Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
проект по рисованию (подготовительная группа)

Стрельцова Наталья Леонидовна

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neobychnoe_v_obychnom.docx699.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Художественно-творческий проект

«Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

«Необычное в обычном»

Автор-составитель проекта:

Стрельцова Наталья Леонидовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Участники проекта:

дети подготовительной группы,

педагогическая и родительская общественность

Сроки реализации проекта:

1 год – 2017-2018 учебный год

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Информационная карта проекта                                                                     стр.3

2.Обоснование необходимости проекта                                                             стр.6

3.Цель и задачи проекта                                                                             стр.8

4.Содержание проекта                                                                           стр.10

5.Заключение                                                                                                              стр.20

6. Дальнейшие перспективы проекта                                                              стр.21

7. Методическое обеспечение проекта                                                          стр.22

8.Приложение 1 – Конспекты занятий                                                          стр.23

9.Приложение 2 – Фотографии                                                                             стр.33

                                                        

                                                                                                

 

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Автор проекта

Стрельцова Наталья Леонидовна

Продолжительность проекта

Краткосрочный, 1 год – 2017-2018 учебный год

Тип проекта

Художественно-творческий

Участники проекта (взрослые, дети)

дети подготовительной группы, педагогическая и родительская общественность

Возраст детей

6-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект

Проблема развития творческих способностей, условия их формирования, исследовалась учеными разных направлений на протяжении многих лет (Я.А. Каменский,  А.Макаренко, К.Д.Ушинский и др., но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются новые грани, если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.

« ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.» - В.Л.Сухомлинский.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности.

Цель проекта

Развитие  художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности
  • Формировать у детей изобразительные умения и навыки
  • Развивать творческое воображение и фантазию
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус

Краткое описание проекта

Проект позволит:

- развивать интерес к изобразительной деятельности в процессе знакомства с нетрадиционными техниками рисования;

- повысить компетенцию родителей в вопросах развития творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;

- выявить эффективность влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников;

- способствовать созданию предметно – развивающей среды по теме проекта;

- привлекать внимание ребенка к красоте природы, богатству её красок, побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность, используя нетрадиционные техники

Форма работы проекта

  • Выставка детских рисунков
  • Выставки коллективных и индивидуальных работ
  • Выставка, подготовленная родителями
  • Открытый показ образовательной деятельности с использованием ИКТ
  • Мастер-класс для педагогической общественности
  • Проведение совместных выставок детских рисунков с ДК п.Лиственичный в рамках социального партнерства
  • Родительское собрание «Развитие творческих способностей и активизация интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
  • Консультации для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей

Название итогового мероприятия проекта

Интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением родителей и педагогов в форме игры-путешествия

Продукты проекта:

  • для детей;
  • для педагогов;
  • для родителей;

для социальных партнеров.

коллективные и индивидуальные творческие работы

картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;

консультации, беседы, мастер-классы, организация и проведение конкурсов

Ожидаемые результаты по проекту

  • для детей;
  • для педагогов;
  • для родителей;
  • для социальных партнеров.

- сформировать интерес к изобразительной деятельности, умение применять усвоенные нетрадиционные техники рисования, получать эстетические впечатления при восприятии своих работ;

- создать условия для активизации интереса к изобразительной деятельности у детей группы;

- повысить компетенцию родителей, сформировать у родителей позицию «активных участников» в реализации проекта;

- компетентность родителей в развитии творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

 « ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»

В. Л.Сухомлинский

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие способности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.


Обоснование необходимости проектов

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.  

Цель и задачи проекта

        Цель проекта - развитие  художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

        Задачи проекта:

  • Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности.
  • Формировать у детей изобразительные умения и навыки.
  • Развивать творческое воображение и фантазию.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Подходы и методы их реализации:

  • Выставка детских рисунков.
  • Выставки коллективных и индивидуальных работ.
  • Выставка, подготовленная родителями.
  • Открытый показ образовательной деятельности с использованием ИКТ.
  • Мастер-класс для педагогической общественности.
  • Проведение совместных выставок детских рисунков с ДК п.Лиственичный в рамках социального партнерства.
  • Родительское собрание «Развитие творческих способностей и активизация интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
  • Консультации для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.

