Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования-путь к развитию творческих способностей дошкольников»
учебно-методическое пособие

Лобода Галина Николаевна

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционные техники рисования-путь к развитию творческих способностей дошкольников»

 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                   В. А. Сухомлинский.   

 

Актуальность выбранной темы мастер-класса:

• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, цветные листы бумаги А4, зубные щетки, карандаши, баночки с водой, кисти для рисования.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.

 

Вступительное слово

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.
  • Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Использование нетрадиционных техник:

•        Способствует снятию детских страхов.

•        Развивает уверенность в своих силах.

•        Развивает пространственное мышление.

•        Учит детей свободно выражать свой замысел.

•        Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

•        Учит детей работать с разнообразным материалом.

•        Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

•        Развивает мелкую моторику рук.

•        Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

•        Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

                                                                                                                               

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
  • рисование ладошками;
  • рисование по мокрому листу бумаги.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + гуашь;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки;

• монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование солью, песком, манкой;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• кляксография обычная;

• пластилинография

• граттаж.

 

Практическая часть

Уважаемые педагоги! Сегодня я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования.  И сейчас мы превратимся в маленьких художников. Я покажу, как можно использовать обычные вещи, такие как вилка и зубная щетка для рисования гуашью.

Обычная пластмассовая вилка в дружном тандеме с гуашью позволяет создать очень необычные картины. Для творчества необходимо бумага, гуашь и, конечно же, фантазия.  Опыт показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции.  При помощи вилки можно нарисовать: дождь, иголочки у ёжика, травинки, море, закат. Сегодня же, мы будем рисовать с помощью обычной пластиковой вилки ёлочку и снегопад с помощью зубной щетки и карандаша.

Для начала на тарелочку наливаем гуашь нужных цветов. На листе бумаги рисуем кистью пенёк будущей ёлки. Окунаем вилку в зелёную краску и начинаем накладывать отпечатки по направлению от бока елки вверх. Сначала обрабатываем правую сторону ёлки снизу вверх, потом левую, создавая эффект пушистой ёлки. Даем зелёной краске подсохнуть. Затем берём зубную щетку макаем в жидкую белую гуашь и рисуем снегопад способом набрызга, карандашом проводим по щетке к себе так, чтобы брызги падали на рисунок.

 

Заключительный этап.

 А теперь мини - опрос.

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. 

1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей).

2. Буклеты всем участникам мастер-класса.

В каждом из нас живёт художник и поэт. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Благодарю всех за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacija-netradic-tehn-risov_b2ukl.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству дошкольников». Подготовила: Воспитатель Лобода Галина Николаевна

Слайд 2

« Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность выбранной темы мастер-класса: • На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. • В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников . Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи : • Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании. • Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов. • Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности . Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Слайд 5

Вступительное слово Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Слайд 6

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Слайд 7

Такими стимулами могут быть: игра , которая является основным видом деятельности детей ; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение. И т.д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Слайд 8

Использование нетрадиционных техник: • Способствует снятию детских страхов. • Развивает уверенность в своих силах. • Развивает пространственное мышление. • Учит детей свободно выражать свой замысел. • Побуждает детей к творческим поискам и решениям. • Учит детей работать с разнообразным материалом. •Развивает чувство цветовосприятия , чувство фактурности и объёмности. • Развивает мелкую моторику рук. • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. •Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Слайд 9

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: •рисование пальчиками; •оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; •рисование ладошками . • рисование по мокрому листу бумаги

Слайд 10

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: •тычок жесткой полусухой кистью. •печать поролоном; •печать пробками; •восковые мелки + гуашь •свеча + акварель; •отпечатки листьев; •рисунки из ладошки; •рисование ватными палочками; •волшебные веревочки; •монотипия предметная.

Слайд 11

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: •рисование солью, песком, манкой; •рисование мыльными пузырями; •рисование мятой бумагой; • кляксография с трубочкой; •монотипия пейзажная; •печать по трафарету; • кляксография обычная; • пластилинография • граттаж .

Слайд 12

Практическая часть Уважаемые педагоги! Сегодня я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. И сейчас мы превратимся в маленьких художников. Я покажу, как можно использовать обычные вещи, такие как вилка и зубная щетка для рисования гуашью. Обычная пластмассовая вилка в дружном тандеме с гуашью позволяет создать очень необычные картины. Для творчества необходимо бумага, гуашь и, конечно же, фантазия. Опыт показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. При помощи вилки можно нарисовать: дождь, иголочки у ёжика, травинки, море, закат. Сегодня же, мы будем рисовать с помощью обычной пластиковой вилки ёлочку и снегопад с помощью зубной щетки и карандаша.

Слайд 13

Для начала на тарелочку наливаем гуашь нужных цветов. На листе бумаги рисуем кистью пенёк будущей ёлки. Окунаем вилку в зелёную краску и начинаем накладывать отпечатки по направлению от бока елки вверх. Сначала обрабатываем правую сторону ёлки снизу вверх, потом левую, создавая эффект пушистой ёлки. Даем зелёной краске подсохнуть. Затем берём зубную щетку макаем в жидкую белую гуашь и рисуем снегопад способом набрызга , карандашом проводим по щетке к себе так, чтобы брызги падали на рисунок.

Слайд 14

Заключительный этап. Ответьте, пожалуйста: - Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему? - Где вы можете их использовать ?

Слайд 15

«В каждом из нас живёт художник и поэт. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые»!

Слайд 16

Благодарю всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста,  заметила: дети очень любят рисовать, успешно  овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...

Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей»

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»...