыша

Кивнуть головой

Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем,
милицией, бабой-ягой и не позволяю другим

Топнуть ногой

Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время
одного, в том числе на чужих людей

Положить руки на
колени

У нас в семье не принято выяснять отношения,
провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка

Погладить себя по
голове

Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность
моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает
мне

Показать большой
палец

Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его
физически

Спрятать руки

Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства
(смех, слезы)

Улыбнуться

Я никогда не обманываю малыша, пытаясь «во благо» ему
уберечь его от слез, например не говорю «не больно в
больнице

Хлопнуть в ладоши

Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным
жизненным ситуациям

Сказать «Да!»

Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к
невротическим страхам, фобиям — навязчивым страхам, детской тревожности.
Необходимо правильно выбирать методы воспитания.
4. Беседа о страхах. Предпосылки для возможного развития беспокойств.
Патологические страхи.
Как же нам понять, что у ребенка возникают тревоги и страхи? (Ответы родителей)
Критерии выявления тревоги у ребёнка:
1. Испытывает постоянное беспокойство.
2. Трудности в концентрации внимания.
3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи.
4. Раздражительность.
5. Нарушение сна.
Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.
Патологический страх
Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от
нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.
Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям:
если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в
эмоциональной памяти сильных и слабых при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются
низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители — алкоголики и наркоманы.
Еще одним источником страхов является психологическое заражение от
сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А. И.Захаров сгруппировал следующим образом:
— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
— тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от
опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств,
обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным
неприятием детей;
— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное
предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные
нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола,
преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и
неуверенность в себе;
— конфликтные отношения между родителями: психические травмы типа испуга,
обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
— психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и
взрослыми.
Причины возникновения детских страхов

-Конкретный случай, который напугал  ребенка- укусила собака, застрял в лифте, потерялся

-Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки,
воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности
-Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха
(боязнь темноты, монстров, призраков, чудовищ)
- Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за
конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает
ребенка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями
-Наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники
Как избежать возникновения и закрепления страхов
 Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
 Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи,
собака укусит, т.д.).
 Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать
возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги.
 Повышайте самооценку малыша.
 «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка
(боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
 Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито
воображение.
 Если ребенку постоянно что-то запрещают, лишают его самостоятельности,
это также может выразиться в ночных кошмарах, когда строгие родители предстают в
образах страшных сказочных персонажей.
 В результате постоянно испытываемые негативные эмоции, возбуждение,
нервное напряжение могут способствовать тому, что он начинает страдать неврозами.
Страх темноты
Если ребенок боится темноты, то ни в коем случае не нужно заставлять ребенка
засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия.
Кошмары ребенка большей частью представляют собой реакцию на страхи, которые он испытывает в состоянии бодрствования. Если это связано с возрастными этапами, то бояться нечего, но порой кошмары возникают если это отражение каких-либо стрессовых ситуаций, неблагополучных отношений между членами семьи. Дневные страхи могут отражаться во сне.
У маленьких детей кошмары часто являются воспоминаниями о пережитом в
течение дня. Фильмы ужасов, страшные истории, скандалы, травмы воздействуют на психику малыша, выливаясь в последствии в ночные кошмары.
Начиная с двухлетнего возраста на появление ночных кошмаров может влиять
разлука с матерью, остро переживаемая малышом, а также излишняя строгость родителей, недостаток любви с их стороны.
ВНИМАНИЕ!
Если ребенок склонен к ночным кошмарам, следует уделить особое внимание тому,
как он готовится ко сну. Избегайте возбуждающих подвижных игр перед сном, не давайте ему рассматривать страшные картинки, не рассказывайте страшных сказок. Настроить его на умиротворяющий лад поможет колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную тему, уверения в том, что он всеми любим и что в случае чего родители всегда придут ему на помощь.
¬ Не нужно акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях,
постарайтесь успокоить и отвлечь его.
5. Способы преодоления страхов. Методы и приемы коррекции детских страхов
Проблематика детских страхов и тревог особенно важна для обсуждения в
дошкольном учреждении. До того, как ребенок пойдет в школу, вступит в период сложной адаптации к новому коллективу и возросшей ответственности, ему надо бы помочь избавиться от тех препятствий, которые станут на пути дальнейшего гармоничного развития личности.
Какие методы и приемы коррекции детских страхов можно использовать:
- Игротерапия
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
- Арт-терапия
- Песочная терапия
- Телесная терапия
- Функциональная музыка
- Релаксация
- Индивидуально-групповые занятия
- Улучшение детско - родительских отношений