Название итогового мероприятия проекта - интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением родителей и педагогов в форме игры-путешествия

Продукты проекта:

Проект позволит:

- развивать интерес к изобразительной деятельности в процессе знакомства с нетрадиционными техниками рисования;

- повысить компетенцию родителей в вопросах развития творческих способностей и активизации интереса к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста;

- выявить эффективность влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников;

- способствовать созданию предметно – развивающей среды по теме проекта;

- привлекать внимание ребенка к красоте природы, богатству её красок, побуждать выражать свое эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность, используя нетрадиционные техники.

Ожидаемые результаты по проекту

Структура проекта не случайна, так как нетрадиционные техники:

- во-первых,   наиболее   благоприятны   для   развития   творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален:

- во-вторых,   они   доступны   в   техническом   отношении   детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- в-третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Содержание проекта

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).

Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Каждая из этих техник - это маленькая игра.

Обзор оригинальных техник.

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 6-7 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.

Творим художества ватными палочками и ластиком от карандаша. Это интересно. В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой техникой потребуются:

  • собственно ватные палочки;
  • небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще;
  • влажные салфетки.

Процесс рисования заключается в том, что дети макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать осадки (дождь, снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Рисунок ватными палочками «Деревья осенью». Работа над рисунком предваряется беседой о тех изменениях, которые происходят в природе осенью, а также рассматриванием во время прогулки цветовой палитры листвы на деревьях и кустах. Воспитатель должен очертить границу расположения листвы на дереве.

Инструкция:

  1. Дети получают заготовки стволов деревьев с веточками, ватные палочки и краски. Важно! Для облегчения задачи, можно очертить область расположения листвы кругом.
  2. «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок на веточки или около них. Не забывайте, что палочку нужно держать ровно».
  3. «Для листьев другого цвета мы берём новую палочку».
  4. «После окончания работы вытираем пальчики салфетками».

Если листва должна быть в определённых границах, то эти рамки нужно для ребёнка ограничить контуром.

Осенняя листва — тема, идеально подходящая для рисования ватными палочками.

Пальчики. Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого, нужно взять

  • краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев);
  • влажные салфетки.

Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт детям общую подложку — большое дерево, а дети ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и каждый ребенок почувствует себя равноправным членом коллектива.

Рисунок пальчиками «Снежинка». Это вариант индивидуального рисунка. Для его создания используются и краски, и карандаши. Для создания фона можно использовать карандаши или восковые мелки.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт листы А4 (можно взять половину этого формата).
  2. «Ребята, сегодня мы будем рисовать снежинку. Давайте возьмём синий карандаш и зарисуем лист полностью».
  3. Воспитатель проходит и каждому на листе рисует плюс.
  4. «А теперь обмакиваем пальчики в краску и ставим отпечатки вокруг основы нашей снежинки».
  5. «А теперь возьму салфетку — каждый пальчик я протру».

В этом рисунке дети не только рисуют ягодки, но и листья. Для этого рисунка не потребуется наносить контуры. Веточки и зелёные листочки воспитатель рисует заранее.

Ладошки. Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется:

  • неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится);
  • влажные салфетки.

К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Рыбки в аквариуме». В этом рисунке детям нужно дополнить отпечаток отдельными мазками.

Инструкция:

  1. Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А3 с голубым фоном, контурами водорослей и пр.
  2. «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской».
  3. «Подойдите к столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не стоит располагать рыбок слишком близко друг к другу».
  4. «Теперь окуните большой пальчик в белую краску и сделайте своей рыбке глазик».
  5. «Указательный пальчик окунаем в чёрную краску, делаем зрачок и аккуратно проводим линию рта». Рот, зрачок может сделать воспитатель толстой кисточкой.
  6. «А теперь вытираем ладошку салфеткой и отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет».

«Петушок». Ладошку можно покрасить разными цветами, например, для рисунка петушка, чтобы показать его разноцветный хвост. Для нанесения краски удобно использовать кусочек губки. Готовый отпечаток дети дополняют дорисовкой клюва и лап.

