Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
методическая разработка по теме

Комарькова Наталья Викторовна

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnye_tehniki_risovaniya..docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как

средство развития творческих способностей

детей.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

  1. Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
  2. В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.
  3. Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
  4. На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.

Рисование пальчиками

о   Возраст: от 2 лет

о   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,

о   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

салфетки.

о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит

точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

о   Возраст: от 2 лет

о   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

о   Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

 о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы

руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

о   Возраст: от 3 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

о   Возраст: от 3 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,

меняются и блюдце и смятая бумага.

 Восковые мелки + акварель

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

о   Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

о   Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

о   Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

остаётся белым.

Печать по трафарету

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

о   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

о   Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

о   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая

ложечка.

о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и

выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.

Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

о   Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: точка, фактура.

о   Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см)

 о   Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

о   Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

о   Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: фактура, объём.

о   Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см,

журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

о   Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый

квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

о   Возраст: от 6 лет

о   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

о   Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

о   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

о   Возраст: от 6 лет

о   Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

о   Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.



 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Спасибо вам за вашу работу! Всех благ вам и процветания!