Игротерапия
Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте.
Игра помогает ребенку приобрести определенные навыки общения, усвоит
социальные нормы поведения, доставляет удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное состояние.
Игры, которые могут быть проведены родителями для устранения страхов у малыша, давно известны. Они помогут снять заторможенность, скованность и страх, возникающие у ребенка в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии или попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.
Ценность этих семейных игр заключается в том, что дети, испытывающие страхи легче раскрепощаются в игре с родителями, а не в группе детского сада.
Первая игра — «Пятнашки» (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного
воздействия. Направлена на нейтрализацию избытка родительских угроз и наказаний.
С помощью этой игры удается обеспечить эмоциональную разрядку, сиять
накопившееся нервное напряжение, значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страх наказания со стороны родителей, развить ловкость, координацию движений, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми.
Вторая игра — «Жмурки». (Преодолеваемые в игре страхи - страх неожиданного
воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства. Направлена на нейтрализацию
избытка родительских угроз и наказаний.
Третья игра - «Прятки» Преодолеваемые в игре страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства. Направлена на коррекцию избытка родительского беспокойства ("Где мой ребенок?)
«Зверушки в норке» (преодоление страха темноты).
«Бестолковый кошмар» (коррекция ночных кошмаров)
Арт-терапия
Способствует актуализации страхов, повышению уверенности в себе, развитию
мелкой моторики, снижению тревожности.
Первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно
конкретизация страха поможет ребенку избавится от неопределенности и выплеснет наружу то, сто тревожит и мучает. Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, "страх", чем описать его словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше.
Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха - моделирование
выхода из сложившейся ситуации. Существует множество приемов и способов:
 дорисовка "Защитного объекта";
 закрашивание "Страшного";
 уничтожение "Зла" (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
 дорисовка интересных интригующих деталей ("Сюрприз");
 видоизменение рисунка, превращение "страшного" в "смешное";
 украшение мрачного, преобразование в красивое.
Возможно, конкретная ситуация подскажет вам свои собственные варианты
решений. Следите за тем, чтобы ребенок не закрашивал самого себя, "Уничтожал" не конкретного человека-противника, а лишь зло, которое тот причиняет. Главное правило: "зло" не должно побеждаться "злом", на это есть "добро".
Песочная терапия. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Телесная терапия
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности.
Повышает уверенность в себе, снижает страхи.
Функциональная музыка
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению
эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Релаксация
Обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня тревожности.
• Подготавливает тело и психику к деятельности,
• Сосредоточивает на своём внутреннем мире,
• Освобождает от излишнего нервного напряжения.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия.
1. Повышают уверенность в себе (самооценку)
2. Снимают страхи
3. Развивают коммуникативные навыки
Улучшение детско - родительских отношений
Многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных
отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к
ребенку, мы разрешаем его проблему.
Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия
личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;
способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.
6.
Упражнение "Превращение страхов"
Цель: разрушение стереотипного восприятия страхов, снижение тревожности.
Инструкция.
1. Нарисовать свой страх.
Обсуждение рисунков. Поскольку страх нарисован, он уже никуда не убежит и не
спрячется от нас. Он назван и изображен. Поэтому с ним можно очень мягко договориться.
В конце концов, страх тоже не виноват, что кто-то его боится. Мы можем учить его и перевоспитывать. Давай научим страх быть красивым и умным.
Если ребенок продолжает настаивать, страх все равно ему угрожает, можно
использовать следующие техники:
 Делаем из страха пазл - для этого рисунок страха разрезаем ножницами на
кусочки, из которых ребенок составляет другие ошибочные комбинации;
 Зачеркиваем страх любыми цветами;
 Рвем и выбрасываем страх;
 Отдаем страх на вечное хранение другому человеку или для того, чтобы он
его выбросил далеко-далеко (ребенку предлагается представить, как картинка с его
страхом улетает).
 Превратить страх во что-то безобидное или "перебросить в другое
измерение" или " посадить в бочку с клеем, чтобы он насовсем приклеился".
 Нарисовать ему друга.
 Украсить страх (Пример: Бабу Ягу отправить в модный салон)
7. Советы родителям «Что делать, если ребенок боится»
 Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с
пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
 Следует поговорить с ребенком о его страхах. Лучше делать это в спокойной
обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка.
 Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая
ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с
ребенком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и
обязательно о том, как вы перестали бояться.
 Кроме того, про страх можно сочинить страшную историю со счастливым
концом и показать ее, например, в кукольном спектакле
 Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и
спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
 Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и
наказывать детей за "трусость".
 Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его
жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
 Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда
вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
 Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что
именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
 Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника,
займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
 Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок
боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание
успокоит малыша, но не избавит его от страха.
Как помочь ребенку, испытывающему страхи
¬ Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует
свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
¬ Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу,
откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
¬ Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать
себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
¬ Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций
(если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков
и т.д.).
¬ Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он
многое умеет, многое знает.
¬ Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи
нельзя ругать, наказывать, стыдить.
¬ Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому
словесные убеждения малоэффективны.
¬ Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
¬ Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок.
¬ Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из
души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может
привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность,
необщительность и т.д.).
8. Упражнение «Ха-ха, хо-хо»
Цель: Избавиться от излишка энергии, выражающейся в тревоге и страхе.
Инструкция: необходимо сложить руки в замок, поочередно стучим по правому
плечу 5 раз, потом по левому и произносим
«ха-ха», затем 5 раз по правому колену и левому, произносим «хо-хо». С каждым разом уменьшаем количество ударов и в конце делаем глубокий вдох, вкладываем весь негатив, волнение и делаем выдох.