Инструкция:

  1. «Ладошку и большой пальчик красим жёлтой краской, средний, безымянный и мизинец — красной, а указательный — зелёной».
  2. «Ставим отпечаток».
  3. «Оттираем руки».
  4. «Берём кисточку, окунаем в жёлтую краску и делаем мазок на следе от большого пальчика, чтобы показать гребешок».
  5. «Делаем ещё один мазок для клюва».
  6. «Добавляем по мазку для лапок».

Рисунок ладошками можно дополнять отпечатками пальчиков

Мыльные пузыри. Эта техника сложнее предыдущих с позиции подготовительного этапа. Хотя и работа с материалом также требует проявления фантазии малыша. Но обо всём по порядку. Начнём с необходимых «ингредиентов». Нам потребуются

  • жидкое мыло или детский шампунь;
  • вода;
  • гуашь или акварель (пищевые красители);
  • трубочки для коктейля;
  • ложечка.

Смесь готовит воспитатель, а затем разливает детям в стаканчики. Для приготовления «красок» нужно

  1. Смешать мыло и воду в соотношении 10:1.
  2. Добавить в смесь краситель и немного желатина или глицерина (чтобы пузыри были крепче и дольше сохраняли свою форму).
  3. Перемешиваем и ставим в тёмное место на 2–3 суток.
  4. Процеживаем смесь через марлю, отправляем в холодильник на 12 часов.

С таким материалом обращаться удобнее, так как форма отпечатков получается более очерченной, правильной. Но если времени совсем нет, то можно упростить: в воду добавить жидкое мыло и краситель. Работать с пузырями можно двумя способами.

  • Соломинкой. Берём трубочку и пеним раствор — дуем в него для образования пузырей. Затем прислоняем к пузырям плотную бумагу, чтобы получились отпечатки.
  • Соломинкой и ложкой. Так же дуем в трубочку, только образовавшиеся пузыри снимаем ложкой и выкладываем на лист бумаги.

Рисунок мыльными пузырями «Воздушные шары». Это интересно. Эта техника считается одной из самых сложных в рисовании. Это первая ассоциация, которая приходит в голову, когда на бумаге видишь отпечатки пузырей. Именно поэтому данная тема отлично подходит под нашу возрастную категорию — малышам не придётся долго раздумывать над тем, во что можно превратить полученное изображение.

Воздушные шарики могут быть разных цветов.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт листы бумаги, баночки с мыльным раствором, трубочки и одноразовые чайные ложки.
  2. «Дети, подуйте в трубочки, чтобы образовалась пена».
  3. «Теперь набирайте пену одного цвета и выкладывайте её на лист».
  4. «Делаем пену в другом стакане и также набираем её ложкой. Только выкладываем аккуратно, чтобы наши шары не закрывали друг друга».
  5. Когда отпечаток подсохнет, дети могут дорисовать ниточку к каждому шарику.

В этом задании дети выкладывают пузыри на готовую корзинку.

Малыши делают отпечатки пузырей, а воспитатель помогает им определиться с тем, какую фигуру можно создать из них. Воспитатель дополняет пузыри листочками.

Печатка. Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак, нужно подготовить

  • несколько картофелин (морковок), яблок.
  • форму для вырезания теста для выпечки;
  • клей ПВА;
  • краску (гуашь будет удобнее).

Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур.

  1. Разрезать овощ пополам
  2. Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в несколько раз больше).
  3. Подготовить печатки по количеству детей в группе.
  4. Смешать краску с клеем (1:2).

Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги.

Произведение печаткой «Платочек для мамы», "Компот". Печаткой легко пользоваться, но относительно долго готовить.

Инструкция:

  1. «Окунаем печатку в форме сердечка в краску и делаем отпечаток».
  2. «Точно так же ставим отпечатки в виде треугольников и кружочков».

Отпечатки яблоками — самый популярный вид создания рисунков с помощью печатки. Листья также могут быть материалом для оттисков на бумаге. Горький перец даёт отпечатки красивых цветочков, но в работе с этим материалом нужно быть очень аккуратным, чтобы потом не пекла кожа.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Свеча. Принцип выполнения рисунка в этой нетрадиционной технике заключается в том, что на лист бумаги наносится рисунок свечой, который проявляется в виде незаполненных цветом контуров при нанесении краски на всю подложку.

