Картотека массажа мячем Су-Джок по лексическим темам
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хохлова Татьяна Александровна

Одна из разновидностей кинезиологических игр. Пальчиковые игры с массажным мячем Су-Джок и колечками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

с массажным мячем Су-Джок  и колечками.

Для развития речи, внимания и мелкой моторики часто используют пальчиковую гимнастику и игры. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии – с грецкими орехами. Мы с детства помним «Сороку- Белобоку», «Ладушки» и др. В настоящее время придумано множество стихотворений, появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики и игр. Очень полезен в таких играх массажный мяч.

Массажный мяч (колючий мяч Су-Джок) – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи.

Правила при использовании игр с мячом:

1. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно.

2. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти пальчиками).

3. Пальчиковая гимнастика должна использоваться на всех занятиях в ДОУ

Предлагаем Вам некоторые упражнения с массажным мячом по лексическим темам. Для малышей можно объединять несколько строчек в одно действие, так как маленькие детки могут не успевать выполнять все движения.

Цели и задачи методического пособия.

Цель: расширение приемов и методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с использованием Су-Джок терапии. Нормализовать мышечный тонус. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга

Задачи: 

• Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок;

• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;

• Использовать элементы су-Джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи;

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.



Предварительный просмотр:

        Картотека массажа с мячем Су-Джок                               Картотека массажа с мячем Су-Джок

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

9. Мячик поочередно прокатить по пальцам левой руки под счет до пяти, начиная с большого. Дойдя до мизинца, вернуться к большому пальцу. То же самое выполнить с пальцами правой руки.

10. Осуществлять круговые движения мячиком по левой ладони под счет до пяти сначала по часовой стрелке, затем против нее. Аналогичную работу проводить с правой рукой.

11. Поглаживающими движениями двигать мячик от центра ладони к пальцам, затем от пальцев к центру ладони: сначала правой рукой, затем левой.

12. Удерживать на весу левую ладонь с собранными вместе пальцами. Проводить мячиком вперед-назад по тыльной стороне левой руки, потом правой руки.

13.  На счет «раз» сжать мячик правой рукой; на счет «два» -разжать ладонь; на счет «три»- сжать мячик левой рукой; на счет «четыре»- разжать ладонь.

(Осень)

«Осень»

Дождик, дождик озорной,

Поиграть пришёл со мной.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Капли весело стучат Кап-кап-кап.

Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

Листья кружатся, летят,

С ветром поиграть хотят.

Катаем мяч круговыми движениями между ладонями.

Осень в гости к нам пришла.

Непогоду привела.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

«Дождик»

Дождик по лесу гулял,

Дождик песню напевал: Кап-кап, кап-кап-кап.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

Всё не кончится никак.

Энергично сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.

(Осень)

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле,

Перелетные птицы на юг улетели,

Катаем шарик между ладонями

Голы деревья, пустынны поля,

Зажимаем шарик в правой ладони

Первым снежком принакрылась земля.

Зажимаем шарик в левой ладони

Река покрывается льдом в ноябре –

Передаем из одной ладони в другую

Поздняя осень стоит на дворе.

Катаем шарик между ладонями

(Овощи)

«Урожай»

В огороде много дел.

Урожай у нас поспел.

Катаем мяч по поверхности стола круговыми движениями.

Помидор и кабачок,

Перец, лук и чесночок.

Попеременно сжимаем мяч то в правой, тов левой руке.

Свекла, репа, редька, лук.

Много овощей вокруг!

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

«Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

(Грибы)

«Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг.

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно катают мячик, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

(Дом, мебель)

«Мебель»

Мебель я начну считать.

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

«Домик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

В этом домике пять этажей:

 катаем шарик по ладони

На первом живет семейство ежей,

надавливаем поочередно на каждый пальчик

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Одежда)

«Одежда»

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

 Как у нашей свинки на ногах ботинки.

Массаж пальцев мячем на обеих руках: по два пальца (1мизинец – 2 мизинец, 1 безымянный – 2 безымянный…) на каждое двустишие.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки.

Шагают по стулу указательным и средним пальцами обеих рук.

(Посуда)

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!»

Поочередно катают мячик, начиная с мизинца правой руки.

(Дикие животные зимой)

«Дикие звери зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Поочередно катают мячикпо пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями

(Новый год. Зимние забавы)

«Новый год»

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно катам мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать .

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

(Транспорт)

«Транспорт»

Будем мы с тобой играть,

Будем транспорт называть

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай,

Метро и самолет,

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

(Животные жарких стран)

«Животные жарких стран»

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок,

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети катают Су – Джок между ладонями.

(Животные севера)

«Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями

(Домашние животные и птицы)

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами !

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

(Перелетные птицы)

«Перелетные птицы»

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко .

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей .

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –

Поочередно катают мячик между пальчиками, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Дети катают Су – Джок между ладонями.

(Рыбы)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно катают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

Перекидывать шарик из руки в руку

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

Сжимать, разжимать шарик в кулачке.

(Насекомые)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

(Игрушки)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

«Веселый мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

(Дикие животные)

«Ежик и мышки»

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок

Прокатывать мяч в ладонях вперед – назад

Встал с утра, и в лес – гулять,

Чтоб друзей всех повидать.

Поднять руки вверх. Перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Постучать мячом по столу. Завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий Попрыгайка,

В огороде чьем – то ловко

Прокатываем мяч по одной коленке вперед. Прокатываем мяч по другой коленке назад.Подбрасываем и ловим мячик.

Раздобыл косой морковку!

Завести руки за спину и спрятать мяч.

У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки

(Сад, фрукты, ягоды)

«В саду»

Это спелый абрикос.

Он в саду на ветке рос.

В сад с корзиной мы пойдём,

Яблок спелых мы наберём.

Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.

Не ленись, и помогай,

Собирать нам урожай.

Энергично сжимаем мяч обеими руками.

Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.

«Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит .

« Ну – ка, скушай !»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, держа в ладошке мячик.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

(Сад, фрукты, ягоды)

«Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника

Поочередно пракатывают мячик по пальчикам, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец!

Большой палец вытягивают вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог под...

Картотека упражнений с мячиком Су-Джок по лексическим темам

Су –Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура ...

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам...

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам

Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам...

Картотека упражнений с мячиками "Су-Джок" по лексическим темам

Все большое признание среди педагогов, логопедов, дефектологов приобретает су-джок терапия («су» - кисть», «джок» - стопа). Одним из практических инструментов ...

картотека с мячами Су-Джок по лексическим темам

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук....