Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Ведение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Как отмечает Т.С. Комарова: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить".
Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача.
Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. "Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное".
В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др. Кроме того, в журналах по дошкольному воспитанию и образованию публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Анализ литературы по проблеме обучения дошкольников разнообразным изобразительным техникам указывает на решающую роль педагога (Комарова Т.С., Казакова и др.).
Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако, на сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих способностей.
На основе противоречия можно обозначить проблему, какие условия нужно создать для достаточного использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей.
Актуальность
В настоящее время в стране происходит модернизация системы образования; дошкольное образование, согласно закону «Об образовании» стало структурной единицей системы, первой ступенью образования. ФГОС ДО, введенный в действие в 2013 году запустил механизм трансформации образовательного процесса дошкольных образовательных организаций. Одним из основных принципов ФГОС является осуществление воспитательно–образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.
Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих сила.
В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Использование данных техник возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
Условия формирования личного вклада в развитие дошкольного образования
Научно-исследовательские: определение психолого-педагогического воздействия нетрадиционных техник рисования на развитие творчества в трудах известных психологов и педагогов, в изданиях периодической печати, а также в Интернет - ресурсах.
Методические: изучение опыта работы коллег-воспитателей, педагогов, специалистов; составление плана самообразования по использованию нетрадиционных техник рисования; выбора форм работы, методов и приемов; составление тематического планирования по работе с детьми.
Организационно-педагогические: организация и участие в методических объединениях и педсоветах с целью внедрения нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность других педагогов и познакомить со своим опытом работы.
Насыщение предметно-пространственной среды: подбор разнообразного природного и бытового материала.
Принципы организации:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип природосообразности: постановка задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
· Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
· Учёт возрастных и психологических особенностей детей;
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· Игровая форма подачи материала;
· Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Цель:
Развитие творческих способностей детей старшего возраста, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
· Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
· Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности.
· Развивать детское творчество и воображение путем создания творческих ситуаций в художественно изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
· Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
· Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
· Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
· Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели.
Новизной и отличительной особенностью опыта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.
В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Идея опыта заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками в работе кружка «Волшебные красочки»
Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Методическое обеспечение опыта:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Интеграция всех образовательных областей:
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Форма и методы реализации программы:
· Групповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
· Мастер - классы с педагогами и родителями;
· Консультации для родителей и педагогов;
· Публикация информации на сайте ДОУ;
· Оформление предметно-окружающей среды.
Виды используемых техник нетрадиционного рисования.
· Рисование песком;
· Печать листьями;
· Рисование мятой бумагой;
· Кляксография с трубочкой;
· Печать по трафарету;
· Монотипия предметная;
· Монотипия пейзажная;
· Пластелинография;
· Рисование свечей;
· Оттиск пенопласта;
· Рисование пеной для бритья;
· Оттиск поролона;
· Рисование солью;
· Рисование ладошкой;
Материал:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
- Демонстрационного наглядного материала.
Формы подведения итогов в конце года реализации опыта:
ü Проведение выставок детских работ
ü Проведение открытого мероприятия
ü Проведение мастер-класса среди педагогов
ü Сообщение опыта работы на педсовете
Предполагаемый результат:
· Инициативность;
· Самостоятельность;
· Любознательность;
· Наблюдательность;
· Воображение, фантазия, образное мышление;
· Творческие способности;
· Склонность к экспериментированию;
· Способность к принятию решений.
Перспективный план работы
Дата | № | Занятие | Программное содержание | Техника |
Октябрь
|
1. | «Мое любимое дерево осенью» | Познакомить детей с техникой калькография из трубочки. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет. | Калькография трубочкой, оттиск пенопластом. |
2. | «Бабочки которых я видел летом» | Познакомить детей с техникой монотипия. Закрепить понятие симметрии на примере бабочки. Развивать пространственное мышление. | Монотипия, (обведение ладошки и кулака) | |
3. | «Ветка рябины» (с натуры) | Продолжать учить анализировать натуру, выделять ее признаки. Закреплять умение рисовать пальчиками. | Рисование пальчиками.
| |
4. | «Лес точно терем расписной» | Продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации. Формировать композиционные умения. | Гуашь, цветная бумага. | |
Ноябрь |
5. | «Осеннее волшебство» | Учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования. | Пальчики.
|
6. | «Домик в деревне»
| Продолжать знакомить детей с техникой оттиск пенопластом. Развивать чувство композиции. | Оттиск пенопластом.
| |
7. | «Чудесное превращение кляксы»
| Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами (художественные и бытовые). Показать новый способ абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию необычных форм. Развивать творческое воображение. | Трубочки, зубные щетки, гуашь.