Рисунок свечой «Море». Для рисунка не стоит использовать цветные свечи. Инструкция:

  1. «Возьмите свечу и нарисуйте ею на расположенном горизонтально листе волны, облака и солнце с лучами».
  2. «Теперь окуните кисточку в воду, затем в синюю краску и начинайте зарисовывать лист снизу вверх — у вас «появится» море».
  3. «Ту область, где вы рисовали солнце нужно заполнить краской жёлтого цвета».

Фон для рисунков свечой лучше подбирать не слишком разноцветный. Сложность рисунка в том, что дети сами создают контур.


Перспективный план работы с детьми 6-7 лет.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Октябрь

1

неделя

«Осенний лес».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати.

Лист бумаги, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

2

неделя

«Ёжик».

Отпечаток листьев. Рисование поролоновым тампоном.

Закрепит технику печатания листьями. Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук.

Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны.

3

неделя

«Яблочко».

Рисование ватными палочками

Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками.

Альбомный лист, на котором нарисован, но яблоко ватные палочки, гуашь, баночки с водой.

4

неделя

«Компот из яблок»

Оттиски печатками яблока

Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из яблока красками разного цвета. Развивать речь и мышление.

Половинка яблока, гуашь (красного, желтого, зеленого цвета), альбомный лист.

Ноябрь

1

неделя

«Веточка смородины»


Отпечаток листьев. Рисование ватными палочками

Учить детей рисовать веточку смородины, техникой печатания листьями, а кустик с ягодками ватными палочками. Учить передавать особенности изображаемого предмета.

Альбомный лист, гуашь, листочки, ватные палочки.

2

неделя

«Барашек».

Рисование скомканной бумагой.

Познакомить детей с новой техникой, рисование смятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук.

Альбомный лист, на котором нарисован силуэт барашка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.

3

неделя

«Петушок, петушок».

Рисование пальчиками

Познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху.

Краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.

4

неделя

«Яблоко поспело»

Монотопия

Познакомить со способом монотопии и получение уникального симметричного отпечатка.

Лист бумаги сложенный пополам, гуаш, кисть, салфетка

Декабрь

1

неделя

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки

2

неделя

«Пушистый зайчонок».

(рисование по трафарету).

Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук

Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон

3

неделя

«Елочка»

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4

неделя

«В лесу родилась елочка»


(Рисование методом тычка)
«украсим елочку» (пальчиковая живопись)

Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма.

Листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь.

Январь

2

неделя

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

3 неделя «Снеговичок»


Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

4

неделя

Коллективная работа «Осминожки»

Рисование ладошкой

Закрепить технику рисования ладошками. Развивать воображение, творчество.

Разноцветная гуашь, большой лист бумаги, кисти, Баночки с водой.

Февраль

1

неделя

«Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь

2

неделя

«Снежинки».

(Рисование крупой или солью).

Данными снежинками украшаем группу.

Познакомить с техникой рисования крупой или солью. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки.

3

неделя

«Кораблики»

Рисование восковыми мелками и кистью

Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.

Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой.

4

неделя

«Снежинки».

Свеча, акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Март

1

неделя

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2

неделя

«Золотая рыбка».

Рисование мыльными пузырями и ладошкой

Учить детей гуашь смешивается с шампунем, разливать в емкости, вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно доставать соломинку и сверху прикладывается чистый лист и прижимать ладонью, получается отпечаток.

Альбомный лист, моющее средство, гуашь

3

неделя

«Облака».

(Рисование по сырому фону, или рисование тампоном).

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

4

неделя

«Березка».

Показать детям как можно с помощью карандашной стружки создать образ березы. Развивать воображение, наблюдательность.

Белая бумага, карандашная стружка. клей.

Апрель

1

неделя

«Подводное царство».

(пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью)

Познакомить детей с различными техниками рисования;
- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.;
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.

Бумага белого или голубого цвета; гуашь разного цвета; ватные палочки; пробки; соль. Влажные и бумажные салфетки. Губки для гуаши.

2

неделя

«Пасхальное яйцо»


Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень

3

неделя

«Муравейник»

Аппликация из листьев чая

Показать детям как с помощью листочков чая создать муравейник.

Листы белой бумаги, чай

4

неделя

«Красивые цветы для пчелки».

рисование ладошкой и пальчиками

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность.