9. Подведение итогов.
Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов

Список литературы

1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:2007
2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010
3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет - Волгоград - 2009

Вербальные и художественные упражнения

1.Нарисуй свой страх.
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
2. Придумываем сказку.
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
3. Придумываем и рисуем друга.
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,
сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».
4. Радуга силы.
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
5. Где живет страх?
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
6. Напугаем страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
7. Выкидываем страх.
Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.
8. Если бы я был большой.
Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
9. Отпускаем страх.
Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
10. Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку,
11. Закапываем страх.
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.
12. Волшебная палочка.
На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я — самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».
13. Пальчиковый кукольный театр.
Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
14. Затопчем страх.
На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»
15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:
Упражнение-кричалка:
Я хлопаю (хлопать в ладоши),
Топаю (тonаю ногами),
Громко рычу (произносить «р-р-р»),
Страх прогоняю (махать руками)
16. Придумываем страшилку.
Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь ... На
прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».
17. Пишем волшебнику Добросилу.
Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в ... (глобус, конфету, радугу, стрекозу...). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.
18. Мы смелые и дружные.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, ни собака,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!

Театралиэованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон.
Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...
20. Этюд Грoзa
Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.
21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».
Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.
22. Игра «Пчелка в темноте»
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.
23. Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.
25. Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
26. Игра «Тень»
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Борьба с детскими страхами с помощью сказкотерапии"

Разные методы борьбы с детскими страхами, где основным методом является Сказкотерапия...

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей «Пение — путь к здоровью».

Цель: укрепление здоровья детей через вокально-хоровое пение. Задачи:развивать вокально-хоровые навыки у детей дошкольного возраста: совершенствование дикции, формирование артикуляции, укрепление...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования-путь к развитию творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Нетрадиционные техники рисования-путь к развитию творческих способностей дошкольников» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»...

Буклет для родителей "Детские страхи и пути их коррекции"

В буклете собран материал для родителей по коррекции детских страхов....

Мастер-класс для родителей в старшей группе «Детские страхи и пути их коррекции»

Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;-отработать на практике приемы снятия страхов;-стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с...

Мастер-класс в рамках Дня открытых дверей на тему: «Детские страхи и пути их коррекции» (для родителей детей 3-7 лет)

Мастер-класс в рамках Дня открытых дверейна тему: «Детские страхи и пути их коррекции»(для родителей детей 3-7 лет)...