| |
8. | «Хмурая, грустная осень» | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже, учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками. Составлять композиции использованием разных способов, упражнять цветовосприятие отбором холодных оттенков, печального колорита поздней осени. |
Восковые мелки, акварель. Набрызги кистью. | |
Декабрь |
9. | «Снегири на ветках» | Продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования. | Ладошка, пальчики, тычок поролона. |
10. | «Зимний лес» | Совершенствовать умения и навыки рисования пальчиками и поролоном. Продолжать развивать чувство композиции. | Тычок, оттиск пара лона, пальчики. | |
11. | «Букет для снегурочки»
| Продолжать учить работать с данной техникой, продолжать развивать чувство композиции, цветовосприятия - умения отбирать холодные тона. |
Монотипия.
| |
12. | «Ледяная избушка»
| Продолжать развивать восприятие колорита в изображении холодного времени года. Совершенствовать умение работать с данными техниками. |
Тычок пара лона, пальчики. | |
Январь |
13. | «Елочка нарядная»
| Учить детей в работе отражать облик ели наиболее выразительно. Совершенствовать навык работы с пара лоном.
| Поролон, ватные палочки. |
14. | «В гостях у снега снеговика»
| Познакомить детей с новой техникой — на брызги по трафарету. Развивать фантазию и творчество в рисовании. | На брызги по трафарету. | |
15. | «Я в подводном мире» | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике — отпечаток от ладошки (рыбы, осьминоги). Развивать чувство композиции и колорита. | Отпечаток ладошки. Восковые мелки, гуашь, акварель. | |
16. | «Моя любимая погода зимой»
| Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в разных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель). Упражнять в работе с данными техниками. | Манка, клей. Рваная бумага. Вата, гуашь. | |
Февраль |
17.
| «Сказочные птицы»
| Развивать фантазию и творчество. Упражнять в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ сказочных птиц. | Отпечаток ладошкой, акварель, гуашь. |
18.
| «Волшебный зимний лес»
| Продолжать упражнять детей в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ леса. Развивать творчество и фантазию. | Раздувание из трубочки, тычок пара лона. | |
19. | «Цветные ладошки»
| Продолжать знакомить с техникой рисования ладошкой. Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке. Развивать творчество и фантазию. | ладошка, пальчики. Гуашь.
| |
20. | «Берег моря»
| Формировать эстетическое представление об особенности изображения морского берега, путем нетрадиционного изображения. Совершенствовать умения детей работать с данными техниками. | Печать по трафарету, тычок пара лона. Сухая гуашь. | |
Март |
21. | «Ветка с первыми листьями»
| Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полу распустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции. | Оттиск печатками |
22. | «Открытка для мамы» (мамины любимые цветы)
| Учить украшать цветами и украшать пальчиками открытку для мамы. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.
| Печать по трафарету, пальчики | |
23. | «Подсолнухи»
| Закреплять умение рисовать в технике печать ладошкой. Развивать воображение и творчество. | Ладошки. | |
25. | «Полет в космос»
| Продолжать учить смешивать различные краски (синею, голубую, фиолетовую) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печать по трафарету. Учить рисовать ракеты , летающие тарелки. | На брызги по трафарету, пастель. | |
Апрель |
26. | «Пробуждение природы от зимнего сна» (у озера) | Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению. Развивать чувство композиции, колорита. | Монотипия. |
27. | «Чудесный букет»
| Закреплять знания детей о симметричных и несимметричных предметах, совершенствовать навыки рисования гуашью. | монотипия | |
28. | «Березовая роща»
| Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи Развивать чувство композиции. | Рисование свечей. | |
29. | «Вишня в цвету»
| Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка. | Пальчики, тычок. | |
Май |
30. | «Улыбка весны» Техника по выбору
| Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческие способности; Учить создавать пейзажи с использованием знакомых нетрадиционных техник рисования по выбору. | Весь необходимый материал. |
31. | «Цветущий луг» | Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать более выразительному отражению впечатлений о весне. | Кляксография. | |
32. | «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. | |
33. | «Праздничный салют» | Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие; Отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют в технике набрызг. | Набрызги. |
Список литературы.
1. Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.
2. Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
4. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.
6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.
7. Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н /Д., 2003.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004.
9. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М., 2010.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.
11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.
12. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
13. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014.
14. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
Методическая разработка по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
Изобразительная деятельность приносит ребенку радость творчества, сопутствует благоприятной эмоциональной атмосфере, формирует у детей трудолюбие, активность, самостоятельность и инициативность,...
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей».
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...
Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных мат...
Методическая разработка по теме НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Актуальность Эффективным средством развития творческой личности являются занятия изобразительным искусством с раннего детства. Наиболее благоприятным(сенситивным) периодом для развития творческих спос...