Листы белой бумаги, красная и зеленая гуашь, салфетки

Май

1

неделя

«Первомай».

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин

2

неделя

«Радуга-дуга».

Обрывная аппликация

С помощью обрывной аппликации, познакомить детей с чередованием цветов радуги. Развивать мелкую моторику рук, воображение

Альбомный лист на котором нарисован контур радуги, цветная бумага, клей.

3

неделя

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

4

неделя

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

Сентябрь 2017 – май 2018 года

I этап – подготовительный: сентябрь 2017

1.Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания художественно-творческого проекта

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Социологический опрос родителей.

II этап – основной: октябрь2017– апрель 2018г.

1.Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.

2.Формирование навыков художественной деятельности детей 6-7 летнего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий: май 2018г.

  1. Итоговое мероприятие - интерактивная презентация «Вернисаж» с приглашением родителей и педагогов в форме игры-путешествия.

Заключение

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад, и принимают участие в конкурсах детского рисунка.

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта, ориентированного на воспитанников младшей возрастной группы;

Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;

Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;

Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

В 2018-2019 учебном году планируется для детей младшего дошкольного возраста использовать техники нетрадиционного рисования, как традиционными красками, так и красками на основе молока, сгущенного молока, йогурта и природными красителями – сок овощей, фруктов, ягод, растений.

Методическое обеспечение проекта

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»»/ В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  3. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  5. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии/учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
  6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество/Т.С.Комарова.– М. : Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  9. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет/Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Лыкова «Занятия по изобразительной деятельности»

Приложение 1

Конспект занятий

Тема: «Воздушные шарики».

Программное содержание: дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

Оборудование: гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости приходит кукла Катя. У нее День рождения. «Давайте, ребята, подарим ей воздушные шарики».

2. Рассматривание и обследование воздушного шарика (круглый, цветной).

3. «А вот какие разноцветные красивые шарики мы сейчас с вами нарисуем для куклы Кати» - показ готового образца.

4. «Вот как будем рисовать» - показ способа действий.

5. Самостоятельная творческая деятельность.

6. Физминутка «Поиграем с воздушным шариком».

7. Чтение стихотворения «Шарики» В.Антонова:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой,

Заплясали шарики!

Красный, голубой.

8. Обыгрывание, анализ.

Тема: «Петушок, петушок…».

Программное содержание: познакомить с техникой рисования пальцами, продолжать учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к петуху.

Оборудование: краска для пальчикового рисования, емкости для красок, влажные тканевые салфетки, изображение петуха без хвоста.

Ход занятия.

1. Игровой прием: в гости к детям пришли петушки. Педагог вместе с детьми рассматривает их: «Чего же не хватает петушку?»

2. «Не расстраивайтесь, сейчас мы вам нарисуем вот такие красивые нарядные хвосты» - показ готового образца.

3. «Посмотрите, ребята, как мы будем их рисовать» - показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Физминутка «Петушок, петушок…» с чтением потешки.

6. Обыгрывание, анализ

Тема: «Подводное царство».

Программное содержание: закрепление умения рисования пальцем, дать общее представление о водорослях, развивать речь, внимание, воспитывать доброжелательное отношение к рыбам.

Оборудование: зеленая гуашь, влажные тканевые салфетки, альбомные листы изображением рыбок и камешков на дне, игрушка-рыбка.

Ход занятия.

1. Игровой прием: появляется красивая золотая рыбка. Воспитатель рассказывает, где она живет, что такое водоросли (травка, которая растет в воде), для чего они нужны (чтобы дышать). «Ребята, а я знаю водоем, где у рыбок травки-водоросли еще не выросли и рыбкам там живется не очень хорошо. Давайте, им поможем: нарисуем водоросли».

2. «Вот какие водоросли у нас будут» - показ готового образца.

3. Показ способа действий.

4. Самостоятельная творческая деятельность.

5. Подвижная игра «Рыбки».

6.Обыгрывание, анализ.

Приложение 2

Слайд1.JPG     Слайд3.JPG

Слайд4.JPG  Слайд5.JPG

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей."

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей.

Методические рекомендации  воспитателям по  развитию  творческих  способностей  через   использование нетрадиционных  техник  рисования...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшей группы»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...